Храмы

с. Чкаловское. Храм Живоначальной Троицы.

Престольный праздник Престольный праздник: 27 мая   Количество просмотров 3748

Адрес: 692200 с. Чкаловское, Спасский р-он, ул. Терешкевича, 70.

Проезд: 267 км по трассе от Владивостока.

Тел.:  8 (42352) 7-54-82.

Духовенство: протоиерей Владимир Капитанюк – настоятель.

Справка.

Исторические сведения.

Село Зеньковка (с 1939 г. – с. Чкаловское) расположено на Приханкайской низменности, на реке Сорочевка, в окружении старожильческих сёл XIX века – Александровка, Духовское, Васильковка, ж.-д. станции Свиягино и более позднего населённого пункта – Кронштадтка.  

         Основано в 1892 году крестьянами Полтавской губернии. Население: 1890 – 74, 1892 – 376, 1898 – 1014, 1910 – 1866 душ обоего пола. С 1900 года – центр Зеньковской волости. Старожильческое население считалось зажиточным, здесь помимо земледелия и скотоводства, развивались промыслы, в т. ч. мукомольное, маслодельное, гончарное производства.

 Согласно документам Российского государственного исторического архива Дальнего Востока, в с. Зеньковка самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика открыт в соответствии с Указом Святейшего Синода от 8 июня 1895 года. Закладка храма совершена в честь Св. Троицы в декабре того же года.

Церковь в честь Святой Троицы в с. Зеньковка построена в 1897 году на общественные средства и с пособием от казны 4 000 рублей, отпущенные из остатка переселенческих сумм и частично из Фонда памяти Императора Александра III (там же, л.л. 641, 737 об.). Общая стоимость церкви составила 15 000 рублей.

Церковь освящена в декабре 1896 г. (освятил, всего вероятнее, благочинный Южно-Уссурийского округа П.С. Мичурин), и открыта 16 мая 1897 года (по страховой описи Святейшего Синода отмечен 1898 год). Алтарь посвящён Святой Троицы (престольное празднование совершается в День Святой и Живоначальной Троицы. Пятидесятница).

В 1900 году Преосвященнейший Евсевий, епископ Владивостокский и Камчатский, объявил благодарность:

– обществу крестьян села Зеньковка, уплатившему из общественных сумм половину стоимости иконостаса Зеньковской Троицкой церкви – 500 рублей;

– мещанину с. Верхнеудинск Забайкальской области Александру Петровичу Тучкову, пожертвовавшему 100 рублей на приобретение в Свято-Троицкую церковь серебряного потира;

– крестьянам села Зеньковка: Савве Оропаю, Иову Кононец и казаку станицы Ундинской Забайкальской области Алексею Иоаннову Комокорцеву за денежные пожертвования на нужду Зеньковской Троицкой Церкви («Приамурские ведомости. 1900, № 340. – 2 июля). 

 В клировой ведомости за 1916 год имеется описание здания церкви Св. Троицы: «…деревянная, на каменном фундаменте вместе с колокольней, крепка, снаружи и внутри обшита тесом, а в 1914 году внутри обшита шведским картоном и тщательно выкрашена масляной краской, как снаружи, так и внутри, в 1908 году – обнесена прочной деревянной оградой (эстафетом) и выкрашена масляной краской, в 1914 году вновь тщательно выкрашена… Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным – 2 десятины 1320 квадр. сажень. Дома священно – и церковнослужителей имеются, построены тщанием прихожан местной церкви в 1901 году и составляют собственность церкви, другие здания, принадлежащие церкви, – церковно-приходской школы…  В церковной библиотеке находится книг… 130 томов».

         Храмовое строительство в Зеньковке велось под наблюдением епархиального архитектора Михаила Кесельмана.

 Сохранилась фотография (вид с восточного входа в храм; на переднем плане строй вооружённых винтовками зеньковских крестьян – бойцов отряда ЧОНа, 1924 г., а не партизанского отряда, как отмечено в одном издании) фрагмента здания. Деревянная семикупольная Свято-Троицкая церковь, крещатая в плане, с колокольней, составляющей единое целое с телом здания храма, отличалась от шатровых храмов Спасского благочиния. К высокой «клети» средней части с небольшими барабанами с куполами по углам и центральным световым восьмигранным барабаном с главой и крестом устроен южный придел с порталом. Притвор с десятью прямоугольными окнами, с апсидой и приделом имеет общую высоту. Колокольня с ярусами четвериков. Всё построение – прямоугольно-квадратное, с подшитыми причелинами, водосливными трубами.

Имеются сообщения:  в 1898-99 гг. службу нёс священник Григорий Ваулин, ему помогал псаломщик Феодор Владимиров. Некоторое время приход окормлял отец Александр, иеромонах Приамурского Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря. О. Григорий Ваулин, вероятно, был строителем не только храма, но и церковноприходской школы. Здесь проходила служба священника Вячеслава Лашева. На строительство церкви немалые денежные пожертвования внёс зеньковский крестьянин Гордей Косяк. По кончине его приход решил похоронить своего незабвенного благотворителя около храма, рядом с могилой священника. Заметно и отличительна была деятельность старожила села, помощника старосты церкви Прокофия Спинко.

         Церковный надел – 302 десятин: 200 десятин пахотной и 102 десятины кустарниковой земли.

 Яркую картину бытовавшего просвещения представил редактор газеты «Приамурские ведомости» А.П. Сильницкий, обследовавший Южно-Уссурийский край в 1900 году:

         «В Зеньковке в настоящее время 167 дворов, из них 32 крыты железом, население: мужского – 641 чел., женского – 542 чел. Церковь построена в 1896 г., ее постройка обошлась в 10 тыс. рублей; церковь стоит на горе и видна как с линии железной дороги, так и с колесного тракта от с. Александровки. Вблизи церкви – школа 24 аршина длины и 12 ширины (16,8 х 8,4 м), здание школы, построенное из хорошего кедрового леса, можно считать удовлетворительным, хотя для такого большого села, как Зеньковка, где детей школьного возраста 89 чел., из коих в минувшую зиму обучались 40 мальчиков и 14 девочек, тесно, особенно, если принять во внимание, что половина школьного здания состоит под квартирой учительницы. Учительница ведет свое дело усердно и умело, но силы одной учительницы для такого огромного числа учащихся можно считать недостаточными. Зеньковцы, как и другие крестьяне Южно-Уссурийского края, вообще говоря, мало радеют о школе и выклянчить на школу лишний рубль очень трудно. Школьными пособиями школа обставлена хорошо: есть картинки по Священной истории, по истории отечественной, развешанные в классной комнате по стене, есть картины по части ботаники и зоологии».

        Следует отметить, Зеньковская церковно-приходская школа построена в 1895 году попечением местного священника на средства, отпущенные Епархиальным ведомством. Примерно в 1898 году в ней учительствовал священник Григорий Ваулин. С постройкой министерской школы в ней обучались только девочки.

         Священник Димитрий Пляскин и прихожане Зеньковской церкви на обращение правительства с высоким чувством патриотизма откликнулись с пожертвованием денежных средств в пользу «Общества Красного Креста» и на санитарные нужды Действующей русской армии в годы русско-японской  войны 1904-1905 гг..  

 Нелёгкую службу псаломщиков Зеньковской церкви несли Феодор Владимиров, Авксентий Омельченко (до 22.01.1903), Сергей Головко (14 февраля 1910 г. с возложением в стихаря), Лаврен Атаманенко (с 10.06. 1910, награждён стихарём 29.06.1912 г.); церковные старосты: крестьянин Андрей Ващенко, кандидатом при нём Семён Скубко, Меркурий Рубан (трапезник), Алексей Нестеренко и кандидатом при нём крестьянин Прокопий Спинко; председатель церковно-приходского попечительства: Алексей  Ковтун и членами Гавриил Рубан и Кирилл Сухонос (с 26.06.1907). В Уссурийское Братство Пресвятой Богородицы принят крестьянин Стефан Павлович Пах,

         С приходом советской власти в октябре 1922 года Зеньковская ячейка РКСМ отвоевала себе клуб в старом здании церковноприходской школе. И комсомольские «клубники» принялись порочить священника Свято-Троицкой  церкви. Прихожане мужественно отстаивала свои гражданские права свободы вероисповедания, закреплённые столетиями Православия на Святой Руси. В оперативной сводке начальника Спасской уездной милиции Г.К. Гнатенко отмечалось: «8 июля 1923 г. по наущению кулаков и попов толпа женщин оскорбляла председателя Зеньковского сельсовета и требовала от него, чтобы он открыл церковь. Женщины набросились на председателя комиссии по передачи церковного имущества т. Молочного. Молочный вытащил револьвер, стараясь пробиться к зданию волисполкома, но получил удар по спине мешком с солью. Разъярённая толпа накинулась на него, но он успел скрыться». 

Патриотическая позиция верующих позволила и в дальнейшем оберегать свой Дом Божий: в 1929 году они собрали 3 тыс. руб. на содержание храма, что вызвало особый психоз у властей.

В Спасском муниципальной районе храм в честь св. Троицы в Зеньковке стал последним действующим храмом. 19 января 1931 года Владивостокский окрисполком ходатайствовал перед Дальневосточным крайисполкомом (г. Хабаровск) о закрытии Троицкой церкви, но оно осталось без последствий. Храм всё же закрыли в 1934 году. В течение многих лет в помещении церкви размещался сельский клуб и библиотека. При постройке нового клуба, здание церкви передали под военно-патриотическую организацию ДОСААФ (1950-е годы). Беспризорное здание Троицкой церкви всё же сгорело, о ней лишь напоминает Св. крест, переданный современному православному приходу.

Священнослужители до 1917 г.:

Священник Григорий Ваулин – настоятель Свято-Троицкой церкви в 1898-1899 гг. 

Иеромонах Александр – монашествующий Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского мужского монастырь (1900 г.).

Священник Вячеслав Лашев – настоятель Зеньковской церкви (1902-1903).

Священник Димитрий Пляскин – настоятель Зеньковской церкви (1904).

Священника Ананий Козия – сверхштатный священник Зеньковской церкви (до 21.01.1912).

Священник Марк Никонишин – катехизатор Спасского благочиния, принят в Уссурийское Братство Пресвятой Богородицы (1910), настоятель Зеньковской церкви не позже 1909 года.

Современная история

По благословению митрополита Вениамина в 1999 году началось воссоздание храма Живоначальной Троицы с. Чкаловское благочинным Северного округа, протоиереем, настоятелем храма Преображения Господня в Спасске-Дальнем Владимиром Капитанюком. В инициативную группу также вошел церковный староста Новохатняя Ирина Николаевна.

Приход храма Живоначальной Троицы открыт 25 октября 1999 г. Первая литургия отслужена 07.01.2002 г. иеромонахом Питиримом (Флейтохом). 

Со временем приход купил объект незавершённого строительства готовностью 55% в с. Чкаловское Спасского района, площадью застройки 108,00 кв. метров, объёмом 302, 00 кв. метров под храм. После приобретения одноэтажный деревянный дом достроили, в нём стали собираться верующие люди. Прихожане желают построить храм на месте прежнего. В 2012 г. под постройку нового храма выделена земля, ведутся кадастровые работы. Был установлен новый забор, поставлен на дом купол с Крестом, устроена рядом с домом звонница.

 Границы Прихода храма Живоначальной Троицы:  с. Чкаловское, с. Свиягино, с. Зеленодольское, с. Александровка, с .Васильевка, с. Анненка, с.Никитовка, с. Духовское, ж/д станция Дроздово. Храм расположен в  довольно удобном месте: недалеко находится детский сад и общеобразовательная школа.

 Богослужения в храме осуществляются в воскресные и праздничные дни.

Настоятели:

Протоиерей Владимир Капитанюк (1999 – 2001 гг.), иеромонах Питирим (Флейтох) (2001-2003 гг.), иерей Павел Алисеев (2006 – 2011 гг.), иеромонах Софроний (Красовский) (2013 – 2017 гг.), митрофорный протоиерей Владимир Капитанюк (Владимир Николаевич Капитанюк) с 01.11.2017 г. по настоящее время. Согласно очерёдности в храме служит Иерей Иоанн Караман, клирик храма Вознесения Господня с. Спасское.

 Источники:

  1. А.М. Бачурин. Архитектура храмов Спасского благочиния Владивостокской епархии. Очерк истории и современности: – Владивосток: «Рея», 2017. – 225 с.,
  2. Левошко С.С. Православный храм – архитектурный символ России на Дальнем Востоке во второй половине XIX – первой половине XX вв. // Христианство на Дальнем Востоке. Материалы международной научной конференции. Части I и II. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000. – С. 58.
  3. Лепахин В. Большой и нужный труд, не свободный от погрешностей [Рецензия: Русская икона и религиозная живопись. Серия «Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа». Т. 1-2. Гл. редактор О.А. Платоном. М.: Институт русской цивилизации, 2011. Т. 1 – 880 с. Т. «. – 880 с.] // «Наш современник», № 9, 2012, – С. 272-273.

 

Фотогалерея



Читать все


Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Владивосток. Храм cвт. Спиридона Тримифунтского.
25.12.2018
ул. Черняховского, 13.
Престольный праздник Престольный праздник: 25 декабря
Лесозаводск. Храм  Святителя Николая чудотворца
19.12.2018
ст. Ружино (вокзальная площадь)
Престольный праздник Престольный праздник: 19 декабря

Популярное

Митрополит Владимир провел рабочее совещание, посвященное ходу строительства Спасо-Преображенского собора
25.03.2021
Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир провел очередное рабочее совещание на строительной площадке Спасо-Преображенского кафедрального собора.
Представители Владивостокской епархии приняли участие в семинаре Учебного комитета
26.03.2021
Владивосток-Москва. III Семинар сообщества преподавателей и исследователей Истории Русской Церкви состоялся 23-24 марта в дистанционном формате.В его работе участвовали со стороны Владивостокской епархии: епископ Уссурийский Иннокентий, к.ист. н., ...

Наверх