Православие на Дальнем Востоке: публикации

Епархиальные ведомости в системе управления Владивостокской епархией Русской Православной Церкви

Дата публикации 03.07.2008   Количество просмотров 5437
Смагин А.Н.,
кандидат исторических наук, ДВГУ

Комплексное изучение процесса освоения Дальнего Востока России в дореволюционный период невозможно без исследования деятельности православного духовенства, так как Русская православная церковь являлась неотъемлемой частью государственной системы управления. Для всестороннего изучения деятельности православного духовенства необходимо в первую очередь реконструировать административную систему управления Русской православной церкви в регионе и проанализировать важнейшие ее механизмы. Вопросы административного устройства Русской православной церкви на российском Дальнем Востоке рассматривались в целом ряде диссертационных исследований, появившихся на рубеже 1990–2000-х гг. В качестве предмета отдельного изучению они были рассмотрены в диссертации Е.А. Капрановой . Несмотря на это, целый ряд важнейших вопросов остался практически не затронутым. Прежде всего, это касается роли и значения епархиальных съездов и епархиальных ведомостей в системе управления дальневосточными епархиями. Необходимо отметить, что в условиях отсутствия у исследователей доступа к архивным фондам, сосредоточившим основную часть делопроизводственных документов по рассматриваемой проблеме, такие комплексные опубликованные источники как «Камчатские епархиальные ведомости», «Благовещенские епархиальные ведомости» и «Владивостокские епархиальные ведомости» приобретают особое значение. Наиболее полные коллекции данных изданий представлены в фондах центральных библиотек России: Российской государственной библиотеки, Государственной публичной исторической библиотеки (Москва), Российской национальной библиотеки, Библиотеки Академии наук России (С.-Петербург) . Несмотря на то, что исследователи активно использовали и продолжают использовать данные источники, епархиальные ведомости не изучались ранее в качестве отдельного предмета. Как правило, исследователи ограничивались краткой источниковедческой характеристикой изданий. В работах, посвященных истории печати в регионе, епархиальные ведомости не рассматривались . Учитывая сложившуюся ситуацию, в настоящей статье автор ставит следующую цель – провести источниковедческий анализ «Владивостокских епархиальных ведомостей», выявить роль и значение данного органа в системе управления Владивостокской епархии.

«Владивостокские епархиальные ведомости» были официальным печатным органом Владивостокской епархии Русской православной церкви. Издавались в период с января 1903 г. по март 1918 г. включительно. По видовой принадлежности данный источник относится к периодической печати, разновидность – журнал. Самоназвание данного издания автору выявить не удалось, однако, редактор «Владивостокских епархиальных ведомостей» священник В. Давыдов определял епархиальные ведомости именно как журнал . В каталогах центральных библиотек России епархиальные ведомости так же классифицированы как журнал. Кроме этого, признаки данного источника не соответствуют признакам газет, издававшихся в России в конце XIX – начале XX в.: оперативная подача информации, большой формат, деление внутренней структуры на колонки .

Первые епархиальные ведомости в России появились в Ярославской епархии в 1860 г. Инициатива учреждения данного журнала принадлежала архиепископу Херсонскому Иннокентию. Он разработал программу епархиальных ведомостей, которая была утверждена Св. Синодом и послужила основой для создания официальных периодических органов других епархий Русской православной церкви. Журнал состоял из двух частей: официальной и неофициальной. В официальной части публиковались законодательные и подзаконные акты, регулирующие деятельность клира. В неофициальной – выдержки из богословских сочинений, проповеди, поучения, духовные беседы, сведения по истории епархии. Большинство епархиальных ведомостей выпускались два раза в месяц, некоторые – еженедельно .

Владивостокско-Камчатская епархия была учреждена в 1899 г. в процессе реорганизации Камчатской епархии. Причиной учреждения новой епархии стало значительное увеличение численности крестьян-переселенцев в Южно-Уссурийском крае в конце XIX века, большая часть которых являлась последователями Русской православной церкви. В состав епархии вошли Южно-Уссурийская, Удская, Гижигинская, Петропавловская, Анадырская округи Приморской области, о. Сахалин и Командорские острова. В 1907 г. в состав епархии были включены приходы, расположенные по линии Китайско-Восточной железной дороги, ранее находившиеся под юрисдикцией Пекинской духовной Миссии. Кафедра епископа расположилась в г. Владивостоке . Основная часть приходов, пятьдесят из семидесяти пяти, оказалась сосредоточенной в Южно-Уссурийском крае . Процесс организации системы управления Владивостокской епархией растянулся на несколько лет. В епархиальном отчете за 1899 г. епископ Евсевий отметил необходимость осуществления целого ряда первоочередных мер: строительство новых храмов и учреждение новых приходов в Южно-Уссурийском крае, развитие сети образовательных учреждений, в том числе открытие духовной семинарии и духовного училища для подготовки клириков из местной среды . Вопрос о необходимости издания собственного периодического органа не поднимался, так как не являлся столь насущным. Отсутствие собственного периодического издания во Владивостокской епархии компенсировалось за счет «Благовещенских епархиальных ведомостей». Клирики Владивостокской епархии остались подписчиками данного издания, а отдельные священнослужители даже подготовили публикации для журнала. В официальной части «Благовещенских епархиальных ведомостей» появился новый раздел: «Известия и распоряжения по Владивостокской епархии» . Разумеется, данная мера была вынужденной. Проблемы Владивостокской епархии не могли получить должного освещения и обсуждения на страницах журнала, по причине заинтересованности редакции в первую очередь отражать жизнедеятельность Благовещенской епархии, и сложностей с получением необходимой информации о Владивостокской епархии и Южно-Уссурийском крае .

Собственный официальный периодический орган появился во Владивостокской епархии только в 1903 г. К этому времени в епархии насчитывалось 82 прихода . Практически столько же приходов было и в Камчатской епархии на момент начала издания епархиальных ведомостей . Тем не менее, спустя годы редактор «Владивостокских епархиальных ведомостей» священник В. Давыдов отмечал, что «учреждение журнала при столь скромном количестве подписчиков «было делом большой смелости» . Епархиальное начальство планировало, что динамика роста численности приходов в епархии сохранится и, соответственно, количество подписчиков в ближайшие годы должно было возрасти . Однако этот расчет не оправдался. В связи с русско-японской войной и началом революции поток переселенцев в регион практически прекратился, и ожидаемого увеличения числа приходов не произошло. В 1903-1905 гг. было открыто всего три прихода и только с 1907 г. процесс учреждения новых приходов стал набирать обороты.

Необходимость издания собственного журнала для Владивостокской епархии была очевидна. В 1902 г. в епархии только 10% священнослужителей имели полное семинарское образование . Епархиальное начальство постоянно испытывало недостаток священнослужителей, и было вынуждено решать эту проблему за счет церковнослужителей, несмотря на их низкий образовательный ценз. В такой ситуации нужно было создавать и расширять возможности самообразования и обмена опытом между духовенством. Существенным средством в разрешении сложившейся ситуации должно было стать издание собственного журнала.

Инициатива издания «Владивостокских епархиальных ведомостей», безусловно, принадлежит талантливому организатору и администратору епископу Владивостокскому Евсевию. Он стоял во главе организации храмового строительства в Южно-Уссурийском крае во второй половине 1890-х гг., будучи епископом Камчатским, наиболее полно владел информацией о состоянии дел в епархии, ее потребностях и финансовых возможностях. Вместе с тем реализация данной инициативы во многом находилась в руках первого редактора журнала А.Г. Разумовского.

А.Г. Разумовский был выпускником Петербургской духовной академии. После ее окончания в 1898 г. поступил на службу в канцелярию обер-прокурора Св. Синода. Прослужил он там недолго и уже в сентябре 1900 г. получил назначение на должность секретаря Владивостокской духовной консистории. Во Владивосток прибыл 3 января 1901 г. и практически сразу приступил к выполнению своих обязанностей. Руководству только что учрежденной Владивостокской епархии предстояло решить целый комплекс вопросов организационного характера. Активное и деятельное участие в этом деле принял А.Г. Разумовский. Уже в 1901 г. он стал совмещать должность секретаря консистории с работой в Епархиальном Училищном Совете, Комитете по сбору пожертвований и постройке кафедрального собора в г. Владивостоке, Комиссии по рассмотрению вопроса об устройстве в г. Владивостоке духовного училища и семинарии. 1 января 1903 г. А.Г. Разумовский получил назначение на должность редактора ВЕВ .

К этому времени во Владивостоке издавалось всего три газеты общественно-литературного характера («Владивосток», «Дальний Восток», «Восточный вестник») и два специализированных журнала («Записки Общества изучения Амурского края», «Известия Восточного института») .

Системообразующей функцией «Владивостокских епархиальных ведомостей» следует признать формирование общественного мнения клириков Владивостокской епархии. Главным образом реализация этой функции осуществлялась через неофициальную часть журнала. По разработанной А.Г. Разумовским программе, опубликованной в первом выпуске журнала, неофициальная часть издания должна была состоять из следующих разделов: 1) Проповеди архипастыря и местных священников; 2) Внецерковные собеседования, публичные религиозно-нравственные чтения; 3) Толкование Св. Писания; 4) Статьи по проблемам миссионерской деятельности РПЦ; 5) Выдающиеся события в жизни Владивостокской епархии; 6) Поздравления и некрологи; 7) Вопросы пастырской деятельности; 8) Статьи исторического, этнографического, статистического, богословского и литературного содержания . Обращает на себя внимание тот факт, что в первую очередь в программе указаны разделы, имеющие вероучительный характер. Очевидно, что таким образом редакция журнала планировала частично компенсировать низкий образовательный уровень большинства священнослужителей епархии, расширить для них возможность самообразования. Необходимость миссионерского раздела была продиктована стратегическим положением епархии и наличием на ее территории значительного количества автохтонных народов, которые наряду с переселенцами из Кореи стали основным объектом миссионерской деятельность во Владивостокской епархии. Крупнейшей религиозной общиной на российском Дальнем Востоке в это время была община последователей Русской православной церкви. Основную ее часть составили крестьяне-переселенцы, расселившиеся преимущественно в Южно-Уссурийском крае. По данным переписи 1897 г. их насчитывалось 76 821 человек . Несмотря на это, раздел, посвященный вопросам деятельности приходского духовенства, указан в программе одним из последних. Возможно, что редактор, публикуя программу неофициальной части журнала, не придал принципиального значения очередности и приоритету отдельных рубрик, а обозначил лишь круг проблем и вопросов, которые, по его мнению, должны были получить освещение на страницах журнала. Как бы то ни было, реализация планов во многом зависела от средств и условий работы редактора.

Должность редактора «Владивостокских епархиальных ведомостей» А.Г. Разумовский занимал немногим более одного года. Он редактировал № 1-18 за 1903 г. и № 2-3 за 1904 г.

По свидетельству А.Г. Разумовского, финансовых трудностей у редакции не возникало. Средства от подписки – около 600 р. (подписка на годовой комплект с доставкой составила 6,5 р.) и пособие из епархиальных сумм в размере 650 р. полностью покрывали расходы на издание журнала . Вместе с тем, платных сотрудников редакция не имела. Данное обстоятельство, а также совмещение должности редактора с должностью секретаря духовной консистории и другими обязанностями, создавало существенные трудности. Редакция оказалась в тесной зависимости от активности и инициатив приходского духовенства.

В такой ситуации принципиальное значение для журнала приобретала функция обратной связи. А.Г. Разумовский рассматривал «Владивостокские епархиальные ведомости» как средство общения духовенства и паствы. Он активно и неоднократно призывал клириков епархии к сотрудничеству с журналом , заимствовал из других изданий статьи по проблеме публицистической деятельности духовенства, например, «Почему духовенство мало сотрудничает в Епархиальных Ведомостях», «О духовном ораторстве и литературной деятельности священника Г. Петрова» ; публиковал выдержки из писем читателей в редакцию журнала, ответы на них и комментарии редактора к ним . Стремясь установить контакт с духовенством епархии, А.Г. Разумовский обращался к таким злободневным темам как материальное обеспечение клира, активизация и оптимизация деятельности приходских священнослужителей. Подавляющая часть таких публикаций, по уже указанным причинам, была заимствована из других изданий .

Оказавшись в не простом положении, А.Г. Разумовский, тем не менее, смог выполнить стоявшую перед ним организационную задачу и наладил выпуск издания. За время его редакторской деятельности журнал выпускался стабильно два раза в месяц. Большую часть материалов – 77,5 %* составили публикации, специально подготовленные для «Владивостокских епархиальных ведомостей» . Таких результатов А.Г. Разумовскому удалось достичь благодаря активному содействию нескольких приходских священников Южно-Уссурийского края: Г.Г. Ваулина, В.В. Давыдова, А. Зимина, С. Алякринского (последний был инспектором церковных школ епархии). В третьем номере журнала была опубликована выдержка из письма о. Г. Ваулина в редакцию, которая представляет собой своеобразную декларацию о намерениях сотрудничать с нею. В письме в частности говорилось, что о. Г.Г. Ваулин вместе с о. В.В. Давыдовым намерены периодически предоставлять в редакцию статьи по вопросам активизации пастырской деятельности. Особый акцент в письме делался на проблему организации приходских и школьных обществ трезвости. В целом автор письма и его коллега рассматривали журнал как важнейшее способ консолидировать пастырей, законоучителей, заведующих церковными школами и всех других заинтересованных лиц, «энергию духовенства, вызвать [его] из маленькой спячки» . Именно сотрудничество четырех названных священников определило тематику журнала в 1903 г. Они активно занимались проблемой народного образования. Поэтому не случайно большую часть публикаций журнала за 1903 г., 33 % от общей совокупности материалов, составили статьи, посвященные деятельности церковно-приходских школ. Публикации, отражающие деятельность епископа Евсевия, составили порядка 15 %. Примерно столько же публикаций было посвящено проблемам пастырской деятельности. Материалы по истории Владивостокской епархии составили 11 %. Они представляли собой по частям опубликованную в 1903 г. книгу о. Г. Ваулина «Первая обитель на Дальнем Востоке», посвященную истории и современной деятельности Уссурийского Св.-Троицкого монастыря . Публикации вероучительного характера, как и статьи по вопросам миссионерской деятельности, составили всего 4 % . Таким образом, большая часть публикаций журнала за 1903 г. соответствует не столько разработанной А.Г. Разумовским программе, сколько намерениям и сотрудничеству с редакцией нескольких священнослужителей: Г. Ваулина, В. Давыдова, А. Зимина, С. Алякринского.

Среди публикаций журнала за 1903 г. заметное место занимают статьи так или иначе посвященные Уссурийскому Св.-Троицкому монастырю. Кроме глав из книги о. Г. Ваулина в журнале было опубликовано четыре статьи на эту тему . Три из них подготовил о. Г. Ваулин, одну – о. А. Зимин. Повышенный интерес и внимание к Св.-Троицкому монастырю были не случайны. Обитель являлась религиозным и культурным центром Южно-Уссурийского края. Она притягивала к себе активных священнослужителей и мирян. Одним из них был священник Г. Ваулин, который принимал участие в церковных праздниках и торжествах, устраиваемых в монастыре, организовывал паломничество школьников своего прихода в обитель. Выступая на публицистическом поприще, о. Г. Ваулин описывал эти торжества и паломничества. Тем самым он не просто знакомил читателей журнала с современными событиями, но и пропагандировал огромную роль и значение монастыря в жизни последователей Русской православной церкви.

Отдельно следует отметить публикацию «Отчета Осиновского общества трезвости» . Организатором и председателем общества, а так же автором отчета стал все тот же священник Г. Ваулин. Общество было учреждено 22 октября 1900 г. Первый годовой отчет общества был опубликован в «Благовещенских епархиальных ведомостях» . С учреждением во Владивостокской епархии собственного журнала отчеты общества стали публиковаться во «Владивостокских епархиальных ведомостях». Публикация отчетов общества стала средством распространения опыта борьбы с пьянством и организации культурного досуга прихожан, и, причем не где-нибудь, а именно в переселенческой среде, со всеми ее особенностями и сложностями.

Думается, что изначально А.Г. Разумовский не планировал занимать должность редактора длительный срок. Эта работа требовала много времени и сил. С миссией организатора проекта он вполне справился: наладил стабильный выпуск журнала, установил сотрудничество с наиболее активными священнослужителями, определил себе достойного приемника (им стал о. В. Давыдов).

Долгая, активная и плодотворная деятельность о. В. Давыдова на посту редактора журнала заставляют несколько более подробно остановиться на его личности.

Священник В. Давыдов был сыном мещанина г. Варшавы. Родился в 1879 г. После окончания Благовещенской духовной семинарии летом 1900 г. принял сан священнослужителя и получил назначение к церкви с. Ивановка Южно-Уссурийского края. В своем первом приходе он прослужил меньше года. Тем не менее за это время он успел организовать приходское общество трезвости и открыть библиотеку-читальню. Скорее всего проявленные им активность и инициатива послужили причиной перевода на новое место службы. 31 мая 1901 г. он был переведен к Никольск-Уссурийской железнодорожной церкви. С сентября того же года о. В. Давыдов стал совмещать обязанности приходского священнослужителя с должностью члена Никольск-Уссурийского отделения Епархиального Училищного Совета. На новом месте он так же долго не задержался и 5 сентября 1903 г. был переведен к Владивостокскому кафедральному собору. С этого момента, по меткому замечанию современника, о. И. Шабельникова, деятельность о. В. Давыдова приобрела епархиальный характер. Во Владивостоке он стал совмещать гораздо больше обязанностей. В разное время он был делопроизводителем Владивостокского отделения Епархиального Училищного Совета, членом Епархиального Ревизионного Комитета, руководителем и лектором краткосрочных педагогических курсов, членом Епархиального миссионерского Совета, членом Епархиального Попечительства о бедных духовного звания и пр. Помимо выполнения указаных обязанностей, о. В. Давыдов инициировал открытие в 1907 г. епархиального «Учебного фонда», целью которого являлось оказание финансовой помощи детям духовенства епархии для получения образования, учреждение при Св. Троицком монастыре Уссурийского Православного Пресвятыя Богородицы Братства (открыто в 1908 г.), организацию и проведение крестного хода из Владивостока в Св. Троицкий мужской монастырь. Кроме этого он разработал устав эмерительной кассы духовенства Владивостокской епархии и правила епархиальных съездов.

Назначение о. В. Давыдова на должность редактора «Владивостокских епархиальных ведомостей» было предсказуемо. Он являлся личностью яркой, индивидуальной, обладающей значительным творческим потенциалом. К тому же у епископа Евсевия практически не было выбора. Временно исполняющим обязанности редактора журнала о. В. Давыдов был назначен еще 17 сентября 1903 г. в связи с отпуском и отъездом А.Г. Разумовского в европейскую часть России . Он редактировал № 19-24 журнала за 1903 г. и № 1 за 1904 г. После ухода А.Г. Разумовского с должности редактора о. В. Давыдов был временно исполняющим обязанности редактора более года, и только в мае 1905 г. решением Св. Синода был утвержден в занимаемой должности .

Условно деятельность о. В. Давыдова на посту редактора журнала можно разделить на два периода: первые годы, по 1907 г. включительно, когда он в большей мере погружался в деятельность редактора, осваивался, осматривался, решал организационные вопросы, устанавливал отношения с духовенством епархии, старался завоевать авторитет и признание; и второй период – это все последующие годы, начиная с 1908 по июнь 1915 г., их можно охарактеризовать как поступательное развитие журнала.

Первые годы о. В. Давыдов работал практически в тех же условиях, что и предыдущий редактор. Вместе с тем появились и некоторые отличия. Главным образом, они были определены отношением к новому редактору и его деятельности со стороны духовенства епархии. По свидетельству о. В. Давыдова, большинство священнослужителей епархии в это время равнодушно или недоверчиво относились к журналу (читай – к редактору), а некоторая часть духовенства – даже враждебно . Можно предположить, что такая крайняя позиция духовенства, скорее всего, сформировалась на почве амбиций и личной неприязни. На протяжении всей своей редакторской деятельности о. В. Давыдов поднимал и развивал актуальные проблемы епархии, вопросы организации приходской жизни, обличал пороки местного духовенства . Возможно в некоторых случаях его публикации были крайне назидательны. Такая принципиальность обеспечила ему немало недоброжелателей среди духовенства. Что касается амбиций, то они были присущи части епархиальной элиты – священнослужителям, имеющим семинарское и академическое образование. В 1905 г. они составлили всего 10% от общего числа священнослужителей епархии . Часть из них воспринимала о. В. Давыдов не иначе как выскочку. Сам о. В. Давыдов, будучи еще исполняющим обязанности редактора, не исключал такого развития ситуации. До утверждения в должности он выражал желание участвовать в работе редакции, но в качестве сотрудника, а не редактора .

Непростые условия работы о. В. Давыдова и неконструктивный настрой большинства духовенства во многом определили результаты работы редакции в это время. В 1904 г. общее количество публикаций журнала по сравнению с 1903 г. сократилось на 12%. Причем сократилась только численность статей изначально подготовленных для «Владивостокских епархиальных ведомостей». Количество заимствованных публикаций по сравнению с предыдущим годом напротив увеличилось на 47%. Не смотря на это, их количество по-прежнему было меньше количества статей, изначально подготовленных для журнала. С помощью заимствованных материалов о. В. Давыдову удалось обеспечить журнал недостающим материалом. Показателем критичности ситуации, в которой оказалась редакция, может служить и нарушение периодичности выпуска журнала. За год было подготовлено и осуществлено 20 выпусков журнала вместо – 24 .

Некоторые положительные изменения в работе редакции произошли в 1905-1906 гг. Это выразилось в увеличении общего числа публикаций на 5% по сравнению с 1903 г., что было достигнуто за счет увеличения количества статей, специально подготовленных для «Владивостокских епархиальных ведомостей». Доля заимствованных материалов стала несколько снижаться . Периодичность издания журнала в 1905 г. можно считать стабильной. Лишь в одном выпуске издания были объединены два номера журнала . В 1906 г. периодичность выпуска журнала снова была нарушена и вернулась на уровень 1904 г. В следующем 1907 г. периодичность выпуска журнала еще более сократилась. Она составила 17 выпусков за год . До 1917 г. этот показатель оставался самым низким. Основными причинами таких негативных явлений стали недостаток у редакции денежных средств и отсутствие поддержки со стороны духовенства епархии. Дефицит бюджета редакции в 1907 г. составил более 500 р. и был покрыт из средств подписки за 1908 г.

За период с 1904 по 1907 г. включительно наибольшая часть публикаций журнала была посвящена актуальным вопросам деятельности приходских священнослужителей, современному положению и проблемам Русской православной церкви. Совокупность этих материалов составила 34% от общего числа публикаций. Значительное число статей, как и в первый год существования журнала, было посвящено вопросам образования – 18%. Обращает внимание то, что общее число статей по отмеченным проблемам составило половину от всех публикаций. Причиной этому стало сотрудничество с редакцией немногочисленных священнослужителей, активно занимающихся вопросами организации культурной жизни прихожан, проблемами образования, актуальностью данных тем для молодой епархии, а так же личная заинтересованность редактора в их обсуждении и разрешении. Участие редактора выразилось как в подготовке статей собственного сочинения по таким вопросам, так и в публикации заимствованных статей из других изданий. Материалы по истории епархии составили порядка 15%. Главным образом это были главы из книги первого редактора журнала «Владивостокская епархия за первые 5 лет ее существования», опубликованной в 1906 г. в Симферополе . Труд А.В. Разумовского является первой обобщающей публикацией, где комплексно описан и рассмотрен опыт и проблемы становления Владивостокской епархии. В нем дано системное представление о положении епархии, ее проблемах и путях их решения, целях и задачах, стоящих перед духовенством и мирянами. Публикации вероучительного характера, к которым следует отнести различные поучения и речи, произнесенные местными священнослужителями по случаю церковных праздников или других торжеств, а также статьи по толкованию и разъяснению Св. Писания и других вопросов, связанных с культовой деятельностью, составили 11%. Эти публикации служили приходскому духовенству хорошим материалом для разработки проповедей и собеседований. Статьи по вопросам миссионерской деятельности духовенства составили всего 4%. В целом распределение публикаций по выделенным темам во многом соответствовало демографической и кадровой ситуации, сложившейся в епархии: большую часть паствы составляли крестьяне переселенцы, расселившиеся главным образом в Южно-Уссурийском крае, они же являлись и основным источником воспроизводства клира, поэтому крайне важно было не только решать вопрос с учреждением во Владивостоке духовной семинарии и училища, но и организации сети церковных школ, различных курсов для подготовки и повышения квалификации клира.

Серьезные испытания для о. В. Давыдова начались в 1906 г., когда начальник Корейской православной миссии архимандрит Павел инициировал издание «церковно-общественной и литературной» газеты (подчеркнуто А.С.) «Братство». Цель и задачи планируемого издания были практически идентичны тем, что преследовала редакция «Владивостокских епархиальных ведомостей». Разработанная архимандритом Павлом программа газеты «Братство» предусматривала следующие разделы: 1) Распоряжения правительства, 2) Церковь и жизнь, 3) Церковная летопись, 4) Местная хроника, 5) Голос пастырей, 6) Братская взаимопомощь, 7) Сельскохозяйственный отдел, 7) Корреспонденция, 9) Новости телеграфа, 10) Разные заметки, 11) Справочный отдел и объявления . Планировалось, что газета будет выходить 2 раза в неделю, объемом в 8 страниц, подписная цена на год должна была составить 5 р., а первый номер подлежал бесплатному распространению. Предполагалось, что расходы по изданию газеты будут полностью покрыты за счет подписки. Первоначальный капитал редакции газеты «Братство» должна была составить беспроцентная ссуда из епархиальных средств в размере 1 500 р. на срок до трех лет .

Проект газеты «Братство» активно лоббировался на втором съезде духовенства Владивостокской епархии, проходившем с 26 апреля по 2 мая 1906 г. Весьма показательно то, что к обсуждению данной темы депутаты съезда перешли сразу после рассмотрения организационных вопросов. «Продавливание» проекта началось не в прямую, а косвенно – посредствам критики «Владивостокских епархиальных ведомостей». Большинство депутатов съезда (всего их было 20) подписались под следующими утверждениями: 1) издание журнала обходится очень дорого, подписка на него обременительна для духовенства, 2) эти средства можно более эффективно использовать на другие нужды епархии, 3) в неофициальной части журнала отсутствуют «серьезные статьи», в целом она не удовлетворяет интересам духовенства, 4) многие священнослужители опасаются «репрессий со стороны Начальства», поэтому не сотрудничают с редакцией. Выход из сложившейся ситуации депутаты видели в упразднении с 1 января 1907 г. неофициальной части журнала и организации издания газеты «Братство» . Со временем предполагалось ликвидировать и официальную часть журнала, а официальные сведения публиковать отдельным приложением к газете. Критика журнала была не вполне обоснованной, и из приводимых доводов не следовала необходимость упразднения неофициальной части журнала. Средства, необходимые на издание газеты, более чем на порядок превышали расходы по изданию журнала. Кроме того, производственные мощности типографий г. Владивостока были ограничены . Самым эффективным способом использования средств, поступающих по подписке на «Владивостокские епархиальные ведомости», по мнению депутатов, безусловно, должно было стать их вложение в издание газеты «Братство». Что касается возможных репрессий со стороны епархиального начальства, то газета «Братство» так же подлежала цензуре и контролю со стороны духовной власти. Часть клириков, сотрудничавших с редакцией журнала, использовала псевдонимы, но при желании епархиальному начальству не составляло труда выяснить имена большинства из них. Настораживает и решимость депутатов прекратить издание неофициальной части журнала, независимо от того, удастся ли в 1907 г. наладить выпуск газеты «Братство» или нет. Против доводов и решения большинства возразили только три депутата: о. В. Давыдов, делопроизводитель съезда о. Г. Ваулин и священник Покровской церкви г. Владивостока И. Тростянский . Выражая особое мнение о. В. Давыдов привел веские доводы и прямо заявил, что вся эта авантюра направлена против него лично, а для сохранения издания он готов пожертвовать должностью редактора. Несмотря на занятую большинством депутатов съезда позицию, архиепископ Евсевий был полностью на его стороне и не утвердил решение съезда об упразднении неофициальной части журнала .

Следующая попытка депутатов была предпринята в предпоследний день работы съезда. Она свелась к ходатайству перед епархиальным начальством о выделении беспроцентной ссуды на издание газеты и новой попытки ликвидировать неофициальную часть журнала. Архиепископ Евсевий ходатайство утвердил, но в вопросе о «Владивостокских епархиальных ведомостях» остался непреклонен . Архимандрит Павел так и не смог организовать издание газеты «Братство». «Владивостокские епархиальные ведомости» оставались практически единственным средством корпоративного общения и взаимодействия духовенства епархии. Вместе с тем, о. В. Давыдову необходимо было делать оргвыводы и оправдывать доверие архиепископа.

Бюджет редакции журнала в 1908 г. был так же дефицитным. Как и ранее дефицит, составлявший примерно 500 р., был покрыт за счет средств подписки на будущий год. Применение этой практики в дальнейшем становилось абсурдным. Проблема требовала более конструктивного решения. Она была вынесена на обсуждение депутатов пятого съезда духовенства Владивостокской епархии, проходившим в июле 1909 г. По решению съезда епархиальное начальство выделило редакции единовременное пособие в размере 348 р. на покрытие дефицита, а подписная плата с 1 января 1910 г. увеличивалась до 9 р. за год . Принятые меры дали положительные результаты. Подводя итоги за 1910 г., о. В. Давыдов отмечал: «наши Ведомости вступают, наконец, на путь прочного существования – и материального и духовного» . Вместе с тем практика заимствования средств из подписки на будущий год сохранялась. Причиной этого стало то, что часть причтов епархии, в силу своей бедности и каких-либо других причин, не спешила перечислять в редакцию средства на оплату подписки. В результате общая сумма долга причтов епархии на 1 января 1913 г. перед редакцией составила порядка 900 р.

Несмотря на имеющиеся финансовые трудности, количество публикаций начиная с 1908 г. стало заметно увеличиваться. Этого удалось достичь за счет расширения сотрудничества клира епархии с редакцией журнала. Достойный пример для подражания подавал сам редактор, выступивший автором многочисленных статей по актуальным проблемам епархии. Перед о. В. Давыдовым теперь не стояла проблема, «чем заполнить ближайший номер журнала», а напротив – как сократить объем поступающих в редакцию материалов, предназначенных для печати в журнале . По сравнению с 1907 г. рост числа публикаций в 1908-1912 гг. составил 131% . Некоторое снижение числа публикаций журнала произошло в 1913-1914 гг. Скорее всего это было связано с недоимками от причтов епархии и изданием в 1912-1913 гг. приложения к журналу, религиозно-нравственного содержания, «Восточный Благовест»*.

Как и в первые годы редакторской деятельности о. В. Давыдова, наибольшую часть материалов, опубликованных в журнале в 1908-1915 гг., составили статьи по вопросам деятельности приходских священнослужителей и современному положению Русской православной церкви. Эти публикации составили 28% от общего количества статей. Заметное место среди них заняли статьи по вопросам материального обеспечения клира, организации культурной жизни прихожан и борьбе с пьянством. Авторами данных публикаций стали не только священнослужители, но и некоторые псаломщики, что свидетельствует о повышении роли последних в жизнедеятельности епархии. Весьма существенно по сравнению с первым периодом увеличилось число публикаций по вопросам миссионерской деятельности духовенства – с 4 до 18%. Это стало возможным благодаря активизации сотрудничества с редакцией священников-миссионеров. Пик такой активности приходится на 1912-1914 гг. С учетом материалов «Восточного Благовеста» количество публикаций вероучительного характера возросло более чем на порядок. Их востребованость была продиктована значительным увеличением в этот период в епархии численности священнослужителей, большая часть которых имела низкий уровень образования и профессиональной подготовки. Объем публикаций, посвященных вопросам образования, практически остался на прежнем уровне. Материалы по истории епархии составили всего 3% – это вполне закономерно, учитывая изданные ранее книги А.Г. Разумовского и о. Г. Ваулина. С 1909 г. в журнале стали публиковаться рассказы нравственного содержания. Автором большинства из них выступил священник с. Успенка Южно-Уссурийского края А. Покровский. Вступление России в Первую мировую войну и влияние войны на все сферы жизнедеятельности российского общества вызвали необходимость открыть в журнале новый раздел «Приходская помощь семьям лиц, призванных на войну» . В нем печатались сведения об организации в приходах сбора и распределения средств в пользу семей воинов. Кроме этого, в журнале стали публиковать данные о сборе средств в епархии для нужд фронта, заимствованные статьи по проблемам, связанным с войной. Наибольшее количество публикаций журнала за 1915 г. так или иначе касаются Первой мировой войны .

На втором этапе редакторской деятельности о. В. Давыдову удалось заметно активизировать функцию реализации обратной связи. На страницах журнала неоднократно публиковались письма в редакцию, открытые письма, комментарии читателей к опубликованным статьям и ответы авторов на критические замечания. Существенное количество материалов было посвящено рассмотрению вопросов, которые предстояло решить в ходе работы приближающегося епархиального съезда. Часть вопросов, включенных в программу епархиальных съездов, была инициирована духовенством через ВЕВ. Журналы II-IX съездов духовенства епархии, проходивших в период с 1906 по 1916 г. включительно, были опубликованы в журнале. После проведения съездов в журнале появлялись статьи, в которых выражались критические замечания на отдельные решения депутатов. Таким образом, журнал становился не только средством корпоративного общения, но и важнейшим звеном в системе управления Владивостокской епархии. Звеном, которое наряду с епархиальными съездами значительным образом дополняло и развивало коллективные механизмы управления епархией.

Несмотря на достигнутые успехи о. В. Давыдов оставался неудовлетворенным положением дел с организацией публицистической деятельности духовенства епархии. Он с оптимизмом смотрел в будущее и вынашивал планы преобразования «Владивостокских епархиальных ведомостей» в газету, и учреждения в ней светского отдела . Для реализации этих планов необходимо было в первую очередь найти финансовые средства, чтобы сотрудники редакции работали на платной основе, а публицистическая активность клира стимулировалась достойными гонорарами . Кроме этого о. В. Давыдов считал необходимым совместить должности редактора и цензора , то есть, по сути, избавить издание от предварительной цензуры. По его признанию, конфликтов и недоразумений с бессменным цензором Владивостокской епархии протоиереем А. Муравьевым у него не было. Вместе с тем он считал, что уже сам факт наличия цензора несколько дискредитировал редактора и допускал возможность недоверия со стороны епархиального начальства.

Неудовлетворенность организацией издательского дела в епархии, отсутствие возможности необходимых изменений, стремление к самореализации и к дальнейшему профессиональному росту послужили причиной тому, что в июне 1915 г. в связи с поступлением в Киевскую духовную академию о. В. Давыдов оставил должность редактора .

Вместо него исполняющим должность редактора архиепископ Евсевий назначил протоиерея В.А. Попова*. Последний по собственному признанию не обладал необходимыми в этом деле «знаниями, опытом и талантом», и рассматривал взятые на себя обязательства как временную меру. Однако надеждам о. В.А. Попова не суждено было сбыться. Более достойный кандидат на должность редактора так и не был найден. Исполняющим должность редактора журнала он оставался до августа 1917 г.

Недостаточная личная заинтересованность, отсутствие необходимых профессиональных знаний и навыков у о. В.А. Попова, а так же ограниченные финансовые средства редакции, привели к снижению числа публикаций. В 1916 г. доля статей специально подготовленных для журнала по сравнению с 1915 г. сократилась на 35% и практически сравнялась с численностью заимствованных публикаций. В следующем году эта тенденция не только сохранилась, но и усилилась: общее число публикаций снизилось на 60% и, впервые за всю историю журнала, объем заимствованных публикаций превысил долю материалов, изначально подготовленных для «Владивостокских епархиальных ведомостей». Процентное соотношение опубликованных материалов по проблемному принципу осталось практически без существенных изменений. Реализация функции обратной связи, как и число публикаций, тоже снизилась . В целом судьба журнала в эти годы определялась не только личностью о. В.А. Попова, но и тем заделом, который создал о. В. Давыдов. Хотя сотрудничество духовенства с редакцией и сократилось, оно понимало важность и значение журнала в своей деятельности и не могло уже без него обойтись.

С августа 1917 г. имена редактора и цензора в журнале указываться не стали. Чем это было вызвано, судить трудно. «Владивостокские епархиальные ведомости» стали выходить один раз в месяц. Последний выпуск журнала был выпущен в начале марта 1918 г. В него вошли четыре номера журнала, которые содержали исключительно официальные документы: указы Св. Синода, постановления Владивостокского епископского совета и др.

Подводя итоги исследования роли и значения «Владивостокских епархиальных ведомостей» в системе управления Владивостокской епархией, необходимо еще раз подчеркнуть, что редакторам журнала пришлось действовать в непростых условиях. Несмотря на это, первым редакторам при сотрудничестве активной части духовенства Владивостокской епархии и поддержке епископа Евсевия удалось превратить данное официальное издание в важнейшее средство корпоративного общения клира. Журнал не просто информировал клириков о законодательных и подзаконных актах, регламентирующих жизнедеятельность духовенства и церковнослужителей. Он стал важным средством и одновременно источником структурирования представлений клира об истории епархии, современном положении дел в ней и в целом в Русской православной церкви. Трудно переоценить и значение публикаций, имеющих практическое значение для духовенства – материалы о деятельности приходских священников, в которых представлен опыт священнослужителей по организации культурной жизни прихожан, закреплению населения на осваиваемой территории. По мере развития журнал постепенно стал неотъемлемым и весьма значимым механизмом коллективного управления епархией наряду со съездами духовенства. Ключевая роль в учреждении и развитии журнала принадлежит А.Г. Разумовскому и о. В. Давыдову.

Список источников и литературы:

1. Сердюк М.Б. Религиозная жизнь Дальнего Востока (1858-1917 гг.): Дис. … к.и.н. Владивосток, 1998; Ипатьева А.А. Миссионерская деятельность Русской православной церкви на юге Дальнего Востока России во второй половине ХIХ – начале ХХ века: Автореф. дис. … к.и.н. Красноярск, 1999; Кодола И.В. Культурная среда Амурской деревни (1858-1817 гг.): Дис. ... к.и.н. Владивосток, 2002; Федирко О.П. Православные образовательные учреждения Благовещенской епархии (1862-1918 гг.): Дис. … к.и.н. Благовещенск, 2001.

2. Капранова Е.А. Развитие церковно-административного устройства Русской православной церкви на Дальнем Востоке России (1840-1918 гг.): Дис. … к. и. н. Благовещенск, 2003.

3. Андреев Г.Л. Христианская периодическая печать на русском языке: 1801-19177 гг.: Библиографический указатель: в 3 т. New York, 1998. Т. 1: А-М. С. 16, 46.

4. Пруткогляд Т.В. Листая пожелтевшие страницы … К истории периодической печати Дальнего Востока России (1865-1917). Владивосток, 2000.

5. Владивостокские епархиальные ведомости (ВЕВ). 1912. № 2. С. 52.

6. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие. М., 1998. С. 460-461.

7. Епархиальные ведомости // Энциклопедический словарь/ Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. XI. СПб., 1894. С. 662.

8. Сердюк М.Б. Православные епархии, епископы и монастыри на Дальнем Востоке России в конце XIX – XXI вв.: историческая справка // Религия и власть на Дальнем Востоке России: Сб. документов ГАХК. Хабаровск, 2001. С. 365.

9. РГИА ДВ. Ф.1. Оп. 5. Д. 489. Л. 768-768 об.

10. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1765. Л. 56.

11. Благовещенские епархиальные ведомости (БЕВ). 1899. № 11. С. 70.

12. ВЕВ. 1903. № 1. С. 1.

13. Подсчитано по: РГИА ДВ. Ф.1. Оп. 5. Д. 489. Л. 768-768 об.; Разумовский А. Владивостокская епархия за первые пять лет существования (1899-1903 гг.). Симферополь, 1906. С. 52.

14. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1507. Л. 20.

15. ВЕВ. 1909. № 1. С. 12.

16. ВЕВ. 1903. № 1. С. 4.

17. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1940. Л. 11; Д. 2077. Л. 14.

18. Там же. Д. 1940. Л. 28-29.

19. Там же. Оп. 438. Д. 2371. Л. 1 об., 2 об.

20. Подсчитано по: Пруткогляд Т.В. Указ. соч. С. 166-191; Библиографический указатель газет и журналов, выходивших на русском Дальнем Востоке до 1922 г. и хранящихся в библиотеках и архивах региона. Владивосток, 1999. С. 5-159.

21. ВЕВ. 1903. № 1. С. 2.

22. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г.: Т. LXXVI. Приморская область. Тетрадь 3 (последняя). СПб., 1904/1905. С. 2-3.

23. Андреев Г.Л. Указ .соч. С. 46.

24. ВЕВ. 1903. № 1. С. 1.

25. Разумовский А. Владивостокская епархия за первые пять лет существования (1899-1903 гг.). Симферополь, 1906. С. 98; Журналы I-IX съездов духовенства Владивостокской епархии. Владивосток, 1914. С. 36.

26. ВЕВ. 1903. № 3. С. 52; Разумовский А. Указ. соч. С. 98.

27. ВЕВ. 1903. № 12, 15.

28. Там же. № 14, 23 и др.

29. Там же. № 2, 9, 23, 24.

30. Подсчитано по: ВЕВ за 1903 г.

31. ВЕВ. 1903. № 3. С. 52.

32. Там же. № 13-18.

33. Подсчитано по: ВЕВ за 1903 г.

34. ВЕВ. 1903. № 8, 17, 20, 22.

35. Там же. № 24. С. 558-562.

36. БЕВ. 1902. № 2.

37. ВЕВ. 1903. № 19. С. 418; 1904. № 2. С. 35.

38. ВЕВ. 1905. № 12-13. С. 273.

39. ВЕВ. 1903. № 24. С. 541; 1913. № 1. С. 11.

40. ВЕВ. 1916. № 5. С. 128.

41. Подсчитано по: РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2077. Л. 30-31.

42. Журналы I-IX съездов ... С. 39.

43. Подсчитано по: ВЕВ за 1903-1904 гг.

44. Подсчитано по: ВЕВ за 1905-1906 гг.

45. ВЕВ. 1905. № 12-13.

46. ВЕВ. 1906. № 7-8, 12-13, 18-19, 23-24.

47. ВЕВ. 1907. № 5-6, 9-10, 12-13, 14-15, 17-18, 19-20, 21-22.

48. Журналы I-IX съездов ... С. 195.

49. Разумовский А. Владивостокская епархия за первые 5 лет ее существования // ВЕВ. 1905. № 3, 5-24; 1906. № 1-4, 7-13, 16-19.

50. ВЕВ. 1906. № 5. С. 99-100.

51. Журналы I-IX съездов… С. 70.

52. Журналы I-IX съездов… С. 36-37.

53. Там же. С. 38; ВЕВ. 1906. № 11. С. 236-237.

54. Журналы I-IX съездов… С. 37.

55. Там же. С. 39-40.

56. Там же. С. 70-71.

57. Там же. С. 195, 211.

57. ВЕВ. 1911. № 1. С. 14.

59. ВЕВ. 1913. № 1. С. 13.

60. ВЕВ. 1910. № 18.

61. Подсчитано по: ВЕВ за 1908-1912 гг.

62. ВЕВ. 1914. № 22.

63. Подсчитано по: ВЕВ за 1908-1915 гг.

64. ВЕВ. 1912. № 2. С. 52.

65. Там же. № 4. С. 125.

66. Там же. С. 134.

67. ВЕВ. 1915. № 23. С. 695.

68. Там же. № 12. С. 362, 363; Андреев Г.Л. Указ. соч. С. 46.

69. Подсчитано по: ВЕВ за 1915-1917 гг.

70. ВЕВ. 1918. № 1-4.

Опубликовано: Смагин А.Н. «Епархиальные ведомости» в системе управления Камчатской (Благовещенской) епархии Русской православной церкви // Религиоведение. 2006. № 2. С. 58-68.



Читать все


Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Духовная консистория в городе Владивостоке: архитектурные проекты и реализация
27.03.2023
АННОТАЦИЯ Статья посвящена истории архитектуры дореволюционного Владивостока, в частности созданию административного здания епархии – духовной консистории. Публикация основана преимущественно на данных фондов Российского государственного
Колонизатор Южно-Уссурийского края священник Михаил Кессельман*
14.02.2022
"Для успешного выполнения дела строительства церквей» в районе Уссурийской железной дороги епархиальное начальство в ноябре 1896 г. командировало в край «сведущего в строительстве» священника Михаила Кессельмана.

Популярное

Во Владивостокском епархиальном управлении проходит учебный курс «Социальное проектирование православного прихода»
29.03.2024
По благословению митрополита Владивостокского и Приморского Владимира во Владивостокском епархиальном управлении проходит учебный курс «Социальное проектирование православного прихода».
Священник посетил с проповедью центр содействия семейному устройству детей и исправительные учреждения
28.03.2024
В рамках мероприятий, посвященных празднованию Дня православной книги иерей Владимир Коротких посетил с проповедью КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Спасска-Дальнего»

Наверх