Православие на Дальнем Востоке: публикации
Православный храм - архитектурный символ России на Дальнем Востоке во второй половине XIX - первой трети XX вв.
Левошко С. С.
Москва, НИИ теории архитектуры и градостроительства
Важнейшим символом в архитектуре и градостроительстве последекабристской России, олицетворяющим величайшие духовные ценности XIX века - православие и народность, стал храм. Духовные ценности, сложившиеся в Древней Руси и не утратившие своего содержания в эпоху Нового времени, воплотились в представлениях о Русской земле как о прямой наследнице Византии, а также в географических названиях, городской топонимике, в посвящениях храмов, в символике архитектурных форм храмов. Храмоздательство России Нового времени приобретает значение идеологических символов, что выразилось во второй половине XIX века, в частности, в градостроительной программе обустройства Дальнего Востока.
Вхождение и упрочение Сибири и Дальнего Востока в российскую жизнь и культуру происходило через православие и храмостроительство. Градостроительная концепция освоения Дальнего Востока, разработанная графом Н. Н. Муравьевым-Амурским и его сподвижниками, исходит из представления православно-христианской миссии России на Дальнем Востоке. Храмы на новых землях являли собой символы распространения православного христианства, символы самой «святой Руси».
Считается, что в России второй половины XIX века храмы начинают утрачивать роль практически единственного выразителя национальной идеи и делят ее с гражданскими постройками в русском стиле. Для Дальнего Востока, который стал интенсивно осваиваться только со второй половины XIX века, храм по-прежнему продолжает оставаться самым главным выразителем национальной идеи. Построек, сопоставимых с ним рядом, хотя бы и в русском стиле, по значимости исполняемой роли, все-таки нет.
Массовое церковное строительство в Сибири и на Дальнем Востоке по своему размаху и интенсивности представляет собой явление исключительное даже на фоне общего чрезвычайно активно ведущегося в России храмостроительства. В Сибири предполагалось строительство в среднем одной церкви на 1000 человек мужского населения". Все крупнейшие храмы Дальнего Востока были возведены, преимущественно, на добровольные пожертвования. Происходило движение навстречу государственных инициатив и потребностей самоидентификации россиян-переселенцев на новых восточных территориях Российской империи. В частности, в 1894 г. был создан фонд Александра III для добровольных пожертвований для строительства церквей и школ. Так, на средства этого фонда сооружены церковь-школа в честь Рождества Христова на станции Хабаровск, церкви Николая Чудотворца и преподобной Марии на станции Вяземская, святого Иоанна Крестителя на станции Муравьев-Амурский, Казанской Божьей Матери на станции С виягино, в честь мученика Дмитрия Мироточивого на станции Мучная (с. Ильинка) и другие церкви на станциях Уссурийской железной дороги.
Кириченко Е. И. считает, что возрождение национально-русской идеи в XIX веке в архитектуре произошло именно через строительство храмов в русском стиле. Впервые в России Нового времени храм, выстроенный в духе средневекового, представляется единственно способным выразить во всей полноте национальную идею.
Как известно, культовое строительство второй половины XIX - начала XX вв. развивалось а рамках регламентирующего государственного права. В 1826 - 1827 гг. был составлен новый Альбом образцовых проектов храмов в русском стиле, или, византийском, как тогда называли сский стиль. В 1838 и 1844 гг. архитектором К. А. Тоном были созданы еще две тетради образцовых проектов церквей, разработанных исключительно в традициях древнерусского зодчества. После их выпуска последовал Высочайший указ о необходимости руководствоваться эти-проектами при строительстве новых храмов. Указ действовал до 1917г.
Дальневосточные православные храмы, имевшие в качестве прототипов образцовые проекты или постройки, почти все возведены в русском стиле. Культовые сооружения в стиле классициизма, ампира были редким исключением. Содержание русского стиля в течение XIX - начала-XX вв. видоизменялось и обозначалось византийским, русским, неорусским стилями и их вариантами.
Уточним термины. В современных историко-культурных исследованиях указывается, что мин «византийский» в XIX веке понимается прежде всего как знак принадлежности русской культуры к культуре византийского круга, как обозначение русского стиля в русском искусстве, опальное направление в архитектуре, соотнесенное с историческим наследием и народным искусством, получает название «русский стиль» только во второй половине XIX века. О дальневосточных храмах, непосредственно апеллирующих к формам подлинной византийской архитектуры, пойдет речь ниже.
В дальневосточных поселениях зримо проявляется широта вводимого в обиход древнерусского наследия, представлены многие типы храмов, существовавшие в России в XVII в. Среди них одноглавая бесстолпная приходская церковь, состоящая из трех вытянутых в направлении запад-восток частей: колокольни, трапезной и храма с различного вида апсидами. Глава дипломатической миссии в Сеуле (архит. - гр.инж. В. А. Косяков) - в качестве одного из примеров русского храмового зодчества в дальневосточном зарубежье.
Свято-Алексеевская церковь в Хабаровске - пятикупольный храм соборного типа (без отдельного объема колокольни) обращает на себя внимание приемом близкой друг к другу постановки глав, свойственным древнерусскому зодчеству и редким среди себе подобных, возрождающих русские традиции сквозь призму классицизма.
Церкви в византийском и русском стилях на Дальнем Востоке практически всегда, за редким исключением, сооружались с колокольнями - свободно стоящими или составляющими единое целое с телом храма. В основном имеет распространение один из двух, сложившихся в XVII веке, тип колоколен - шатровые, в отличие от преобладавших в России XIX - начала XX вв. купольных. Но были колокольни и купольного типа. Например, колокольня церкви Покрова Пресвятой Богородицы во Владивостоке.
Свято-Покровская и Свято-Благовещенская церкви в Харбине также имеют купольное завершение, но особое - полусферическое. Они возведены в том византийском стиле, который опирается на конкретно-исторические образцы древней Византии, сохраняя существенное визуальное сходство с прототипами возрождаемого наследия европейской античной культуры. Известным образцом русского храмового зодчества на Дальнем Востоке, действующий и поныне, является православный собор Воскресения Христова в русско-византийском стиле в Токио (1888 - 1891, проект - Санкт-Петербургского архитектора М.А. Щурупова, возведение английский архитектор. Джошуа Кондеру). На российском Дальнем Востоке храмов в византийском стиле, именно в рассматриваемом контексте, не выявлено, за исключением нереализованного проекта Петропавловского храма на Первой речке во Владивостоке. Требуются дальнейшие исследования.
Храм Христа Спасителя в Москве по проекту К. Тона - символ национального стиля -сыграл роль эталона в развернувшемся культовом строительстве по всей России, в том числе и в дальневосточной провинции. Хорошо известные на Дальнем Востоке кафедральные соборы Хабаровска и Владивостока - это свои «храмы Христа Спасителя». Они сооружены в русском стиле и в градостроительных традициях русского города: в центре просторных площадей, царящими над окружающей одно-двухэтажной застройкой.
Один из корреспондентов писал в то время о Владивостокском Успенском соборе, строившемся в те же годы, что и хабаровский - 1884 - 1889 гг.: «Собор построен по типу Хабаровского храма и отчетливо выделяется среди прочих городских зданий, стройно возвышаясь над ними...». Точнее было бы сослаться на Покрово-Николаевскую церковь в Благовещенске по двум причинам: учитывая более ранний срок ее возведения (1879-1883) и наличие колокольни. У хабаровского Успенского собора колокольни первоначально не было, она появилась значительно позже, через 13 лет. Ее возведение в 1905 г. и расширение храма стало последней точкой в долгом строительстве. И собор, по определению епископа Приамурского и Благовещенского, стал «величественным и прекрасным,... лучшей церковью не только в Благовещенской епархии, но и в Амурском крае». Не берясь оспаривать эту превосходную оценку нового облика храма, хочется обязательно отметить, что первоначальная композиция хабаровского Успенского собора в большей степени соотносилась с формами и композицией храма Христа Спасителя, восходившими к пятикупольным храмам соборного типа, которые воспринимались как символ России. Парадный пятишатровый Успенский собор в виде равноконечного креста с прямоугольными выступами со всех сторон, строгая центричность, монументальность, аскетичный декор, целостность компактного геометрически правильного, легко обозреваемого объема, задумывался как символ древнерусского зодчества на Дальнем Востоке. Очевидно, что представители духовной власти, при выборе именно этого проекта действовали в русле новой концепции городского центра, главным содержанием которого была идея народности и национальности.
Несомненно, что при проектировании указанных соборов был прототип, построенный храм или образцовый проект, на который и опирались местные архитекторы. Можно выявить ряд ранее возведенных храмов, типологически родственных соборам Хабаровска и Владивостока или Покрово-Николаевской церкви в Благовещенске и, возможно, послуживших образцом. Во-первых, это крупнейшие православные храмы Сибири: Богородице-Рождественский кафедральный собор в Красноярске (арх. К. Тон); проект кафедрального собора в Иркутске (пятишатровый нереализованный вариант архитекторов В. А. Кудельского и Огонь-Догоновского). Во-вторых, церкви, послужившие прототипами для сибирских храмов - Святого Мирона (арх. К. А. Тон) и Благовещения Святой Богородицы (арх. К. А. Тон) в Санкт-Петербурге. При выстраивании цепочек храмов-аналогов, становится очевидным, что с именем Тона, роль которого в истории русского стиля XIX века исключительно велика, связано храмоздательство и на Дальнем Востоке.
Если в случае с Успенскими соборами во Владивостоке и Хабаровске делается только предположение по типологической группе храмов-прототипов, то в случае прототипа трех величественных православных храмов Дальнего Востока - Николаевского собора в Никольске-Уссурийском, Троицкой церкви в Благовещенске, Софийской церкви в Харбине - сомнений нет - это проект церкви Богоявления Господня (Гутуевская) в Санкт-Петербурге. Строились все эти церкви, за исключением Софийской в Харбине, примерно в одно время - в 1890-е годы. Сама церковь Богоявления Господня (арх. В.А. Косяков) принципиально однотипна с храмом Христа Спасителя в Борках под Харьковым (арх. Р.Р.Марфельд). Говоря в свое время о Николаевском соборе в Никольске-Уссурийском некий священник Разумовский определял его как «несколько видоизмененную копию храма на ст. Борки, ... выстроенного в память чудесного спасения царской семьи». Возможно, дальневосточные авторы проектов М.М. Осколков и В.И. Жигалов-ский за образец взяли проект именно Гутуевской церкви, потому что она была заложена в годовщину памяти о событии 1891 года, спасении Цесаревича Николая Александровича при покушении в г. Отсу в Японии во время его известного путешествия по Дальнему Востоку.
Одним из замечательных и прославленных храмовых сооружений дальневосточного русского зарубежья является Свято-Николаевский кафедральный собор в Харбине (1899). Он выстроен в неорусском стиле. В культовой архитектуре России конца XIX - начала XX вв. происходит обновление наследия народного деревянного зодчества. При этом новые деревянные храмы сооружались редко, поэтому деревянный Свято-Николаевский кафедральный собор уникален в своем роде. Возможно и правы современники, считая его самым значительным деревянным храмом во всей Восточной Азии. Свято-Николаевский собор характеризует многообъемность, всефасадность, многосоставность композиции, усложнение и укрупнение исходных образцов древнерусского зодчества, преобладание крупных элементов, декоративность трактовки всех частей здания. По определению Кириченко Е. И., «... храмы в неорусском стиле обнаруживают устойчивое и последовательно выраженное стремление представить его как подобие и символ города». На самом деле, Свято-Николаевский кафедральный собор, как никакой другой в Харбине, был в сознании харбинцев символом города, и больше - Родины. А само размещение храма на круглой просторной площади, по свидетельству китайского исследователя Чан Хуай Шенг, в «кульминационном пункте города», говорит о его исключительной градостроительной роли, традиционной для храма в русском городе. При этом заметим, Свято-Николаевский кафедральный собор был не самым высоким культовым сооружением города.
Анализируя культовое зодчество российского Дальнего Востока можно заключить, что все имевшие распространение типы храмов рассматриваемого периода 1850 - 1910-гг. вновь и вновь возрождаются в 1920- и 30-гг. в Маньчжурии. Когда в России храмов уже не строили, а в 1930-х годах тотально разрушали, в русском дальневосточном зарубежье в силу сложившихся исторических условий их продолжали возводить. Уникальность ситуации позволяет предположить, что, возможно, именно так, как православное русское культовое зодчество продолжало развиваться в Северном Китае в первой трети XX века, оно могло бы развиваться и на Дальнем Востоке России.
Художественно-символическая система древнерусского православного храма основана на представлении о нем, как средоточии города или земли русской. Осмысление и формирование нового культурного образа территории Дальнего Востока во второй половине XIX - начале XX вв. осуществлялось во многом как посредством определенной градостроительной концепции, так и через традиционную метафору православного храмового сооружения - метафору России.
1. Кириченко Е.И. Русский стиль. М. 1997. С. 146.
2. Кириченко Е.И. Концепция «Москва - Третий Рим» и официальная народность в архитектурно-градостроительной практике Сибири и Дальнего Востока в середине XIX - начале XX столетий//Архитектура в истории русской культуры. М.1996. С.175.
3.Сибирь и Великая Сибирская железная дорога. М. 1893. То же. М.1896. Путеведитель по великой Сибирской железной дороге от Санкт-Петербурга до Вдадивостока 1910-1911. СПб. 1910.
4.Кириченко Е.И. Русский стиль. М. 1997. С.85.
5. Фототека автора, составленная по фондам отдела редких книг и отдела краеведения ДВГНТБ (г.Хабаровск)
6.Указ.фототека.
7. Цитирую по: Суржик А.Н. Храмы города Владивостока // Записки Общества Изучения Амурского края. 1992.С.49.
8. Цитирую по: Крадин Н. Старый Хабаровск. Хабаровск. 1999. С. 45.
9.Туманик А.Г. Крупнейшие православные храмы Сибири. Новосибирск. 1998. 206 с.Антонов В.В.. Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга; историко-церковная энциклопедия в трех томах. СПб. 1997. Том1, СПб. 1996. Т.2.
10.Владивостокские епархиальные ведомости. 1905. № 19
11. Кириченко Е.И. Указ. Соч. С.307.
12 Чан Хуай Шенг. Архитектура Харбина. Харбин. 1989. С.49
Читать все