Православие на Дальнем Востоке: публикации

Русская эмиграция и православная церковь в Китае (1917 - 1945 гг.)

Дата публикации 09.11.2009   Количество просмотров 10997
Говердовская Л. Ф.,
Владивосток, Общество
Российско-китайской дружбы Приморского края

История русской эмиграции неразрывно связана со своим духовным началом - Русской Православной Церковью. При этом её роль во много раз возрастала в те моменты, когда для людей возникали трудные и тяжёлые времена, и их надо было объединить, поддержать, успо¬коить, вселить веру в лучший исход. Так и случилось в начале XX века, когда тысячи русских людей оказались в Китае на строительстве КВЖД и поневоле стали эмигрантами после Ок¬тябрьской революции 1917 г. Гражданская война и поражение белого движения привели к ещё большей, поистине, массовой эмиграции и бегству из России. «Последствием крушения Русско¬го Государства, - отмечал Иоанн, епископ Шанхайский, - явилось возникновение Зарубежной Руси. Более миллиона русских принуждено было оставить Родину и рассеяться по всему лиц;. земного шара. Проживая в новых условиях, среди других народов, многие из русских за истек¬шие годы успели почти забыть свое отечество, свой язык и свои обычаи и слиться с массой, среди которой проживают. Подавляющее большинство, однако, не только сохранило свою на-родность, но и живёт надеждой возвратиться на Родину по падении нынешней власти» (1). Имен¬но православное христианство стало основой духовного выживания и крепости Русского зарубежья. Благодаря церкви происходило национальное объединение и сплочение русской эмигра¬ции в Китае.

Роль Православной Церкви и её пастырей в воспитании национальных и нравственно-психологических устоев русской эмиграции в Китае показано лишь частично .

Где бы ни появлялись русские в Китае, они тут же на собственные средства строили храм, церковь, часовню, которые превращались в святые места, куда шли и стар, и млад, да и вся повседневная жизнь по сути сосредотачивалась вокруг этих духовных центров. Священнослужители стремились поддерживать у изгнанников веру в добро, духовную чистоту, благород¬ство помыслов. Всевозможными средствами и путями: проповедь и молитва, посещение прихожан и церковные праздники и т. д. - Православная Церковь укрепляла внутренне душевное настроение русских людей на чужбине. Для лишённых Родины людей Православная Церковь осталась, по сути, единственной зримой и осязаемой частью той России, в которой они жили, которую любили и от причастности к которой не желали отказываться. Христианство стало оплотом русского духа за рубежом, а священнослужители духовными наставниками многих беженцев. Русская эмиграция в Китае с благодарностью отзывалась о многих православных священниках, разделивших участь изгнанников. Число священнослужителей, оказавшихся эмиграции в странах Восточного Зарубежья после Октябрьской революции и гражданской войны, составляло около 60%. При этом оно непрерывно пополнялось: так, в 1920 году в Харбин из Читы прибыло в полном составе Управление Главного священника Дальневосточной армии: разделили крест изгнанничества со своей паствой епископ Бийский Мефодий, епископ Камчатский и Петропавловский Нестор, епископ Никольск-Уссурийский Павел и другие святители российских кафедр. Православные священнослужители Харбина были выходцами из разных слоев общества. Так, епископ Шанхайский Иоанн Максимович был потомком знаменитого Просветителя Сибири, пославшего первую православную миссию в Китай, Св. Иоанна, митрополита Тобольского; иеромонах Герман Салатко-Петрище, более известный в миру как поз Валерий Перелешин, был потомственным дворянином; настоятель тяньцзинского храма архимандрит Виктор - офицером русской армии и уже в эмиграции сменивший блеск мундира на| чёрную рясу монаха; возглавлявший Харбинскую и Маньчжурскую епархию митрополит Mефодий был сыном сельского дьячка; епископ Ханькоуский Иоанн Покровский и настоятели церкви при школе-приюте "Русский Дом" архимандрит Мефодий Шлемин - крестьянскими сыновьями (3). Их подвижническую, духовную миссию трудно переоценить. В тяжёлые моменты своей жизни в переполненных приходах Шанхая, Харбвда, Дайрена и других городов Мань¬чжурии православные беженцы обращались к Богу, молились за лучшую свою участь, за род¬ных и близких, за благополучие несчастной России. Церкви, храмы и простые приходы в рус¬ских колониях были центрами духовности, островками прежней православной России - спо¬койной, гостеприимной и хозяйственной.

С началом строительства в 1887 г. КВЖД в Маньчжурию приехало много русских. В по¬лосе строительства дороги создавались селения и города: Харбин, Далянь, Порт-Артур, в кото¬рых строились храмы и появлялись русские кладбища. Именно в конце XIX в. и первом десяти¬летии XX в. были возведены в Китае многие церкви и храмы. Некоторые из них перестраива¬лись, многократно обновлялись, вместо деревянных иногда возводились каменные. Так в 1902 г. в Харбине на берегу Сунгари в районе Пристани появилась церковь Благовещения, построен¬ная Русской Духовной миссией в Пекине. Через 25 лет взамен неё был сооружен величествен¬ный каменный храм того же названия, ставший на несколько десятилетий украшением города (4).

За 20-30-е годы Харбин украсился новыми православными святынями. Построены вели¬чественные Софийский и Свято-Алексеевский храмы. Интересен и такой факт, когда в Москве снесли Иверскую часовню, здесь освятили ее копию (5), затем взорвали храм Христа Спасителя, в Харбине строится самый большой храм - Благовещенский. Харбин был единственным городом в мире, где все его жители отметили 950-летие Крещения Руси (6). Строительство Благовещен¬ского храма длилось несколько лет и закончилось в сентябре 1941 г. Японские власти оказыва¬ли исключительное внимание скорейшему завершению работ по новому храму, подтверждени¬ем чему явилось щедрое пожертвование на его строительство начальника Японской военной миссии генерал-майора Янагита, переданное митрополиту Мелетию ближайшим помощником начальника миссии полковником Ниумура. «Эта забота властей о религиозных нуждах россий¬ских эмигрантов была встречена православным населением Харбина с чувством горячей при¬знательности», - отметил митрополит. В сентябре 1947 г. во время посещения правящего владыки митрополита Мелетия в сопровождении начальника Главного бюро эмигрантов генерала З.А. Кислицина, подполковник Ниумура передал ему от начальника Военной миссии генерал-майора Янагита на достройку Благовещенского храма еще 1000 иен (7).

Украшением города был Свято-Николаевский собор, который выделялся своим жизнерадостным нарядным стилем: рублеными стенами с деталями в древнерусских традициях, шашечным покрытием глав, взлетевшим в небо шатром. Свидетельница тех лет писательница Е. Таскина вспоминает: «Не раз мне довелось бывать под его сводами. Много лет прошло с тех пор, как сейчас, помню эту атмосферу торжественной тишины и чего-то щемяще родного. При входе была медная доска с датой основания и именами строителей. Внутри традиционно, но скромно расписанный иконостас. Большая икона Николая Чудотворца... Сквозь витражи сверху пробивались разноцветные лучи света. Теплящиеся у икон лампады, мерцающие в полумраке свечи. Ощущение высоты, легкости и простора. Все дышало Россией, ее древними традициями» (9). Этот исторический памятник, как и большинство храмов Маньчжурии, постигла трагическая судьба. В разгар "культурной революции" в Китае 23 августа 1966 г. толпы хунвейбинов ворвались в Собор и, как свидетельствуют очевидцы, под барабанный бой и крики стали срывать и жечь иконы. В течение последующих трех дней было разрушено и уничтожено все дотла.

Теперь на месте Собора - круглая клумба, мимо которой ежедневно проходят тысячи харбинцев, и только редкие русские туристы знают о том, что тут было, и с грустью останавливаются, чтобы почтить своим вниманием памятное место. В 1920 г. на средства прихожан была по¬строена деревянная Спасо-Преображенская церковь. Настоятель ее протоиерей о. Александр Кочергин активно участвовал в создании приюта «Дом-Убежище» имени митрополита Мефодия. Пророко-Ильинская церковь была основана в 1922 г. Настоятелем ее был протоиерей о. Николай Мухин. Иоанно-Предтеченская церковь выстроена в 1923 г. Настоятели – протоиереи Константин Люстрицкий и о. Иоанн Шачнев. Домовая Иоанно-Богословская церковь основана в 1923 г. при приюте училища «Русский Дом». Настоятель - о. Владимир Светлов. Св.- Николаевская церковь учреждена на средства прихожан в 1923 г., а в 1928 г. закончилось строительство каменной, небольшой, но с красивым белым иконостасом, украшенным иконами, написанными известными в Харбине братьями - художниками Н. и П. Задорожными. Настоя¬тель - протоиерей о. Георгий Красов, позже - священник о. Николай Стариков.

В 1923 г. в Харбине был основан Казанско-Богородицкий мужской православный монастырь. Интересна история его создания. Его основали бежавшие от большевиков после граж¬данской войны монахи известного на Дальнем Востоке Шмаковского монастыря. Оказавшись на чужбине, они объединились под началом архимандрита Ювеналия с мыслью создать мона¬стырь в Харбине. В начале 1924 г. Ювеналий обратился в Земельный отдел КВЖД с просьбой выделить участок под строительство монастыря. Начальник Земельного отдела КВЖД Н.Л. Гондатти пошел навстречу бедствующим монахам и выделил им 1700 кв. сажень земли. 17 ав¬густа 1924 г. состоялась торжественная закладка монастыря в честь Казанской иконы Божьей матери, а 20 декабря того же года его освятили. Весной 1925 г. приступили к постройке двух¬этажного братского корпуса, 27 октября того же года он был построен. На следующий год мо¬нахи-строители воздвигли над церковью колокольню. Рядом с монастырем находилась больни¬а и аптека имени доктора В.А. КаземБека, далее - здание общественной бани. В глубине ограды монастыря располагались монашеские кельи, пекарня, трапезная, покои настоятеля, раз¬личные службы. В 1928 г. стала работать собственная монастырская типография, где печаталась разнообразная религиозная литература. Ежемесячно выходил религиозно-нравственный журнал "Хлеб небесный", пользовавшийся особым спросом у православных эмигрантов. Монастырский храм был небольшой, скромный, но, несмотря на это, в нем всегда было много молящихся, сю¬да приезжали даже из других районов города. Несколько лет настоятелем монастыря был епи¬скоп Ювеналий, а после его отъезда - архимандрит Иннокентий. Дальнейшая судьба Ювеналия сложилась драматично. В 1935 г. он был возведен в сан епископа Синьцзянского, но не выехал к новому месту службы, а продолжал работать в монастыре. Затем непродолжительное время служил в Пекине и Шанхае, а в мае 1940 г. вновь вернулся в Харбин на должность настоятеля Казанско-Богородицкого мужского монастыря и вновь устраиваемого монастыря в Трёхречье. Ему было присвоено положение второго викария Харбинской епархии. В августе 1945 он был арестован советской контрразведкой и погиб в сталинских лагерях . Богослужения в храме проходили торжественно, по строгим монастырским уставам, пел очень хороший мужской хор, во время богослужения священникам помогали мальчики. Особой пышностью отличались пас¬хальные заутрени, великопостные и праздничные богослужения, ибо прихожане не мыслили жизни без церкви, которая заменяла им родину (12).

Присутствие в Харбине большого количества высокообразованных представителей мо¬нашествующего и белого духовенства позволило учредить и развивать духовно-просветительную деятельность. В 30-е годы в Харбине имелось два специальных духовно-учебных заведения: богословский факультет и духовная семинария, что свидетельствует о на¬личии в среде русских эмигрантов того времени глубоких религиозных настроений.

В 1924 г. открылась Богородице-Владимирская женская обитель. Основательница её -игуменья Руфина. При обители имелся храм имени св. Дмитрия Солунского. В этом же году сооружена Св. Петропавловская церковь. Её настоятелем был о. Николай Пономарёв. В посёлк Ченхе с 1927 г. шла служба в Борисо-Глебовской церкви. Её настоятель протоиерей о. Михаи Топорков не только украсил церковь, но и посадил фруктовый сад. В этом же году в Модяго был построен "Дом милосердия". А архиепископ Камчатский и Петропавловский Нестор (Анисимов) основал при нем приют для девочек-сирот и престарелых женщин. В 1930 г. на средств прихода жителей Харбина была построена церковь на Старом кладбище в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Многолетним настоятелем её был протоиерей о. Николай Труфанов. Служ ба велась вплоть до 1958 г.(13).

Русские православные храмы, соборы, небольшие церкви были и в других местах Китая где проживали русские беженцы. Несколько православных храмов функционировало в Шанхае, Дайрене, Мукдене, Тяньцзине. Величием и красотой поражали современников Свято-Николаевский храм и Кафедральный собор Божьей Матери в Шанхае. Кроме того, в городах Маньчжурии действовали костёлы, синагоги, мечети, которые собирали немало эмигрантов -представителей других конфессий (14). Здесь же располагались не только отдельные представите¬ли духовенства, но и целые церковные организации: "Союз ревнителей православия" во главе с А.А. Бобрыкиным, "Центральное Военно-мусульманское братство". "Военное православное духовенство"; различные общества старообрядцев, польских и украинских католиков, еврей¬ские организации и др. Но главной оставалось - Русская Православная Церковь. К сожалению, многие из названных храмов и церквей были разрушены во время военных сражений с япон¬скими милитаристами в 1945 г., а также в период так называемой "культурной революции" 60-х годов.

Всех современников поражал своей красотой величественный храм-памятник из серого гранита во имя Христа Спасителя в Мукдене. Кроме него на окраине города была построена русская православная церковь в виде богатырского шлема в честь увековечивания памяти рус¬ских воинов, погибших в русско-японской войне 1904 - 1905 гг. Её окружало небольшое уютное кладбище, на котором было несколько братских могил. В Синьцзяне до 1920 г. русские были немногочисленны, но когда сюда отступили бело¬гвардейские части атаманов Б. В. Анненкова и А.И. Дутова, потребность в душевном успокое¬нии привела к организации регулярной церковной службы. Прибывшие с армией священнослу¬жители: архимандрит Иона (Покровский), занимавший должность старшего священника дутовских частей, и служившие при отдельных частях священники Феодосии Солошенко и Григорий Штокалко сыграли в этом главную роль. Первоначально белые части сохраняли свою военную организацию, и священники были на положении служивших при воинских частях. Иона и о. Штокалко находились в г. Суйдун, где расположился атаман Дутов со своим штабом, а о. Со¬лошенко состоял при своей части. После смерти Дутова в феврале 1921 г. военная организация быстро распалась. Иона с другими старшими чинами (среди них был и будущий начальник 20-й Духовной русской миссии - белый офицер Леонид Святин) выехал в Пекин, где поступил на службу в Миссию. В 1922г. он был рукоположен в сан епископа и назначен в г. Маньчжурию, где скончался в 1925 г., оставив о себе память ревностного архипастыря, большого благотвори¬теля и общественного деятеля. Отец Г. Штокалко остался служить в Суйдуне, о. Ф. Солошенко выехал в Чугучак, где был построен православный храм. Игумен Серафим в 1921 г. по неиз¬вестным причинам переехал на службу в Урумчи, в Кульдже остался служить приехавший из России священник Василий Федюшин. Все церкви в Синьцзяне стали приходскими. В Суйдуне осталась принесенная дутовцами чтимая в Оренбуржье Табынская икона Божьей Матери. В 1925 г. Федюшин уехал в СССР, а его место занял о. Г. Штокалко, в Суйдуне стал служить свя¬щенник Ф. Солошенко, в Чугучаке в это время или несколько позже начал служить священник Акимов. В 1930 г. туда приехал священник Е. Тимаков. Примерно в 1925 г. определилась кар¬тина русского расселения в Синьцзяне, остававшаяся неизменной до второй половины 50-х го¬дов. Центром русской диаспоры стала Кульджа, затем по численности населения шел Чугучак с прилегающими районами, последним был Урумчи. Возглавлявший в то время Пекинскую и Китайскую епархию архиепископ Иннокентий (Фигуровский) умер в Пекине в сане митрополи¬та в 1931 г. Его трудами церковная жизнь Синьцзяна во второй половине 20-х годов начала устраиваться. Приходы были объединены в Благочиние во главе с назначенным иеромонахом Се¬рафимом, возведенным в сан игумена и с оставлением настоятелем Урумчинского прихода. Им был предпринят объезд Благочиния, посланы доклады в Пекин. Деятельность о. Серафима про¬должалась до 1931 г., когда он выехал в Палестину, поступив в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. Новый благочинный назначен не был, объединяющего Синьцзян церковного цен¬тра не стало. Многие умерли, часть русского населения выехала. В 1931 - 1933 годах проходил третий этап истории русской православной жизни в Синьцзяне. Эти годы связаны с новым при¬током населения за счет недовольных коллективизацией в Туркестане и Казахстане. Русское население Синьцзяна резко возросло. Среди прибывших были священнослужители: протоиереи Павел Кочуновский и Михаил Маляровский, священники Иоанн Филонский, Дмитрий Лобов и Кудрявцев. Города Кульджа, Чугучак и Урумчи по-прежнему оставались церковными центрами, однако стали появляться приходы и в других местах. Они возникали и закрывались главным образом из-за переезда священников. В одних местах строились молитвенные дома, в других - служба шла во временных помещениях.

Происходившие внутриполитические события 20 - 40-х годов в Китае, национально-освободительная война против Японии не могли не сказаться и на деятельности Русской Ду¬ховной Миссии, затруднив или ослабив ее связи с отдаленными районами. Связь с Синьцзяном фактически прервалась, а объединяющий центр - церковная жизнь шла самотеком. Крупным событием этого периода в жизни русской диаспоры Синьцзяна стала постройка постоянного храма в Кульдже. В 1925 г. церковь из помещения при консульстве была перенесена в наемное. Примерно к 1937 - 1938 гг. относится постройка в Кульдже на пожертвования православного населения церкви, существовавшей до 60-х годов, куда была перенесена из Суйдуна Табынская икона Божьей Матери. Только к концу 30-х годов Кульджа окончательно стала церковным цен¬тром Синьцзяна (16).

Несмотря на всевозможные трудности, Православная Церковь в Маньчжурии и Китае в годы эмиграции вела напряженную миссионерскую деятельность, энергичную идеологическую борьбу с сектантством, пользовавшимся финансовой поддержкой из-за границы, в основном из Америки.

Харбинская православная епархия долгие годы была самостоятельной, независимой от Московской церковной власти и подчинялась только заграничному синоду с местопребыванием в Белграде. Однако после второй мировой войны все русские церкви в Китае, в том числе Рус¬ская Духовная миссия и Харбинская Епархия, были подчинены Московскому патриарху. В 1949 году власть в Китае перешла к коммунистам, и на этом закончился более чем 250-летний пери¬од существования Русской Духовной миссии в Китае.

Однако здесь и в последующие годы еще некоторое время действовали православные храмы. Один из них, в Харбине, работает до сих пор, но в него приходит все меньше прихожан-эмигрантов - всего 14 человек, да случайно зашедшие, больше ради любопытства, русские ту¬ристы. И служит здесь уже не русский православный священник, а китаец. И все же эта небольшая горсточка православных эмигрантов Харбина, десятилетия живших вне Родины, со¬хранила язык, культуру, православную веру и внутреннее духовное единство (17).

Таким образом, роль Русской Православной Церкви в эмиграции трудно переоценить. Она до конца выполнила свое историческое предназначение, была важнейшей частью русской культуры за рубежом, оплотом национального русского духа. Она объединяла и сплачивала невольных изгнанников, помогала им выжить в трудных условиях существования, вселяла ус¬покоение и надежду на возвращение в измученные и исстрадавшиеся души русских эмигрантов.

Список источников и литературы

1. Доклад Преосвященного Иоанна епископа Шанхайского- Собору Православной Русской Зарубежной Церкви с участием клира и мирян 9-22 августа 1938 г. в Ср. Карловцах. - Белград, 1938. С. 5.

2. Имеется лишь несколько работ: Краткая история православной миссии в Китае. Пекин, 1920; Наложение запреще¬ния на церковь "Союза служивших в Российской армии и флоте" в Шанхае. Шанхай, 1928; Мелихов Г.В. Мань¬чжурия далёкая и близкая. М., 1991; Он же. Российская эмиграция в Китае 1917-1924. М., 1997; История Российской Духовной Миссии в Китае. Сб. статей. М., 1997; Печерица В.Ф. Духовная культура русской эмиграции в Китае. Владивосток, 1998; Священник :.•-.. Дионисий Поздняев. Православие в Китае (1900-1997гг.). М., 1998

3. Годы, Люди, Судьбы. История российской эмиграции в Китае. Материалы конфер. - М., 19-21 мая 1998. С 49-50: Печерица В. Ф. Указ. Соч. С. 11-12

4. Мелихов Г.В. Маньчжурия далёкая и близкая. С 77; Священник Дионисий Поздняев. Православие в Китае. - М.. 1998. С 39-41.

5. Вновь построена и освящена в 1995г. , , . ,

6. Бовин О. Осколок российской империи // Родина, 1995, №2. С. 35

7. Фомин В.Н. Культурная жизнь русской эмиграции в Китае. См.: Междунар. науч. конф. «Миграционные процес¬сы в Восточной Азии». Тез. докл. и сообщений. - Владивосток 1994.

8. Об архитектурных достоинствах русских храмов, соборов и церквей см.: Говердовская Л.Ф. Влияние русской и советской эмиграции на развитие архитектурного облика Харбина // Проблемы социально-политического развития российского общества. Межвузовский сб. науч. трудов. Вып. 6. - Воронеж, 1999.

9. Таскина Е. Неизвестный Харбин. - М., 1994. С.-37.

10 Владивостокское время. - 1994, 30 ноября. " Там же.

12. На сопках Маньчжурии - апрель 1998, № 52. С.-2.

13. Русские в Китае. - 1998, № 12

14. Там же.

15. На сопках Маньчжурии - апрель 1998. № 52. С.2; Печерица В.Ф. Указ. соч. С. 11-14.

16. Священник Дионисий Поздняев. Православие в Китае. - С. 252-255

17. Родина, 1995, №2. С.35-36.

Опубликовано: Христианство на Дальнем Востоке: Материалы меж. науч. конф. - Владивосток: Изд-во Дальневосточ. гос.  ун-та, 2000. - С. 108-113.



Читать все


Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Духовная консистория в городе Владивостоке: архитектурные проекты и реализация
27.03.2023
АННОТАЦИЯ Статья посвящена истории архитектуры дореволюционного Владивостока, в частности созданию административного здания епархии – духовной консистории. Публикация основана преимущественно на данных фондов Российского государственного
Колонизатор Южно-Уссурийского края священник Михаил Кессельман*
14.02.2022
"Для успешного выполнения дела строительства церквей» в районе Уссурийской железной дороги епархиальное начальство в ноябре 1896 г. командировало в край «сведущего в строительстве» священника Михаила Кессельмана.

Популярное

Делегация Приморского края приняла участие в пленарном заседании XXVII Всемирного Русского Народного Собора
20.11.2025
Митрополит Владивостокский и Приморский Павел, епископ Уссурийский Иннокентий, епископ Находскинский и Преображенский Николай, епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий, приняли участие в пленарном заседании XXVII Всемирного Русского Народного Собора
Ориентация на семью. На II региональном Форуме ВРНС состоялся круглый стол по корпоративной семейной политике
06.11.2025
Во Владивостоке начал свою работу II Форум регионального отделения Всемирного русского народного собора (ВРНС) «Народосбережение как основной вектор развития Приморского края»

Наверх