Новости Арсеньевской епархии
Преданья старины глубокой Топ-5 самых примечательных экспонатов Музея русской культуры
Анастасия Никитина. Фото автора.
Совсем недавно – несколько лет назад – в Арсеньеве начал свою работу новый музей. Он хранит около двух тысяч экспонатов истории и культуры нашей Родины.
Музей расположен в Духовно-просветительском центре возле Кафедрального собора Благовещения Пресвятой Богородицы. Вход свободный.История появления этого культурного центра берёт своё начало в конце 80-х годов, когда были сделаны первые шаги по сбору экспонатов для будущего музея. Хотя тогда его ещё и в планах не было.
Владыка Гурий, в настоящее время епископ Арсеньевской епархии, в те годы служил в Троице-Сергиевой Лавре. В этом крупнейшем русском мужском монастыре он познакомился с архимандритом Венедиктом, который перед переездом в Оптину пустынь подарил отцу Гурию старые гравюры. «Куда-нибудь повесишь, чтобы польза была», – сказал тогда батюшка. Сейчас эти картины открывают экспозицию музея в Арсеньеве. Они висят у самого входа по правую сторону и рассказывают о чудесах и труде преподобного Сергия Радонежского.
Гравюры оформлены в рамки и впервые представлены именно арсеньевцам спустя почти 30 лет хранения в папках в Москве. Вместе с другими артефактами – книгами, иконами, горшками, мебелью – они ждали своего часа на подворье одного из московских храмов при больнице, где о. Гурий был настоятелем. Именно там, глядя на растущее количество утвари в подсобном помещении, священник впервые стал задумываться о необходимости создания музея. А в 2011 году он был рукоположен во епископа Арсеньевского и Дальнегорского, так что пришлось уехать ему на самый Дальний Восток нашей Родины. Ну и дабы собранные вещи не пропали, они были упакованы в 20-футовый контейнер и отправились вслед за своим хранителем.
Ещё через несколько лет Арсеньевская епархия начала грандиозную стройку – Духовно-просветительский центр, включающий в себя епархиальное управление, женский монастырь, библиотеку, кабинеты воскресной школы и иконописной мастерской, музей русской культуры. Как только стройка была окончена, помещения и коридоры Центра начали заполняться предметами в том числе из того самого контейнера. Коллекция музея пополняется непрерывно и по сей день.
– Большее количество вещей здесь появилось за счёт моего общения, – рассказывает владыка Гурий. – Как говорится, не имей 100 рублей, а имей 100 друзей по всей стране и особенно в исторической её части.
Вот сундук из храма на Бородинском поле – прислали монахини, вот старинная купель – подарок московского антиквара, а вот минералы с горы Синай – привезли духовные чада.
Ранее подобных артефактов не то что в Арсеньеве – во всём Приморье нельзя было сыскать ввиду позднего заселения территории. В центральной же России, где основы православной культуры закладывались в ранее средневековье, такого добра предостаточно.
– Церковь всегда была хранительницей культуры, – отмечает владыка. – Вот теперь и в новообразованной Арсеньевской епархии есть свой духовный запас.
Музей регулярно посещают группы детей и взрослых. Порой здесь проводится по несколько экскурсий в день. Ребята приходят целыми классами в учебное время – для этого даже заключен договор с управлением образования.
Благодаря появлению новой сокровищницы наши земляки имеют возможность, не выезжая за пределы края, приобщиться к неисчислимым богатствам русской культуры и славной тысячелетней истории. Хотя обширная и активная выставочная, культурная, образовательно-патриотическая деятельность в стенах Духовно-просветительского центра гремит и привлекает внимание уже не только приморцев, но и всех дальневосточников.
Несколько полок в музее занимают минералы и горные породы. Первыми бросаются в глаза непохожие на остальные округлые камни с невероятной нежной сердцевинкой. Кажется, что это какие-то фрукты, разрезанные пополам. Внешне камни невзрачны, но когда их разбивают, то обнаруживают внутри множество кристаллов, которые люди называют слезами Моисея. Предание гласит, что пророк Моисей, 40 лет водивший соплеменников по пустыне, всё это время оплакивал грехи еврейского народа пред Господом. Его святые слезы, падая на раскаленный песок, становились агатами. В наше время их находят в Египте, у подножия горы Синай, где он молился.
В этом же районе Египта можно найти камни с удивительными растительными рисунками. Сколько их ни раскалывай, рисунок не исчезает. Согласно богословскому толкованию в этих камнях увековечена память горящего и несгорающего куста «Неопалимая купина». Из него Бог воззвал к Моисею, призвав вывести народ Израиля из Египта. Теперь тысячи паломников находят камни с кристаллическим изображением веток этого куста.А вот этот розоватый камень был найден лично владыкой Гурием в Абхазии в 1988 году. Тогда 27-летний Владислав Фёдоров только-только пришел к вере и к каждому чуду относился с особым трепетом. Вместе с коллегами он прибыл в Сухуми, чтобы недалеко от города, в горах, строить кельи для пустынников. Там же он посетил источник, который забил из-под земли на месте казни великомученика Василиска. Многие люди приезжают и исцеляются от болезней у ледяного (несмотря на 30-40-градусную жару) источника, а также до сих пор находят камни с кровью святого. Их не всегда можно найти – они не всем открываются. Но молодому архитектору повезло. Несколько камней он положил в карман рубахи, а самый большой взял в руки. В итоге камни в кармане оставили неотстирываемый алеющий след на одежде. И только представленный на фото экземпляр сохранил свои свойства.
С четвёртым, опалённым камнем связана главная легенда Великого Устюга.Однажды игумену Прокопию было дано откровение о приближающейся опасности для жителей Устюга за грехи их. Он призывал устюжан покаяться и умилостивить Бога постом и молитвою, иначе город будет погублен огненным градом, но люди не придали этому значения. 25 июня 1290 года в полдень на небосклоне появилось чёрное облако, которое приближалось к городу и росло. Началась страшная гроза. Поняв, что городу грозит гибель, устюжане вспомнили о предсказании Прокопия, бросились в храмы и стали возносить молитвы о спасении. Тучи ушли от Устюга, и километрах в 20 от него упали с градом раскалённые камни, повредив леса, но не причинив вреда людям. По словам владыки Гурия, есть пророчество, что всё равно Господь накажет этот бедный городок. За что? А вспомните, где сейчас находится резиденция Деда Мороза, его тронный зал. Да, это сказочное язычество, но если оно наберёт силу, уже будет за что. Именно подобное язычество и колдовство и обличал святой Прокопий, но народ считал его юродивым, пока не пришла туча…
Кладезь патриотизма
«Книга октай певчий. Принадлежит Рыжову Иову Варфоломеевичу деревни Понарино: 1951 год» – это единственная надпись в этой увесистой книге, которая сделана синими чернилами на современном русском языке. Основное же содержание книги написано чёрными чернилами полууставом на языке старообрядцев. Полуустав – форма кириллицы, возникшая во второй половине XIV века. По сравнению с уставом, когда буквы практически вписывались в квадрат и не имели выступающих элементов, полууставные почерки были мельче и округлее.
Октоих певческий – это книга, которая содержит в себе песнопения знаменного распева – основного вида древнерусского богослужебного пения.
А Иов Рыжов – это житель (в 1892–1959 гг.) деревни Понарино Орехово-Зуевского городского округа Московской области, так же как и его отец Ворфоломей Рыжов (которого не стало в 1951 году).
Понарино являлось одним из старообрядческих книгописных центров. Переписанные тут певческие рукописные книги отличались ярким и пышным оформлением, их первые страницы украшались растительным орнаментом, изображением птиц. В книгах для пения была так называемая русская крюковая запись нот, где над буквами – точки и крючки. Со временем, когда стало появляться большое количество печатных книг, надобность в переписке книг отпала.
А знаете, зачем в древних книгах делали большие поля? Ведь от такого неэкономного нанесения текста и без того объёмная книга становится ещё толще. Одна из причин – это возможность обрезать испорченные края страниц. Таким образом книга будет уменьшаться, но зато сможет прослужить не одну тысячу лет!
Всего в коллекции арсеньевского музея более сотни черно-белых старинных книг, в том числе рукописных эпохи Ивана Грозного. Но такая яркая и цветная – одна. Она была пожертвована всего месяц назад семьей, переехавшей в Приморье из Московской области.
Далёкому от церковно-славянского языка человеку очень сложно понять, что в ней написано. Помочь с прочтением может инокиня Мария или руководитель отдела образования епархии Ирина Бердникова, которые проводят экскурсии в музее. Вот, например, несколько фрагментов из песен: «оружие на фараона погрози чудо творя и древле Моисей и жезл крестообразно порази» или «яко по суху ходив израиль по бездне стопами гонителя фараона видя потопляема Богу победную песнь вопием…». В век, когда в русском языке появляется столько западных заимствований, возможность прикоснуться к чистому языку наших предков, к церковно-славянской азбуке, основе современного алфавита, равна чуду. Ведь эта письменность проникла на Русь ещё в 988 году!
В настоящее время сверхважно помнить историю, знать свою культуру, язык и не забывать своих предшественников. Ведь люди, которые не знают своего прошлого, не имеют и будущего. К знаменитому постулату можно добавить только одно: необходимо не только помнить историю своего народа, но и чтить память предков, передавать хрупкие знания следующим поколениям, что и делают хранители уникального арсеньевского музея доступно, популярно и бескорыстно.
Как мама Ломоносова
Коллекция предметов народного быта ХIХ века, расположенная в Духовно-просветительском центре г. Арсеньева, является самой большой на Дальнем Востоке! Здесь есть кухонная утварь, инструменты для строительства, для обработки почвы, игрушки, утюги, лапти. Среди них и самая большая коллекция костюмов – несколько десятков предметов праздничной и рабочей одежды крестьян из Белгородской, Воронежской, Рязанской, Тульской, Липецкой, Орловской, Калужской губерний, Удмуртии. По словам владыки Гурия, даже музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева не располагает таким количеством старинных одеяний.
Большая часть экспонатов была приобретена у собирателя и исследователя русского народного костюма Сергея Глебушкина в Москве. Но также есть и костюмы, пожертвованные местными жителями-переселенцами. Благодаря им посетители музея могут увидеть, что же носили женщины на Руси 100–150 лет назад. По платью можно узнать не только о месте проживания, но и о социальном статусе, семейном положении женщины. Вот, например, рубаха-«камышница», набивной сарафан и пояс жительницы Архангельской губернии – родины академика М. Ломоносова. Михаил Васильевич родился в семье крестьянина, так что вполне возможно, что его мама так одевалась.
Главная особенность всей представленной одежды в том, что она дармовая, т.е. не купленная. Весь процесс создания костюма – это ручной труд крестьянина: от возделывания земли под лён до прядения нитки, изготовления холста и вышивки. Костюмы часто многослойные: у женщины это рубаха, на ней сарафан (понёва), передник (запон), головной убор. При этом в одежде преобладает красный, пасхальный цвет христиан. В старорусском произношении слово «христианин» родственно слову «крестьянин».
В музее можно попробовать себя в роли ремесленника и посетить мастер-класс по плетению традиционного народного пояса на станке. В русской деревне пояс считался обязательной частью костюма. Отсутствие его в мужской одежде рассматривалось как нарушение общепринятых правил поведения, как большой грех, распоясанность.
А ещё тут расположена самая большая коллекция ручных прялок, тоже из разных губерний. Как правило, гости музея даже не знают, с какой стороны к ним подойти. В рамках экскурсии желающих усаживают за прялку и погружают в технологии прядильного производства.
Сколько костромских, а может быть, вологодских младенчиков 8 или 40 дней отроду приняли таинство крещения в этой купели – остаётся только догадываться. Сейчас «малышам» должно быть уже по 100–200 лет. Среди них не могли быть и будущие ленцы в Приморье, и даже родители самого владыки Гурия, отец которого родом из Архангельска, а мама из Воронежа.
Старинная крестильная чаша вытесана из цельного дерева. Она сразу привлекла внимание владыки Гурия в квартире одного московского антиквара. С коллекционером он познакомился лет пять назад на Измайловском рынке. Это очень большая барахолка, где лавки, вход, да и вся территория сделаны под старорусский стиль. За день обойти её просто невозможно. Среди посетителей всегда много иностранцев, особенно китайцев.
О том, что на блошином рынке есть отдел с интересующими владыку старыми вещами, он узнал из новостей по телевизору, когда находился по делам в Москве. Отправившись на место и отыскав нужный отдел, он увидел множество знаковых памятников русской культуры – расписные, резные, богато украшенные ковши, прялки, иконы, платки… Заметив неподдельный интерес к ним, хозяин пригласил покупателя на свою базу за город. В квартире торговца всё пространство от входной двери до балкона заставлено предметами старины, которые ему свозят по объявлению. Среди завалов раритетов владыка и приметил эту купель. Она была подарена антикваром специально для фонда арсеньевского музея.
Ступа? Нет, не слышали
Удивительно, но мало кто из школьников, посещающих музей в составе экскурсионных групп, скажет, что это ступа. И далеко не все, глядя на неё, вспоминают про Бабу-ягу. Регулярно сотрудники музея проводят для ребят тест на знание русских народных сказок и, к своему сожалению, обнаруживают, что современные дети, не читающие книг, просто не знают, что это такое. Не говоря уже о предназначении этой утвари.
Между тем раньше у каждой хозяйки в доме было несколько ступ с пестами, и каждая из них использовалась по-своему, хотя все они предназначались для толчения волокон, холста, зерна, картофеля, соли, конопляного и льняного семени, для растирания табака. Уже в 8 тысячелетии до н. э. ступа активно использовалась нашими предками в быту. Сложно найти более древнее изобретение человека, которое до сих пор продолжает применяться, хотя и не так уж часто.
Экскурсоводы обязательно обращают внимание детей на то, как красиво расписан деревянный сосуд, рассказывая, что русский человек украшал всё вокруг себя, даже предметы тяжёлого труда. Представленная на фото ступа с изображением мифологической птицы феникс расписана уже нашими современниками, но с опорой на старинные образцы.
Помимо ступы дети с удивлением открывают для себя рубанки, прялки, рубель для стирки и глажения, прямоугольные колокольчики (ботало) и даже самовары. Музейщики ставят самую большую «чайную машину» на пол, разбирают её, показывают, куда кладутся щепки, куда заливается вода и откуда выходит дым. Присутствующие в это время на экскурсии и взрослые тоже порой узнают много нового.
Просмотров: 17
Читать все