Новости епархии 2019
Клирик Владивостокской епархии принял участие в конференции Всемирного Русского Народного Собора
29 января в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений Всемирный Русский Народный Собор провел конференцию «Молодежное движение за достоинство человека в эпоху глобализации».
С приветственным словом к участникам форума обратился заместитель Главы ВРНС, митрополит Тверский и Кашинский Савва. Выступив перед собравшимися, он, в частности, сказал:
- Многоуважаемые представители государственной власти, ваши Высокопреосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую всех вас на секции Всемирного Русского Народного Собора в рамках Рождественских чтений и поздравляю с прошедшими великими праздниками, к которым приурочено проведение сего мероприятия. Минувшие годы продемонстрировали общественную значимость данной секции, прямым позитивным показателем чего является постоянное увеличение числа людей, участвующих в работе по данному направлению. Это радует прежде всего тем, что здесь собрались небезучастные к судьбе России и мира люди, которые верою в Бога и своим трудом могут деятельностно влиять на ход событий истории нашего Отечества!
Темой нынешней встречи, как Вам известно, является «Молодежное движение за достоинство человека в эпоху глобализации» – достаточно важная тема в условиях современных реалий. Поэтому хочу подробнее осветить материал для более осознанного понимания ситуации. А именно: «Что значит, и какой логикой связаны тема глобализации и движения за достоинство человека?» Для того, чтобы ответить на эти вопросы, не упустив суть, мы рассмотрим понятие «глобализация» и то, как она повлияла на повседневную, бытовую жизнь человека индивидуально и в целом.
Не секрет, что мир уже давно стал двигаться вперёд «семимильными шагами», что, разумеется, нашло свое отражение как в жизни, так и в психике людей: технологические революции, рост потребления и товарооборота. Все это неизменно привело нас в сегодняшнюю точку – временной эпохи глобализации.
Сама по себе она связана с развитием международной торговли и глобальным распределением производства товаров и услуг, что, в общем, звучит вполне посредственно. Однако, из этого и следуют другие факторы влияния в разных областях жизни, с которыми мы, не замечая, сталкиваемся каждый Божий день.
Прежде всего, стремительное развитие коммуникационных сетей со знаниями, идеологическими заявлениями об истинном предназначении человека, как необходимого шага к глобальному счастью, уже привело нас к установленному общему стилю жизни и потребительских привычек.
Как можно заметить, влияние оказывается и на освещение в средствах массовой информации. К примеру, о чем-то важном или трагическом сведения доносятся всегда незамедлительно, тогда как «мировое сознание» постепенно становится единым целым. «Тонны» информации, зачастую просто откровенно лишней, мы вынуждены «фильтровать» ежедневно, пропуская через себя, пока находимся в поиске нужного именно для нас. И здесь, конечно, главенствующим фактором является достоверность источника информации. Ведь нужна уверенность, что объективность действительности не искажена.
Но, к счастью, есть и иная сторона такой временной ситуации. Например, люди стали более сознательно относиться к своему потреблению и жизненным выборам. А межкультурный диалог стал необходимостью как для общенародной солидарности, так и для всеобщего соблюдения прав человека.
В социальной же сфере глобализация сказывается на уровнях, условиях занятости и социальных правах трудящихся. В связи с этим неразрывно возникает вопрос о политической деятельности и участии молодежи во многих сферах жизни общества, ведь именно молодые люди являются наиболее «перспективным ресурсом» для развития и инвестирования в будущее. Потому что уже сейчас именно они и есть будущее каждой страны, а соответственно – всего мира.
Несомненно, это означает также и то, что в сложившихся условиях внешней среды молодые люди вынуждены стать конкурентоспособными для дальнейшего взаимодействия и устроения своей жизни. Но, с учетом всех перечисленных факторов, надо понимать психологический «портрет» такого отрока. И именно здесь мы касаемся основного момента нашей темы: предупредить «обезличивание» индивидуальности и достоинства личности каждого молодого человека.
Согласно нашей Конституции, «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.» (Конституция РФ 21.1), то есть прямое право каждого – быть защищенным в своей индивидуальности не только по принципу самосохранения, но и по принципу ментальной ценности для нашей страны.
Влияние СМИ, сомнительных тенденций и веяний нашей эпохи постепенно размывает «грунт» ещё столь неустойчивой почвы взросления. А далее, если мы, как наставники и родители, упустим этот важнейший период в становлении «личности» молодежи, будет сложно «достучаться» до юных сердец и умов, чтобы суметь направить их в русло созидания реальной действительности и жизни во Христе. Именно поэтому мы с вами не просто должны, а обязаны не допустить того, чтобы будущее нашей страны было обезличено и стерто путем «общего всемирного» счастья, которое так сильно пропагандируется в наше время.
Я верю, что уже сегодня нас ждут новые «светочи» в различных областях науки, культуры и множествах других сфер, ведь Россия всегда была богата исключительными людьми, которые, подобно самородкам золота, были столь же ценны и тверды в своих убеждениях, блистая Богодарованным природным талантом. Мы все ещё можем воспитать гениев, ученых, помочь в становлении будущих великих деятелей, способных дать широкий резонанс среди мировых держав. И таким образом, сможем возродить свой народ, как «соль земли».
В заключение хочу отметить следующее: пусть мы не в силах повлиять, остановить или ускорить время, выбрать эпоху, в которой хотелось бы жить, но мы в силах исполнять свой христианский долг, к которому Господь призвал всех нас в этот мир по Своей любви. И чтобы до конца остаться настоящими, а не «растворенными» среди общих интересов, нужно неукоснительно следовать Его заповедям, которые укрепят любого, кто на стези этого шествия. Только так, даже в условиях общей глобализации, мы останемся верными сынами Отцу Небесному, нашей вере, Отечеству и своей особой неповторимой личности!
С интересными и содержательными докладами на конференции выступили руководители и представители руководства региональных отделений ВРНС: митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, сопредседатель Смоленского регионального отделения ВРНС, протоиерей Александр Гусаков, руководитель секретариата Кузбасской митрополии, член Кемеровского регионального отделения ВРНС, сопредседатель Ярославского отделения ВРНС, президент Международного университета бизнеса и новых технологий (МУБИНТ) Валерий Сергеевич Иванов.
От лица научного и экспертного сообщества выступили руководитель Дискуссионного клуба ВРНС, директор Института ЕАЭС Владимир Анатольевич Лепехин, представитель Экспертного центра ВРНС в Республике Молдова Владимир Валерьевич Букарский, и.о. зам. директора по воспитательной работе Гуманитарного института Северо-Кавказского Федерального Университета (СКФУ, г.Ставрополь) Оксана Николаевна Борисова, и.о. зам. директора по научной работе Гуманитарного института СКФУ Игорь Викторович Зозуля.
Кураторами конференции выступили член Бюро Президиума Собора, руководитель Экспертного центра ВРНС Александр Борисович Рудаков и руководитель молодежного направления ВРНС Станислав Александрович Юхнов, который выступил ведущим конференции.
В ходе проведения акции шла ее прямая трансляция в сети "ВКонтакте", которую посмотрели более 7000 человек. Это говорит о том, что актуальность поднятых тем вызвала большой интерес молодежной аудитории. Важно отметить, что прямую трансляцию помогали делать волонтеры - сотрудники организации "Православные Добровольцы".
После завершения дискуссии перед собравшимися выступил известный российский историк, член Бюро Президиума ВРНС Сергей Вячеславович Перевезенцев, предложивший обсудить обращение к министру просвещения РФ О.Ю.Васильевой по вопросам преподования Основ православной культуры в российских школах.
Участники конференции высказались в поддержку данного обращения, текст которого мы публикуем ниже на соборном сайте.
Мы, члены Всемирного Русского Народного Собора, принявшие участие в работе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, считаем, что изучение духовной культуры своего народа, «оснований своей религии» (К.Д. Ушинский) является неотъемлемой частью обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе, исторической традицией российского образования, русской школы, насильственно прерванной после катастрофы 1917 года, прихода к власти в России врагов отечественной культуры, Православия, Православной Церкви,
С 1990-х годов в Российской Федерации по инициативе отдельных школ, местных общин, регионов возникло и получило развитие преподавание Православной культуры (Основ православной культуры), направленное на приобщение детей при получении ими общего образования к историческим и культурным традициям, нравственным ценностям Православия, Русской Православной Церкви — духовно-нравственным основаниям русской культуры. Преподавание Православной культуры в школе для граждан, семей, выражающих свою принадлежность к русскому народу, Русской Православной Церкви, является необходимым условием формирования у детей представлений о мире, своём народе, его истории и культуре, нравственных понятий о добре и зле, национального самосознания, обеспечения культурной самоидентификации.
В 2009 году по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и лидеров других российских религий Президентом Российской Федерации было принято решение о проведении эксперимента по преподаванию религиозных культур и светской этики в форме комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в минимальном объёме учебного времени (34 урока). Эксперимент успешно прошёл в 2009–2011 гг. в 4–5 классах общеобразовательных школ в группе регионов. По данным социологических опросов (2010 г.) более 80% школьников, принявших участие в эксперименте, выразили желание продолжать изучение религиозных культур или светской этики дальше, в следующих классах и только менее 1% родителей заявили, что преподавание в течение одного учебного года достаточно для их детей.
С 2012 года экспериментальный курс «Основы религиозных культур и светской этики» преподаётся в 4-х классах государственных и муниципальных общеобразовательных школ Российской Федерации. При этом запланированные после успешного завершения эксперимента в 2009–2011 гг. меры по введению преподавания религиозных культур и светской этики по выбору по другим годам обучения детей в школе, уровням общего образования — до настоящего времени не реализуются.
Принимая во внимание:
— конституционные права граждан Российской Федерации на образование, свободу вероисповедания, право народов России на свободное культурное развитие, сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, в том числе право русского народа на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности на духовной основе Православия;
— обязанность государства при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования уважать право родителей обеспечивать такое образование, которое соответствует их религиозным убеждениям, согласно норме статьи 2 «Право на образование» протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
— положительные итоги апробации преподавания основ религиозных культур и светской этики по выбору в 2009–2011 гг. в группе регионов в 4-5 классах и уже шестилетнего периода преподавания основ религиозных культур и светской этики по выбору во всех регионах Российской Федерации в экспериментальном формате в 4-х классах в объеме 34 учебных часов;
— утвержденные Правительством России стратегические решения о приоритетной направленности государственной политики в сфере образования, общественного воспитания на развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2015 г.), повышение качества преподавания традиционных религий для решения задач национальной безопасности (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, 2015 г.);
— обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Министерству образования и науки Российской Федерации о необходимости расширения преподавания Православной культуры в школе (Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXIII, XXIV Международных Рождественских образовательных чтений и др.), выражающие потребности в сфере образования русского православного народа;
— поддержку расширения преподавания традиционных религиозных культур в российской школе Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, реализующим политический курс на возрождение России как суверенного государства, развивающегося на основе исторических и культурных традиций российского общества, народов России, а также учитывая, что вопрос об условиях преподавания Православной культуры в общеобразовательных организациях относится к полномочиям (компетенции) Министерства просвещения Российской Федерации,
Всемирный Русский Народный Собор обращается к руководству Министерства просвещения Российской Федерации со следующими предложениями:
— решить принципиальный вопрос о полноценном удовлетворении в российской школе образовательной потребности граждан Российской Федерации в изучении их детьми при получении общего среднего образования духовно-нравственной культуры своего народа — Православной культуры;
— обеспечить гарантии преподавания Православной культуры во всех государственных и муниципальных организациях Российской Федерации, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования в оптимальном, педагогически обоснованном объёме учебного времени на основе добровольности, свободы выбора, с учётом законных интересов и прав всех участников образовательных отношений;
— во взаимодействии с организациями Русской Православной Церкви внести в федеральные государственные образовательные стандарты, примерные основные образовательные программы начального, основного, среднего общего образования изменения, обеспечивающее последовательное, подготовленное во всех отношениях преподавание Православной культуры по выбору родителей, семьи учащегося по всем годам обучения детей в общеобразовательной школе с 1 по 11 классы.
Фотогалерея
Читать все