Актуальная аналитика

Митрополит Волоколамский Иларион: Не боишься заразиться сам, подумай о других

Митрополит Волоколамский Иларион: Не боишься заразиться сам, подумай о других

Тысячи священнослужителей и миллионы простых верующих оказались в особо сложной ситуации в связи с пандемией коронавируса, которая разразилась в период Великого поста и подготовки к главному христианскому празднику — Пасхе (в этом году православные встретят ее 19 апреля). Чего ожидать и как действовать в сложившейся ситуации, особенно пожилым, насколько могут быть ужесточены антивирусные меры в Русской Церкви, может ли она закрыть храмы или вступить в конфликт с властями, готова ли встретить Воскресение Христово без Благодатного огня и онлайн, рассказал в интервью РИА «Новости» глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

— Какие меры по профилактике распространения заболевания принимает Русская Церковь в странах, входящих в сферу ее канонической ответственности?

— В каждой стране принимаются разные меры в зависимости от эпидемиологической обстановки, от указаний властей.

В то же время имеется и общая инструкция, утвержденная Священным Синодом 17 марта. Она предписывает соблюдение строгих гигиенических и санитарных мер. В частности, при причащении обтирать ложку пропитанным спиртом платом, а затем окунать ее в воду, преподавать запивку по отдельности каждому причастнику в одноразовой посуде, для раздачи антидора использовать одноразовые гигиенические перчатки, уста каждого причастника отирать бумажными салфетками. Причастникам предписано воздерживаться от целования Чаши.

— Какую реакцию от приходов, верующих Вы получаете на последнее решение Синода, на инструкцию, на предпринятые конкретные меры?

— В целом реакция положительная, благодарная и спокойная.

Но есть люди, которые пытаются воспользоваться ситуацией, чтобы, что называется, «раскачать лодку», подорвать доверие к Священноначалию. Один диакон вот недавно написал: «Хочется задать нашим иерархам вопрос: зачем вы так быстро, без боя, под гуманистическим соусом "заботы о ближних" продаете свободу Церкви? Ведь для православных людей очевидно, что через Святое Причастие никакая инфекция не передается. Думать иначе — богохульство».

Я хотел бы повторить то, что Церковь в последние дни говорила много раз: мы твердо верим в то, что никакая зараза не может передаться через Святые Дары. Тело и Кровь Христовы принимаются верующими «во исцеление души и тела», то есть они сами являются источником исцеления. Но Чаша и ложка для причащения — это те предметы, которые не защищены от попадания на них бактерий и вирусов. А потому принимаются специальные меры для их санитарной обработки. К этому надо относиться смиренно и спокойно.

Те, кто сегодня бравируют своим Православием, кто с гордостью говорят, что «исповедники на карантин не уйдут», ведут себя не по-евангельски, а по-фарисейски. Они пользуются кризисом для выпячивания себя: посмотри, мол, я не такой, как прочие люди, я исповедник веры, не то, что Патриарх и прочие архиереи. Это безответственное и эгоистичное поведение. Не боишься заразиться сам, подумай о других.

Таких людей не переубедишь, но я хотел бы обратиться к тем, кто под влиянием этих проповедников может соблазниться. Поверьте, дорогие мои, Святейший Патриарх и Священный Синод не хуже наших горе-ревнителей знают Священное Предание Церкви. Когда готовилась инструкция, были изучены прецеденты. Ведь Церковь не в первый раз сталкивается с эпидемией.

— А когда она сталкивалась с эпидемиями прежде, что предписывала? И учтено ли это сегодня?

— Есть, например, книга, называемая «Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями». Ее автор — преподобный Никодим Святогорец. Вот что он пишет в толковании на 28-е правило VI Вселенского Собора: «И иереям, и архиереям во время чумы следует употреблять для причащение больных такой способ… Они должны класть Святой Хлеб… в какой-нибудь священный сосуд, из которого… больные могут брать его лжицей. Сосуд и лжицу следует затем погружать в уксус, а уксус выливать в алтарный колодец». На этом прецеденте основано предписание протирать лжицу после каждого причастника платом, смоченным спиртом, а затем окунать ее в воду. Но наши горе-ревнители возомнили себя более православными, чем преподобный Никодим Святогорец.

А в «Настольной книге для священно-церковнослужителя» Булгакова, изданной в 1900 году, содержатся предписания, касающиеся причастия в случае появления «заразительной болезни, например, дифтерита, оспы, легко могущей переходить к другим при причащении через лжицу и покровец». Эти предписания тоже были учтены при составлении инструкции.

— Могут ли быть внесены какие-то коррективы в рекомендации?

— Да, в зависимости от развития эпидемиологической ситуации.

— Почему верующим не дано никаких рекомендаций на присутствие на богослужениях, по возможности, в масках (при том что есть рекомендации, например, про одноразовые перчатки и дезинфекцию разных предметов)?

— Ношение масок может снизить риск передачи инфекции. В некоторых храмах они используются и мирянами, и священнослужителями. На днях появилась фотография из храма Русской Православной Церкви в Пхеньяне, где после перерыва, вызванного карантином, возобновились богослужения. Так вот, там священник стоит в маске. Если ситуация будет ухудшаться, вполне возможно, что и в других местах будут надевать маски.

Правда, и на сей счет есть желающие поиронизировать. Один батюшка перед произнесением проповеди надел нечто похожее на противогаз, чтобы рассмешить прихожан и продемонстрировать несерьезность тех, кто боится заразиться. Но многим сейчас не до смеха. Например, в Италии, Испании, Франции, Германии.

— Может ли Русская Церковь прекратить доступ прихожан в монастыри и храмы или вообще закрыть их и для служения духовенства в России, Белоруссии, на Украине, если того потребуют эпидемиологическая ситуация и власти? Есть ли какие-то особые договоренности с властями стран канонической ответственности Русской Православной Церкви, гарантии того, что храмы не закроют для людей ни при каких обстоятельствах?

— Таких договоренностей нет и, думаю, в нынешней ситуации быть не может. Но Церковь не будет вступать в конфликт с властью, если потребуются экстраординарные меры для предотвращения эпидемии. Церковь не меньше, чем власти, заботится о здоровье и благополучии людей. Если будут предлагаться какие-то радикальные меры, Церковь вступит в диалог с властью, но не в конфликт.

— Ограничение, введенное в Москве, — не собираться в помещении более 50 человек — не действует на православные храмы. Почему?

— До настоящего времени не закрыты крупные торговые центры и другие места массового скопления людей, включая метро, где в каждом вагоне в часы пик набирается гораздо больше пятидесяти человек. Но если ситуация будет развиваться в худшую сторону, могут быть введены дополнительные ограничения, в том числе касающиеся количества молящихся в храме.

— Могут ли паломники по-прежнему спокойно посещать великие обители России, такие как Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь, Дивеево, островные Валаам и Соловки?

— Сейчас не самое лучшее время для паломничества. Лучше сидеть дома и ждать, пока пройдет эпидемия. Некоторые монастыри по рекомендации местных властей закрыли доступ для паломников.На днях митрополит Псковский и Порховский Тихон выступил с видеообращением, в котором призвал временно воздержаться от поездок в Псково-Печерский монастырь. Считаю, что это очень правильное и ответственное поведение, особенно на фоне той безответственной бравады, которая раздается из уст некоторых священнослужителей.

— Может ли пандемия повлиять на богослужения в монастырях и на приходах, например, на допустимую численность паломников или монахов на службе единовременно?

— Может. И есть разные способы сократить число одновременно присутствующих в храме прихожан. Например, вместо одной воскресной литургии служить две — раннюю и позднюю. Скоро потеплеет, и можно будет при необходимости совершать богослужения на улице. Кое-где такие меры уже применяются, в частности, на Украине.

— Может ли причастие происходить онлайн?

— Конечно, нет. Но для пожилых прихожан, которые находятся в группе риска, а значит должны быть сейчас предметом нашей особой заботы, может быть установлен особый порядок. Например, они могут смотреть богослужение в прямой трансляции, а причащать их может священник на дому.

— Как в этом году православный мир будет проводить Страстную неделю и праздновать Пасху? Запретят ли крестные ходы?

— Все будет зависеть от развития ситуации в каждом конкретном регионе.

— Привезут ли Благодатный огонь из Иерусалима? Готова ли Русская Церковь к его отсутствию на пасхальных службах? И как относиться к возможным изменениям простым верующим?

— Мы готовы к отсутствию Благодатного огня на пасхальных службах. Более того, Русская Церковь на протяжении тысячи лет совершала пасхальные богослужения без Благодатного огня, и они от этого не были менее торжественными, радостными или благодатными.

Однако, насколько мне известно, Фонд Андрея Первозванного твердо намерен привезти огонь, даже если придется не выходить из самолета по прибытии в Израиль. Как раз на днях я разговаривал на эту тему с председателем фонда Владимиром Ивановичем Якуниным, который уже долгие годы обеспечивает Русскую Церковь Благодатным огнем из Иерусалима.

— Возможно ли верующим, особенно пожилым, праздновать Пасху онлайн, без причастия?

— Давайте надеяться, что к Пасхе кризис пройдет и такие меры не понадобятся. Русская Церковь молится о скорейшем преодолении кризиса за каждой Литургией, и я верю, что наши молитвы будут услышаны милосердным Богом. Надо всем миром молиться, чтобы Господь отвел беду.

Беседовала Ольга Липич / РИА Новости



Читать все


Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Митрополит Горловский и Славянский Митрофан: «Люди были рады тому, что их встретил представитель Церкви»
04.05.2022
101 человеческая жизнь была спасена в минувшие выходные. Усилиями переговорщиков и военных с территории завода «Азовсталь» в Мариуполе удалось эвакуировать мирных жителей, которые провели в его бомбоубежищах почти два месяца.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в главном храме Вооруженных сил РФ
05.04.2022
3 апреля 2022 года, в Неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию св. Василия Великого в Патриаршем соборе в честь Воскресения Христова — главном храме Вооружен

Популярное

Епископ Уссурийский Иннокентий посетил студенческую конференцию на кафедре теологии ДВФУ
02.05.2022
Владивосток . 29 апреля  на кафедре теологи и департамента философии и религиоведения Школы гуманитарных наук ДВФУ состоялась секция «Теология и религиоведение опыт осмысления религиозных культур и субкультур» в рамках ХI ...
Большой Пасхальный концерт состоялся на Приморской сцене Мариинского театра
14.05.2022
мая 2022 года на Приморской сцене Мариинского театра состоялся Большой Пасхальный концерт сводного хора Владивостокской епархии, оркестра, хора и солистов театра.

Наверх