Статьи

Протоиерей Владимир Воробьев: Отступать нам некуда - за нами наши дети

14.05.2012

14,04 KbВсе мы, конечно, надеемся на то, что с возвращением нашего народа к православной вере в нашей стране начнется нормальная жизнь по христианскому нравственному закону, возродится православная семья, в которой радостным подвигом будет рождение и воспитание детей. Вернется русский патриотизм, честный труд, известная всему миру русская доброта, непобедимая русская армия, — все то, что имело своим корнем православную веру и православное воспитание.

Но не следует быть мечтателями: глядя правде в глаза, мы должны признать, что и в православной среде мы все чаще наблюдаем неспособность семьи противостоять современным искушениям, которые с огромной силой «выманивают» детей из православной семьи, из православной школы, даже из православного храма, в который они ходят с детства. Сами дети, подрастая, объясняют это примерно так:

1 «домашнее православие» надоело, скучно, а там — другая, новая жизнь;

2 религиозные догмы, каноны, запреты из прошлых веков современные люди воспринимать всерьез уже не могут и не воспринимают: практикующих христиан во всем мире исчезающе мало, и нет причин уподобляться таким «ископаемым» предкам;

3 слова родителей, «училок» и «батюшек» не убедительны, не вызывают доверия, старшее поколение безнадежно отстало, что теперь уже весь мир живет по-другому, и ничего страшного при этом не происходит.

Сказанное можно обобщить таким образом: современное поколение родителей не умеет передать детям свою веру, убедить их в правильности своего видения мира, своих оценок развивающихся в мире губительных тенденций. Это является следствием «обрыва» в преемстве поколений, может быть, — самого страшного из плодов длительных гонений на православную веру.

Те, кто сегодня стали православными родителями, сами выросли в неверующих семьях, и поэтому не имеют опыта жизни в православной семье. Если в таких условиях мы даже научимся преодолевать демографический кризис, то останется вопрос: кто вырастет из наших детей? Какую жизнь смогут они построить? Мы оказываемся перед альтернативой: удастся ли нашему народу снова привиться к своему историческому корню, или это останется несбыточной мечтой, и тогда его ждет неминуемая гибель?

Что же сегодня мы должны сделать, чтобы помочь этому возвращению в свою историю, в свой дом, чтобы спастись от уже начавшейся деградации и исторической смерти?

Итак, каждый приход, приходская община должна в центр своей жизни поставить заботу о семье, о детях, о воспитании и родителей, и детей. Каждый из нас обязан знать, чтобы употребить на деле, следующее:

1Первое, что необходимо для воспитания ребенка, это — любовь к нему. Любовь не вообще, а именно каждого конкретного ребенка должен кто-то очень любить: родители, духовник, учитель.

2Для передачи веры новому поколению необходим подвиг старшего поколения. Не теплохладное, «удобное», «комфортное» христианство, а именно подвиг веры. Это абсолютная непримиримость к греху, прежде всего в самом себе. Только тогда дети могут воспитаться в христианской нравственности.

3Третье — это культура, образованность. Дети в христианских семьях должны на опыте знать, что христианская вера разумнее, «научнее» любого другого мировоззрения. И это — не суеверия.

4Говоря о волонтерах, занятых в социальной сфере, мы часто забываем подвиг, с глубокой древности известный на Руси: помощь многодетным семьям. Таким семьям всегда было нелегко, а в наше время жизнь многодетной семьи часто становится запредельно трудной. Нужно, чтобы женщины, девушки, даже старшие девочки на приходе прежде всего стремились помогать таким семьям. Это должно быть почетным, престижным делом. Не должно остаться ни одной многодетной семьи, которой приходская община не оказывала бы всестороннюю действенную помощь.

5Дети должны расти в христианской общине. И воспитываться они должны в активной деятельности, сами должны созидать православную жизнь и, в известной мере, отвечать за нее.

6Первоочередная забота Церкви и государства — это забота о детских садах, о школе. Семья и школа должны стать главными приоритетами в России. Для них должен быть создан режим наибольшего благоприятствования.

7Это значит, прежде всего, что необходима система подготовки качественных преподавательских кадров, имеющих христианское мировозрение. При этом престиж преподавателя школы должен быть поднят на самый высокий уровень.

 

Патриархия. ру


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх