Статьи

Доброе слово для спасительной вести

18.06.2018

На православном Дальневосточном медиафоруме «Доброе слово» очерк, опубликованный епархиальным изданием «Приморский благовест» (№ 10, 2017 г., «Благая весть длиною в жизнь») занял I место в номинации «Лучший материал епархиальной пресс-службы». Более пятисот журналистов, пресс-секретарей, блогеров со всего ДФО съехались на Троицу в г. Биробиджан, чтобы на площадках форума обсудить актуальные вызовы, которые ставит современность перед православной журналистикой.
 
ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
На журналистский конкурс, проходивший в рамках форума «Доброе слово», было представлено около полусотни работ православной тематики. Вручая дипломы победителям, архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем (на снимке) подчеркнул значимость информационного служения в епархиальной и приходской жизни, важность взаимодействия приходов с представителями медиа:
— Прежде всего, церковным служением прославляется Христос, направляющий нас и благословляющий реализацию созидательных идей, отмечает владыка Ефрем. — В этой связи символично, что первый на Дальнем Востоке православный медиафорум прошел, милостью Божией, именно в Биробиджане, где сложилось доброе соработничество со всеми средствами массовой информации — телевидением, радио, печатными и интернет-изданиями. Отрадно, когда журналисты, тщательно изучив тему, в деталях готовы рассказывать своей аудитории об актуальных вопросах духовной жизни и о епархиальной деятельности. Когда медиасообщество готово к конструктивному соработничеству и нацелено на благой результат, тогда сила слова возрастает. Печатным словом можно преобразить нашу жизнь, чтобы проявилась вся ее духовная красота и полнота.
«Доброе слово удерживает эту огромную страну не военная мощь, а цивилизационное послание России, основанное на вечных культурных ценностях», считает Борис Костенко. По мнению известного журналиста, ведущего и зам. гендиректора телеканала «Спас», современная российская аудитория начинает уставать от засилья агрессивного медиаконтента, люди с высоким уровнем культуры всё меньше обращают внимание на скандальную, «желтую» журналистику, и всё больше интересуются интеллектуальным и духовным медиапродуктом.
— В разговоре со Святейшим Патриархом две уважаемые женщины России признались, что смотрят теперь, в основном, всего два телеканала — «Спас» и «Культуру». Это народный артист СССР Алла Пугачева и председатель Совета Федерации ФС РФ Валентина Матвиенко. И это показательно: интеллектуальная аудитория действительно устала от повальной коммерциализации многих медиа, перепродающих скандальные сюжеты в попытке повысить свой рейтинг и привлечь больше рекламы.
Становится понятно, почему существенная часть аудитории, особенно молодой, сегодня всё меньше обращается к ресурсам официальных СМИ, а переключается на интернет. Туда же свой взор устремляют профессионалы. Какие же в этом важном общественном процессе есть плюсы и минусы?
 
МИССИЯ И КОММУНИКАЦИЯ
На первый взгляд, всемирная сеть более свободна от ангажированности, давления и рекламы, чем официальные СМИ, и предоставляет для размещения информации больше возможностей.
В наши дни православные храмы всё активнее используют в своей деятельности возможности интернет-ресурсов. Конечно, многие приходы ограничиваются простыми сайтами-визитками, позволяющими разместить в сети расписание богослужений и контактные данные. Но даже такие сайты-визитки сегодня объединены единой системой «Интерактивная карта храмов», позволяющей пользователям, в том числе журналистам, мгновенно получать информацию практически о каждом храме Русской Православной Церкви в любом уголке России и мира.
Большие приходы в крупных городах всё чаще привлекают к сотрудничеству профессиональных журналистов, которые распространяют в интернете новости о приходской жизни тексты, фоторепортажи, выставляют даже видео на каналах в «Ю-тубе».
Сайт Успенского храма Владивостока, редактируемый приморским журналистом Татьяной Григорьевой, известной своим сотрудничеством с рейтинговыми СМИ края, стал обладателем сертификата конкурса «Дорогами добра».
— Наш сайт создан по благословению настоятеля храма, являющегося не только лицом духовным, но и профессионалом в сфере масс-медиа: светское высшее университетское образование владыка Иннокентий получал по специальности «журналистика», имеет опыт деятельности на телевидении и в печатных СМИ. Как профессиональный журналист и архиерей, Его Преосвященство убежден, что интернет-ресурсы открывают перед приходами новые миссионерские возможности, поэтому Успенский приход Владивостока в последнее время развивает свое присутствие сразу в нескольких сегментах интернета. Помимо приходского сайта, создан ресурс на базе сервиса «Приход.ру», а также страницы в соцсетях, в том числе специально для молодежного движения храма.
 
КАК НЕ УГОДИТЬ В СЕТЬ?
При всём наборе плюсов эйфория по поводу широких коммуникационных возможностей интернета уже сменяется глубоким раздумьем: как повлияют соцсети на наше общество, на новое поколение? Не перекроются ли в итоге плюсы минусами?
Сегодня на высшей ступени соцсетей расположились блогеры — они делают отклики на актуальные проблемы, посещают важные события, сами пишут, снимают, словом, «играют» в журналистов. Ряд экспертов, действительно, видят в блогосфере некий вариант «гражданской» журналистики. И даже предрекают, что «блогерство» станет профессией будущего (а профессии «журналистика», в ее нынешнем понимании, через несколько десятилетий, возможно, уже не будет).
Однако сегодняшнее состояние блогосферы до журналистики явно не дотягивает. Священник и блогер Святослав Шевченко из Благовещенской епархии, наряду с другими экспертами форума «Доброе слово», прямо указал на целый ряд минусов блогосферы:
— Как для профессиональных СМИ важен рейтинг, так для блогосферы важно количество просмотров, «лайков», подписчиков, соответственно, надо привлекать аудиторию. Увы, очень многие блогеры используют для этого методы, идущие в разрез с христианскими добродетелями. Посмотрите на блоги, оказавшиеся в тренде, раскрученные до самых верхних позиций, на многих из них вы рискуете столкнуться с пошлостью и сквернословием, эксперты даже объясняют это следующим тезисом: чем сложнее в обществе технологии, тем больше оно стремится к вульгаризму и примитивизации. Как бы то ни было, чтобы раскрутиться, блогеры «троллят», «хайпят», эпатируют.
«Hype» переводится с английского как навязчивая реклама, шумиха, ажиотаж. Блогеры откровенно раздувают проблему, о которой пишут. Используют «троллинг», т. е. постинг подстрекательских сообщений, их цель разжечь конфликт, поиздеваться, высмеять.
При этом многие блогеры малокомпетентны в том, о чем высказываются. Чтобы скрыть это, они опираются на факт опроса или обзвона, так называемый «пранк» (от английского prank — выходка, шутка), по сути это телефонное хулиганство: пранкеры совершают анонимные звонки и провоцируют своих жертв на эмоциональную ответную реакцию. Один из последних примеров трагедия в Кемерово, когда блогер, представившись спасателем, звонил в морг, чтобы узнать, сколько жертв привезли со страшного пожара в торговом центре.
Хуже всего то, что общество постепенно привыкает к подобным, с позволения сказать, «шуточкам». Ведь окружающая среда всех нас не только формирует, но и изменяет. Особенно влияет на нас информация, неслучайно общество, в котором мы сегодня живем, теперь принято считать информационным, т. е. таким, в котором значительная часть людей занимается сферами, связанными с информацией.
Кроме того, в отличие от журналистов из профессиональных СМИ, блогеры за свои слова практически не отвечают. Информация, распространяемая в соцсетях, зачастую непроверенная, размещать ее блогеры вольны не под своим именем. А приводит всё это к тому, что ценность и сила слова конкретной личности снижается. Теряется вера.
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ БЛОГЕР
Если в реальной жизни мы привыкаем доверять конкретным людям, то в соцсетях такой градации нет, доводы дилетанта и специалиста там, в принципе, уравниваются. Кажется, в сети все могут судить обо всём. А ведь это далеко не так! С другой стороны, доступность информации в интернете приводит к тому, что мы всё чаще предпочитаем узнавать о событиях не из официальных СМИ, а от некомпетентных представителей соцсетей, куда может написать кто и что угодно, причем, ради собственных тщеславных целей раскрутки и лайков…
Проблема в том, что неискушенная аудитория, в большой своей части, пока не научилась отличать блогеров от журналистов. Как ни удивительно, и в просвещенном XXI веке людей легко обмануть, поддеть на крючки, вроде кричащих заголовков, за которыми нет никакого значимого содержания. Иначе откуда бы взялись все те тысячи «лайков»?
Переломить ситуацию, по мнению православного медиасообщества, можно только добрым словом.
— Чем православный писатель, музыкант, журналист отличается от светского представителя творческих профессий? — этот вопрос поставил перед участниками форума священник Святослав Шевченко. Православный человек воспринимает окружающий мир через призму тех духовных ценностей, на которые опирается. А мир, как известно, таков, каким мы его видим. Православный блогер может помочь аудитории разглядеть лучшие стороны этого мира. Его мотив: изменить мир к лучшему, побудить людей стать чище, добрее, человечнее. Даже вскрывая проблемы, православный блогер будет исходить, прежде всего, из благих побуждений. И еще важный момент: позиционируя себя в сети как православного человека, вы берете на себя ответственность, не надо забывать, что по одному верующему сегодня судят обо всей Церкви!
— Доброе слово прежде всего должно быть искренним. Секретарь Союза журналистов России А. Джазоян обратил внимание участников пленарной дискуссии: в профессиональной среде сохраняется понимание того, что коммерциализация сферы медиа не должна возобладать над общечеловеческими ценностями.  Слово может быть добрым, если журналист профессионально подходит к своему делу, не случайно Кодекс журналистской этики напоминает Десять заповедей.
Особую ответственность медиасообщества отметил в своем обращении к участникам форума «Доброе слово» и председатель СИНФО В. Легойда: «От того, каким образом подаются в СМИ происходящие события, во многом зависит духовно-нравственное состояние современного общества».

 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх