“Правило веры”

«Я дал царю честное слово оставаться при нем до тех пор, пока он жив!»

26.02.2016

Евгений Сергеевич Боткин (27 мая [8 июня] 1865, Царское Село — 17 июля 1918, Екатеринбург). Память — 4/17 июля.
Русский врач, лейб-медик семьи Николая II, дворянин, святой Русской Православной Церкви, страстотерпец, праведный. Сын знаменитого доктора Сергея Петровича Боткина. Расстрелян большевиками вместе с царской семьёй. Евгений Боткин прославлен на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2–3 февраля 2016 года. Житие и биография — это разные вещи. Житие описывает духовный путь, и факты биографии могут быть не так важны. Ключевский говорил, что разница между житием и биографией такая же, как между иконой и портретом. Историй жизни врача Боткина хорошо известна всем, кто читал житие царственных страстотерпцев.
У лейб-медика Евгения Боткина была возможность оставить Царскую семью, покинуть дом Ипатьева, последнюю их обитель, но он остался. Честь русского дворянина, врача, христианский долг и искренняя любовь к Царской семье не позволили поступить иначе.
Евгений Сергеевич Боткин (27 мая (8 июня) 1865, четвёртый ребёнок в семье выдающегося русского учёного и врача, основателя экспериментального направления в медицине Сергея Петровича Боткина. Его отец был придворным медиком императоров Александра II и Александра III.
В 25 лет начал профессиональную деятельность в Мариинской больнице для бедных. В 1904 был назначен на должность главно-
уполномоченного по медицинской части при действующих армиях. «За отличия, оказанные в делах против японцев», был награждён офицерским боевым орденом Св. Владимира II и III степени с мечами. В 1905 году был пожалован в почётные лейб-медики, после чего приступил к преподавательской работе в ВМА.
В 1893 году он блестяще защитил диссертацию. Официальным оппонентом на защите был физиолог и первый нобелевский лауреат Иван Павлов.
13 апреля 1908 года по желанию императрицы Александры Федоровны был назначен лейб-медиком царской семьи, повторив путь отца, бывшего лейб-медиком двух русских царей.
«Я не понимаю, как люди, считающие себя монархистами и говорящие об обожании Его Величества, могут так легко верить всем распространяемым сплетням, могут сами их распространять, возводя всякие небылицы на Императрицу, и не понимают, что, оскорбляя её, они тем самым оскорбляют её августейшего супруга, которого якобы обожают» — писал доктор Боткин.
За несколько лет до своей кончины Евгений Сергеевич получил титул потомственного дворянина. Для своего герба он выбрал девиз: «Верою, верностью, трудом». В этих словах как бы сконцентрировались все жизненные идеалы и устремления доктора Боткина. Глубокое внутреннее благочестие, самое главное — жертвенное служение ближнему, непоколебимая преданность Царской семье и верность Богу и Его заповедям во всех обстоятельствах, верность до смерти. Такую верность Господь приемлет как чистую жертву и даёт за неё высшую, небесную награду: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 10).
Когда Царскую семью было решено перевезти в Тобольск, доктор Боткин оказался среди немногих приближенных, которые добровольно последовали за государем в ссылку. Письма доктора Боткина из Тобольска поражают своим подлинно христианским настроением: ни слова ропота, осуждения, недовольства или обиды, но благодушие и даже радость. Источником этого благодушия была твёрдая вера во всеблагой Промысл Божий: «Поддерживает только молитва и горячее безграничное упование на милость Божию, неизменно нашим Небесным Отцом на нас изливаемую». В это время он продолжал выполнять свои обязанности: лечил не только членов Царской семьи, но и простых горожан. Учёный, много лет общавшийся с научной, медицинской, административной элитой России, смиренно служил, как земский или городской врач, бесплатно лечил местных жителей. В дом Ипатьевых в Екатеринбурге страстотерпец Евгений Боткин отправился добровольно.
 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх