“Правило веры”

Современные расколы, секты

01.06.2005

Мистическое единство Церкви как тела Христова проявляется, как единство общин, имеющих единую законную иерархию и находящихся в евхаристическом (молитвенном литургическом) общении. Прошедшие полтора десятилетия принесли России не только свободу, но и многочисленные разделения. Распался Советский Союз, растет социальное расслоение общества, растут проблемы, связанные с информационным неравенством и так далее.

Русская Православная Церковь сохранила свое единство на всем пространстве бывшего Советского Союза, создавая новые формы церковного устройства. За последнее десятилетие образованные автономные Поместные Церкви отражают новые политические реалии современного мира.

Тем не менее, мы стали свидетелями возникновения и стремительного роста новых религиозных общин и групп, имеющих в своем официальном названии словосочетание «православная церковь», претендующих на каноническое достоинство и, нередко, хотя бы формально признанные государством.

Перечислим некоторые группы. Одни из них не имеют государственной регистрации и не стремятся ее получить, другие зарегистрированы в органах юстиции и даже заявляют о своих претензиях на имущество, принадлежавшее Русской Православной Церкви до революции. Насколько нам известно, ни одна из них не имеет своих образовательных учреждений или богословских центров в России.

1. После раскола в РПЦЗ по вопросу о переговорах с Московским Патриархатом появилась Русская Православная Церковь в изгнании, возглавляемая митрополитом Виталием. В Приморском крае к этой группе принадлежат приходы, возглавляемые епископом Анастасием (бывшим протоиереем Анатолием Суржиком, запрещенным в священнослужении архиепископом Вениамином в начале 90-х годов). Эти православные общины не участвуют в переговорном процессе о соединении РПЦ и РПЦЗ.

2. Катакомбная Церковь Истинных Православных Христиан («Андреевцы»). На Соборе «Андреевцев» 1999 года приводились фантастические данные о том, что в церкви состоит около 1 миллиона крещеных и около 2, 5 миллиона оглашенных.

3. Российская истинно-православная церковь. Эта молодая ветвь ИПЦ, возникшая в 1996 году, уже в 1999-2000 годах раскололась на четыре самостоятельных синода.

4. Истинно-православная церковь – Московская митрополия (один из осколков Российской истинно-православной церкви). Возглавляется «архиепископом Московским и Коломенским» Вячеславом.

5. Российская православная автономная церковь (прежнее название – Российская православная свободная церковь). Возглавляется «митрополитом» Суздальским и Владимирским Валентином (Русанцовым), лишенным сана в Патриаршей Церкви и повторно лишенным сана в Зарубежной Церкви. Примечательно, что это единственная группа, которая получила ощутимую поддержку со стороны крупных политтехнологов. Руководитель Фонда эффективной политики Глеб Павловский хотя и не высказался публично в поддержку Валентина Русанцова, тем не менее предоставил свои информационные ресурсы – интернет-журналы «Страна.ру» и «Русский журнал» - его сторонникам.

6. Истинно-православная церковь Киевского Патриархата. Это около шести приходов, которые возглавил бывший священник Русской Православной Церкви Адриан Старина, запрещенный в служении за нарушение правил церковной жизни.

7. Российская православная кафолическая церковь. Ее возглавляет выпускник Рижской католической семинарии «митрополит» Михаил Анашкин.

8. Апостольская православная церковь (в некоторых документах – Православная церковь возрождения). Провозглашена в Москве 13 мая 2000 года священниками и епископами истинно-православной церкви. Декларацию подписали пять епископов и «протопресвитер» Глеб Якунин.

9. Истинно-православная Церковь (Объединенная). Процесс дробления юрисдикций иногда сменяется объединением. 13 июля 2003 года в Москве прошел собор, вынесший постановление об объединении православной соборной церкви, апостольской православной церкви, российской истинно-православной церкви, казанской митрополии истинно-православной церкви и катакомбной церкви в единую истинно-православную церковь во главе с местоблюстителем патриаршего престола Истинно-Православной Церкви «митрополитом» Рафаилом (Прокопьевым).

Даже среди самих катакомбных общин нет полного единства мнений о том, кто из них представляет каноническое православие, а какие группы – неканоническое. И сегодня нет необходимости вникать в это подробно.

Однако даже катакомбники признают, что есть и секты, которые в своих названиях прикрываются Православной Церковью, а некоторые из них вышли из общин катакомбной церкви:

1. «Истинно-православная церковь Божией Матери Державной» (Другие названия – «Фонд новой святой Руси», «Церковь Божией Матери преображающейся», «Истинно-православная церковь Божией Матери Державной», «Российская вселенская марианская церковь» и т. д.). Во главе «архиепископ» и «пророк» Иоанн Береславский (Вениамин Яковлевич Янкельман).

2. «Истинно-православная церковь Откровения Иоанна Богослова» (другое название – Апокалипсическая церковь «Царя и Патриарха») «архиепископа» Лазаря (Васильева).

3. Небесная восточная церковь Иоанна Богослова, отделившаяся несколько лет назад от «архиепископа» Лазаря.

В отличие от самих катакомбников, признающих сектантский характер перечисленных выше групп, некоторые публицисты предпочитают говорить о них как о представителях «крайне эсхатологического направления» Истинно-православной церкви.

Легитимизировать многочисленные неканонические группы в середине 90-х годов попытались некоторые религиозные публицисты. Они предложили ввести термин «альтернативное православие» и активно использовали его в светской прессе и даже экспертных и религиоведческих изданиях. Следует признать, что это была самая энергичная попытка обосновать существование общин, не имеющих евхаристического общения с Русской Православной Церковью и не желающих вступать с ней в общение.

Термин «альтернативное православие» отвергается православными богословами и публицистами как недопустимый с точки зрения православной экклезиологии. Возникновение и публичная деятельность многочисленных групп, не имеющих евхаристического общения с Русской Православной Церковью, дает широкие возможности тем, кто недостойно носит священный сан. Находясь под каноническим прещением в Патриаршей Церкви, они свободно могут продолжать священнодействовать, перейдя в другую юрисдикцию. Нередко возникают случаи, когда священнослужитель находится под запретом или лишен сана даже несколькими юрисдикциями, и все равно находится новая, которая принимает его «в сущем сане». Примечательно, что при этом большинство неканонических групп считает, что они более строго придерживаются канонов и церковных установлений, чем Русская Православная Церковь.

Можно предположить, что в ближайшие годы увеличится «спрос» на священников нашей Церкви, так как все неканонические группы испытывают острейшую нехватку подготовленных священнослужителей, и единственный ресурс, который они могут использовать, не имея своих семинарий, это выпускники наших духовных школ.

В последнее время появились признаки того, что происходит «привыкание» духовенства и мирян Русской Православной Церкви к существованию и даже определенному статусу других юрисдикций.

В таких условиях важно осознавать, где подлинная каноническая Православная Церковь, имеющая в своем основании правильно поставленную иерархию, чтобы не оказаться членом общины православных сектантов или раскольников.

По материалам журнала «Миссионерское обозрение» № 4, 2004 г.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх