Интервью

10 лет сестричеству Марфо-Мариинской женской обители милосердия

28.02.2008

Фото. Сестричество Марфо-Мариинской женской обители милосердия3 февраля сестричество праздновало свое десятилетие. Сегодня в нем заняты 15 сестер и 7 трудниц. Главное направление работы сестричества — оказание медицинской помощи, несение духовного просвещения, ведение домашнего хозяйства у тех людей, которые не в состоянии осуществить самостоятельный уход за собой. Сестры помогают им изучать основы православной веры, готовиться к церковным таинствам, в особенности к исповеди и Причастию. Сестры посещают больницу рыбаков, онкологический центр, тысячекоечную больницу, городскую детскую больницу № 2, детский туберкулезный диспансер, госпиталь ТОФ. За пределами Владивостока сестричество ведет деятельность в Находке и Артеме.  О жизни сестричества милосердия мы попросили рассказать старшую сестру Людмилу Сапарову.

— Людмила, расскажите, как начиналась жизнь вашего сестричества.

— Начиналось с того, что мы учились общению с больными. Ведь мы православные христианки, а в палатах встречаются люди совершенно разного вероисповедания или атеисты. Можно встретиться с негативным отношением к Православию. Нам необходимо было учиться, как исполнить не только внешние обязанности сестры милосердия — в уходе, в элементарной помощи больному, но и соблюсти заповедь о любви к ближнему, не обижаться, не спорить, не гневаться. Где-то терпеливым молчанием, где-то кратковременным уходом из поля зрения иного человека учились налаживать простые человеческие отношения.

— Насколько можно проникнуться сопереживанием к подопечным, терпеть вместе с ними их скорби?

— Помню первое мое посещение одного болящего в больнице рыбаков. Я заботилась о нем в течение года. У него был рак печени. Его жена строго запрещала говорить ее мужу о диагнозе. О духовной стороне своей жизни он говорил со мной только тогда, когда мы оставались наедине. И по милости Божией он впоследствии не единожды исповедовался и причащался. Когда мы беседовали с этим болящим, то чаще останавливались на вопросе о том, куда отойдет душа после смерти — к Богу или туда, где Бога нет, где ее погибель… В какой-то момент его физическое состояние настолько усугубилось, что он очень замкнулся и перестал общаться со своими близкими, в частности, со своей женой. Почему в особенности с женой — она была врачом и помогала всем, а ему не могла помочь. Эта обида закрепилась в нем настолько, что он не стал с ней разговаривать. Он очень долго умирал, в течение нескольких часов. Конечно, мы пригласили священника и проводили этого человека в соответствии с православной традицией. Это самый первый мой такой случай, оставивший глубокий след в моей памяти.

— В основном вы оказываете помощь болящим?

— В основном да. Как-то я находилась в Центре материнства и детства с двумя детьми. Мы лежали на обследовании в течение двух с половиной недель, и я проводила с ними день и ночь. Один из мальчишек, Сашенька, был по возрасту почти трехлетний, а выглядел на восьмимесячного ребеночка, исхудавший весь. Он поступил с Окатовой, 17 — это дом брошенных детей. Сашеньке предстояла операция в Новосибирске, сердце надо было подлечить. Ко всему прочему, у него была еще «заячья губа». Он поначалу диковато себя со мной вел. А мы находились в палате в окружении мамочек, которые были здесь со своими родными любимыми детьми, играли с ними, заботились о них. Нас же приходил навещать только мой муж. И вот Саша называл моего мужа папой. Этот мальчик настолько проникновенно со мной обращался, настолько был благодарен...

— Вы ухаживаете за больными группами или поодиночке?

— В начале нашего служения мы шли в палаты по два-три человека. Та из нас, кто наиболее грамотно говорила, начинала общение с людьми. Мы воплощаем миссионерское служение: человек болящий очень страждет и нуждается в помощи как телесной, так и духовной, молитвенной. Исходя из состояния души человека, мы начинаем вводить его в азы Православия: говорим о Священном Писании, о его значении в жизни каждого человека, о молитве, о таинствах. Мы разбираем Символ веры, другие молитвы. Говоря о таинствах, особенно подробно останавливаемся на том, что в крещении мы уже проникновенно примиряемся с Господом. Интересно, что, дойдя до разъяснения заклинательных молитв, те из болящих, которые уже крещены, утверждают, что с ними этого не было: мы не отрекались от сатаны, говорят они. Эти слова свидетельствуют, насколько неосознанно, суеверно или формально люди подходят к крещению. Приходится сталкиваться и с тем, что люди оказываются крещеными по наущению оккультистов. Беда очень и очень многих людей — непросвещенность в вопросах веры и суеверия, в неумении отличать одно от другого.

— Кто, кроме вас, посещает больницы?

— К болящим приходим не только мы, сестры — милосердия православные христианки. Здесь же мы можем видеть и католиков, которые, очень грамотно строят свою миссионерскую работу, и представителей некоторых сект. Вообще, нашему служению очень препятствуют и наносят большой урон именно приверженцы оккультизма и члены сект, в частности «Свидетели Иеговы». Их перевес, во всяком случае на первых порах, основан на том, что они, конечно, в финансовом отношении гораздо сильнее нас, они приносят для больных очень хорошие подарки. Это имеет временный перевес в их сторону. Мы же приходим к людям, особенно в больницы, от всей души. Это милость сердца, милосердие. А душа, коль скоро она по природе христианка, ищет и находит спасительное для себя. Рано или поздно люди распознают истину.

— Вы приглашаете разных священников?

— Разных. Наш духовный окормитель — протоиерей Александр Талько, но из-за своей загруженности он не может успевать помогать всегда. Поэтому мы приглашаем разных священников.

Жизнь сестер милосердия непосредственно связана с Марфо-Мариинской обителью, больничным храмом во имя великомученика и целителя Пантелеимона. В сестричество могут вступить все желающие, прошедшие испытательный срок. Перед посвящением в сестричество трудницы обязаны послушаться в больнице, на дому, выполняя любую санитарную работу под присмотром сестер-наставниц. Одна из основных задач сестричества — духовная поддержка больных, их родственников и христианское приготовление к смерти. И наша небесная покровительница, святая великая княгиня Елисавета говорила: «Безнравственно утешать умирающих ложной надеждой на выздоровление. Лучше помочь им по-христиански перейти в вечность».

— Откуда берутся силы, чтобы присутствовать при кончине человека?

— Конечно, очень тяжело. Таинство смерти, которое по нашей телесности совершается часто в очень трагичных и оставляющих тяжелое впечатление обстоятельствах, совершается на твоих глазах. Мы не имеем права дать волю женской, да и просто человеческой слабости. В предсмертные минуты мы читаем Псалтирь, отходную. Поминаем всегда всех болящих живых и уже усопших.

Посвящение в сестры милосердия мы совершаем обычно в день памяти прпмц. Елисаветы и инокини Варвары. Посвящения бывают совсем не часто, потому что за время испытательного срока женщины и девушки видят, как это тяжело, какая это трудная работа. На службах мы стоим в белоснежной форме. А каждый день нашего служения включает в себя пот и слезы, страх смерти и мучений, смену больничного постельного и личного белья.

— Как вы помогаете людям подойти к вступлению в Церковь, принять Православие?

— Есть такая аксиома: если хочешь, чтобы человек пришел в Православие, — оставь его. И человек на какое-то время оставляется: он просто получает информацию через наши действия, наше служение ему, нашу любовь. Он оставляется для размышления и ради возможности сделать самостоятельный выбор без насилия над его свободной волей: Господь не довлеет над нашим выбором — как же мы можем к чему-то принуждать? И в один какой-то момент человек говорит сам: я готов быть православным. Для нас это — вершина наград, самая желаннейшая награда.

Сестричество милосердия с благодарностью примет вашу посильную жертву ради помощи ближним. Обращаться: Марфо-Мариинская женская обитель, г. Владивосток, ст. Седанка, ул. 14-я, д. 32, тел.: 33-44-34.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх