Интервью

Священник в общественной жизни: легко ли это?

06.07.2018

Развитие общественной жизни в современном социуме неизбежно связано с деятельностью церковных институтов. Духовенство сегодня присутствует на общественных собраниях и форумах, выступает по телевидению, в печатных и интернет-изданиях. В Приморском крае в состав Общественной палаты входит руководитель социального отдела епархии протоиерей Александр Талько. Редакция «Приморского Благовеста» задалась вопросами присутствия священника в Общественной палате. Насколько соответствует духовным ориентирам священнослужителя его общественная деятельность, связанная с необходимостью погружения в житейские проблемы? С этими вопросами мы обратились напрямую к батюшке.
 
— В деятельности Общественной палаты есть свои проблемы, работу в ней можно считать сложной, неоднозначной, особенно для лица духовного. Приходится сталкиваться с борьбой интересов, при которой неизбежны конфликты. Можно наблюдать, как разные социальные группы отстаивают собственные интересы, порой противоречащие интересам других групп населения. На заседаниях при рассмотрении вопросов перед членами палаты постоянно возникают дилеммы: как помочь в проблемах, стоящих на повестке дня, какие средства выбрать, как решить экономические вопросы не в ущерб нравственности?
 
— При обилии стольких спорных моментов, при таких «баталиях» как же удается сохранить мир в душе?
 
— Думаю, общественную работу священник должен воспринимать, прежде всего, как послушание, ведь в состав палаты ты входишь не по личной инициативе, а по благословению архиерея. Т.е. про себя могу сказать, что в Общественную палату меня направила Церковь, так это понимаю.
Сам факт участия в Общественной палате духовного лица является миссионерским, это возможность напомнить современному обществу о таких вечных ценностях как любовь, сострадание, милосердие. Даже работая в миру, священник, прежде всего, свидетельствует о Церкви, и раз уж сегодня священнослужители могут входить в состав Общественной палаты, значит, нам нельзя сбрасывать со своих плеч и такой крест.
 
— А сама работа?
— Работа осуществляется в комиссиях, их всего восемь. Я принимаю участие в работе комиссии по качеству жизни и социальному развитию (4-я) и комиссии по развитию гражданского общества (8-я). На заседаниях в том числе рассматриваются обращения граждан, при необходимости к обсуждениям привлекают экспертов. За каждым членом Общественной палаты закреплены муниципальные районы, так, мне приходится курировать Хорольский и Ханкайский районы.
 
— Жители районов могут к вам обращаться за помощью?  
— Проблемы на местах, как правило, известны — по коммуналке, по жилью. Всё упирается в наличие материальных возможностей. Пока не приходилось сталкиваться с какой-то проблемной ситуацией, о которой прежде было бы совсем не известно местным властям. В местные организации, в том числе и общественные, по мониторингу стекается вся информация. 
Тем не менее мы ведем работу в районах и оказываем посильную помощь на местах. Например, при организации праздников и торжеств. Задействовали социальный отдел епархии, когда поздравляли долгожителей, помогали многодетным семьям и другим категориям нуждающихся.
 
— В этой общественной работе для Вас, как священнослужителя, возникают какие-либо острые ситуации, которые идут вразрез с духовными ориентирами, когда приходится принимать непростые решения?
 
— Недавно наш Высокопрео-священнейший владыка обратился в Общественную палату за разъяснениями по поводу проведения во Владивостоке Дня Нептуна и озвученных в СМИ предложений по созданию в приморской столице «резиденции» этого языческого бога. Сейчас ожидаем ответа. В данной ситуации меня как священнослужителя смущает ряд моментов: неужели наши с вами современники готовы уподобиться тому библейскому персонажу, Исаву, для которого чувство собственного достоинства ничего не значило, который променял на сиюминутную материальную выгоду свое высокое положение, свою репутацию (Бытие, гл. 25, ст. 31–34)? Неужели и мы с вами за ту самую «чечевичную похлебку» — в виде привлечения туристов — готовы поступиться своими духовно-нравственными ценностями и обосновать, по сути, примитивное идолопоклонство? Развивать туризм нужно, но не в ущерб духовно-нравственным устоям. Если сейчас эту языческую идею всё-таки «протолкнут», не учтя наших возражений, то мы — та часть приморской общественности, что руководствуется традиционными ценностями, — мы, конечно, окажемся перед сложным нравственным выбором.
 
— Часто можно услышать мнение о так называемой клерикализации общества. Что Вы можете сказать по этому поводу?
 
— В Общественной палате я единственный, кто представляет какую-либо конфессию. Большинство ее членов, будучи крещеными людьми, не проявляют активного интереса к церковной жизни. В этих условиях ни о какой клерикализации общества не может идти и речи.
 
— Какие перспективы есть у общественной деятельности, ее настоящее и будущее?
Думаю, в общественной работе важно избегать крайностей, необходимо учитывать множество факторов, ведь наше общество очень неоднородно, но при этом всех нас, россиян, приморцев, объединяет традиционная культура и нравственная основа. В перспективе дальнейшее развитие общественной деятельности очень важно. Дополнительные возможности развития  общественной деятельности могут появиться и с ростом экономики.
Важно постоянно совершенствовать координацию, налаживать взаимодействие, для этого регулярно проводятся встречи с участием врио губернатора края А. В. Тарасенко, и чувствуется, что новый глава региона владеет ситуацией, компетентен во многих вопросах, заинтересован в скорейшем разрешении проблем. Думаю, роль палаты не должна снижаться, многое делается для возрастания эффективности общественной деятельности, основанной на традиционных принципах российской культуры и духовности.
 
Справка: 
Общественная палата в Приморье действует с 2014 г. 
Насчитывает 30 человек. Консультативный и совещательный орган в субъекте РФ. Работа осуществляется в 8 комиссиях.

 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх