Интервью

Главное деяние собора — свидетельство о церковной полноте общения

29.12.2017

Со 29 ноября по 2 декабря в Москве состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.  В нем участвовало более 300 архиереев, в том числе митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин. Об итогах работы сегодня мы беседуем с членом собора, викарием Владивостокской епархии епископом Уссурийским Иннокентием. 
 
— Ваше Преосвященство, с прошлого Архиерейского собора минуло уже 4 года. Хотелось бы узнать, что представляет собой Архиерейский собор в настоящее время? Какие изменения произошли в его составе? Современный статус и полномочия?
— Архиерейский собор является по Уставу высшим органом управления, в компетенции которого решение возникающих актуальных вопросов. Что касается изменений, то, по сообщению Святейшего Патриарха Кирилла, епископат Русской Православной Церкви на сегодняшний момент состоит из 377 архиереев, что на 23 больше, чем по состоянию на 1 февраля 2016 года. Русская Православная Церковь объединяет 303 епархии, то есть на 144 больше, чем в 2009 году.
Русская Православная Церковь — самая большая церковь в мире. Ее каноническая территория очень значительна и превышает границы Российской Федерации.
— Владыка, расскажите о наиболее важных и значимых моментах собора и что, на ваш взгляд, можно поставить во главу угла?
— Хотелось бы сконцентрировать внимание на теме церковного единства. 2 декабря — в день заключительного заседания, на собор прибыли предстоятели и представители большинства поместных Православных Церквей — из таких кафедр, как Александрийская, Иерусалимская, Антиохийская, Кипрская др. Это стало важным знамением того, что между православными церквями Вселенской Церкви поддерживается братское единение, несмотря на разномыслие, разночтение процессов церковного бытия, церковной жизни.
4 декабря мы совершали вместе Литургию. Это очень важный показатель того, что Русская Церковь пребывает в единении с другими Церквами и стремится поддерживать именно такие же отношения.
Обращу внимание на этот момент тех, кто относит себя к так называемым «непоминающим». Они пытаются утвердить свои действия ссылками на каноны, которые сами же и нарушают. Совместное служение патриархов и представителей церквей в Москве опровергает псевдодоводы «непоминающих» о том, что они молятся о каких-то безымянных «православных патриархах». Любой раскол основывает свое поведение исключительно на собственном мнении. Там нет смирения. Если кто-то отходит от общения с законной иерархией, то таковой отходит и от общения со всей вселенской церковью. Сама Церковь есть Тело Христово. Значит тот, кто вне общения, – тот вне Тела Христова. И тогда все служение таких людей есть просто безблагодатная религиозная деятельность. Нужно быть очень аккуратными с информационными потоками, которые зачастую несут ложную информацию и призывы к катакомбам.
На общем богослужении 4 декабря все прочувствовали его вселенскость. Будем же заповеданное Богом единение хранить и сами прилагать к тому усилия. На мой взгляд, сие есть главное деяние собора — свидетельство единения, свидетельство о церковной полноте общения, свидетельство того, что мы вместе и что Церковь жива.
— Какие параллели вы можете провести с собором 1917–1918 г.?  Восстановление патриаршества 100 лет назад было оправданным шагом Церкви? Ведь тогда шли дебаты на эту тему, многие сомневались в необходимости патриарха…
— Наш Архиерейский собор 2017 года проходил в контексте юбилейных торжеств, посвященных 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви.
Избрание Патриарха на фоне тревог и волнений было воспринято народом торжественно и с ликованием. Красная площадь была заполнена целиком. Если рассмотреть все последующие события, то мы увидим, что наличие Патриарха, вплоть до 1925 г., да и впоследствии тоже, позволило иметь стержень, вокруг которого удалось сохранять и оберегать каноническое единство, хотя Церковь и столкнулась с очень жестокими гонениями и внешними, и внутренними, и немало было таковых, которые готовы были разодрать Тело Христово. Святейший Патриарх Тихон и его последующие преемники стояли на канонической норме, позиции защиты единства православия — законной православной иерархии. Что, конечно, позволило сохраниться Церкви как таковой и дойти до современного возрождающегося ее состояния.
— А сейчас? Насколько значимо и актуально патриаршество в наши дни?
— Вокруг Патриарха и происходит единение Церкви и противостояние внешним и внутренним угрозам. О значении патриаршества высказался и президент страны Владимир Владимирович Путин, который прибыл в зал Церковных соборов вместе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В своем слове глава российского государства обратил внимание на то, что церковь со времени избрания Патриарха Тихона обрела свою правильную законную каноничную форму существования.
— Владыка, как вы можете прокомментировать решения собора в отношении «екатеринбургских останков»? Сегодня даже с центральных телевизионных каналов звучат вопросы в необходимости повторного расследования…
— На эту тему на соборе был заслушан доклад епископа Егорьевского Тихона. В конце ноября в Сретенском монастыре проведена большая конференция, на которой были оглашены некоторые данные экспертов.
Дискуссия, развернувшаяся вокруг того, кому они могут принадлежать, продолжается. Еще в прошлом году Архиерейский собор при поддержке научных кругов согласился на проведение новых исследований, включая комплекс вопросов: генетическую экспертизу, антропологическую, историческую, баллистическую и др. Следственным управлением вместе с церковной комиссией было обозначено проведение 34 экспертиз, на данный момент завершено — 24. Кое-что из итогов экспертных заключений уже публично оглашено. Их можно посмотреть на сайте: www.pravoslavie.ru, который ведет Сретенский монастырь. Сегодня все еще стоит вопрос: кому могут принадлежать костные останки. Можно сказать, что один из найденных скелетов (с достоверностью 99%) может принадлежать мученику доктору Евгению Боткину. (На то имеются серьезные обоснования в связи подтвержденными индивидуальными особенностями зубных челюстей этого человека). Что же касается остальных останков, то современные рентгенологические исследования обнаружили следы удара саблей на черепе номер 4, а как известно, таковой, еще будучи цесаревичем, Николай Александрович получил во время своего путешествия в Японию в 1891 г. Исследования, проведенные в 1998 г., не нашли этого следа, а сейчас он обнаружен благодаря современным методам и возможностям. Хотя имеется ряд вопросов, пока не получивших ответов. Возможно, все прояснится после генетической экпертизы, которая еще не завершена и проходит сложное структурно-молекулярное исследование. На этом настоял патриарх, кроме него лично никто не знает о том, кому зашифрованные материалы могут принадлежать. Епископ Тихон свидетель того, как патриарх шифровал полученные костные материалы для их исследования. Этот процесс записан на видеокамеру. Исследования проводятся за границей. Ученые проводят их «вслепую», не зная, откуда взят материал: от останков Александра III или от останков черепа № 4. Будет сделано сравнение, и данные будут представлены сначала Синоду, который и сообщит о результатах позднее.
Работа продолжается. А пока было принято решение, что Церковь выражает надежду, что в будущем времени будет поставлена точка в этих упомянутых исследованиях, а являются ли эти останки святыми мощами Царских страстотерпцев, решит Архиерейский собор.
— Что вы скажете в подведение итогов?
— В целом собор показал, что в нашей церкви Дух животворит, и наше единение во главе с Предстоятелем является зримым свидетельством того, что Русская Православная Церковь продолжает свое спасительное шествие и руководство народом на пути к гавани спасения в Царстве Небесном.
 
Комментарии епископа Иннокентия по принятым решениям:
 
О жизни монахов 
«Положение о монастырях и монашествующих» разрабатывалось на протяжении последних семи лет. Оно содержит информацию, в том числе о том что есть монашество по сути; как устраивается жизнь монаха в монастыре; какие послушания он несет; каким должно быть его молитвенное правило; какие канонические последствия наступят, если человек отказывается от монашества. Документ полезен не только для монашествующих, но и для выбирающих свой жизненный путь.
 
О канонических аспектах церковного брака 
В документе ничего нового не излагается, кроме того, что систематизированы каноны и нормы, которые уже ранее в Православной Церкви были заложены. Отдельно прописано, что браки между лицами одного пола Церковь не признает и признавать не будет, если государство пойдет на этот шаг. В этом же документе заложено обоснование того, на каких условиях совершаются браки. Уточнены вопросы о браках до Крещения и после. Что касается гражданского сожительства, то Церковь не признает такие браки законными. В документе сформулировано отношение к церковному разводу с точки зрения церковного права: в церкви нет понятия «развод таинства», но есть «признание церковного брака утратившим каноническое значение».
 
Положение о церковных наградах 
Принята новая редакция. Для священнослужителей скорректированы сроки служения при получении той или иной награды. Сан протоиерея становится одной из высших наград в случае, если пройдет 25 лет пребывания в сане.
 
О развитии приходской жизни 
Епархиям поручено научить организационным навыкам людей, занимающихся вопросами миссии, религиозного образования, молодежной и социальной деятельности.
 
О реформе духовного образования 
Отмечено, что в целом реформа завершена. Мы перешли на многоступенчатый характер образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Появилась возможность государственной аккредитации семинарий и академий. Касательно религиозного образования отмечено, за прошедшие 4 года — произошел большой сдвиг в системе государственного признания теологического образования. Наконец-то теологию включили в ваковскую специальность и позволили защищать степень по теологии.
 
Работа с молодежью и детьми 
Один из главных рефренов собора – вывод о том, что наша главнейшая задача — это работа с молодежью. Мы должны находить разнообразные формы общения и работы с нашей молодежью, не забывая о религиозной составляющей. Чтобы не получалось, что вся работа сводится к проведению досуга.
Это же касается и работы с детьми, работы воскресных школ. За последнее время появилось немало воскресных школ. Но  дети часто воспринимают занятие в них как дополнительную учебную нагрузку. К старшим классам вырабатывается нежелание заниматься и посещать церковную школу. Поэтому прозвучало предложение — найти другие формы работы с детьми в воскресной школе, отличные от традиционных.
 
О новом катехизисе 
Официального нового катехизиса в ближайшее время не будет. Принято решение, что проводимая с 2008 г. работа библейско-богословской комиссии будет выражена в трех отдельных документах: 
1) основы православного вероучения, 
2) основы канонического устройства и литургической жизни православной церкви, 
3) основы православного нравственного учения. Иными словами, выпустят три сборника. 
Однако они не будут носить статуса символических книг, как катехизис митрополита Филарета. Это будут школьные издания от  имени Синодальной библейско-богословской комиссии.
Критский собор.  Заслушан доклад библейской комиссии, которая занималась анализом деяний Собора. Была подтверждена позиция, которая озвучивалась и ранее. Поскольку на соборе отсутствовали несколько автокефальных церквей, т. е. он прошел с нарушением принципа консенсуса — единогласия, то собор не может считаться всеправославным, а его решения не обязательны.
 
О прославлении ряда местночтимых святых 
Принято решение о причислении к общецерковному почитанию порядка 30 местно-
чтимых святых, в основном тех, которые были канонизированы в Украинской Православной Церкви, в частности собор Глинских святых.

 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх