Интервью

«Православным нужен свой Пелевин»

01.04.2008

Писатель Сергей ЧекмаевОдна из секций XII Всемирного Русского Народного Собора, прошедшего в феврале этого года, была посвящена современной фантастической литературе и компьютерным играм. Под председательством писателя-фантаста Сергея Чекмаева собравшиеся говорили о положительном и возможном отрицательном влиянии этих явлений на психику молодого поколения. Выяснилось, что главная задача православной фантастики — помочь молодежи в формировании нравственной основы личности.  В перерыве мне удалось пообщаться с известным автором-фантастом Сергеем Чекмаевым...

— Сергей, «православная фантастика» — что это? Я нигде не встречал точного определения, однако литературы с подобным грифом появляется все больше и больше. Сегодня я понял, что и сами авторы не могут дать точного определения…

— Понятие «православная фантастика» действительно очень сложное. Автор, который садится писать книгу, не думает изначально о том, что он сел писать именно православную фантастику. Подобные определения дают произведениям критики. По моему представлению, нельзя вообще делить книги на жанры: православная, католическая, исламская… Есть фантастика, написанная авторами верующими, и она может не иметь никакого отношения к православным проблемам. А бывает совсем наоборот, автор — абсолютный агностик, но при этом содержание произведения укладывается в православные парадигмы.

Я убежден, что не надо ничего делить! Фантастика тем и хороша, особенно в наше время, что предлагает огромный спектр различной прозы, где каждый может найти свою определенную нишу. Не стоит вешать какие-либо ярлыки на уже написанные произведения…

— Сейчас очень много различных книжных магазинов, где, помимо академической богословской литературы, есть отделы, предлагающие православную фантастику, детскую православную литературу… Получается, что литература сегодня все равно кем-то делится?

— В этом и есть проблема. И вина тут не только критиков, но и издателей, продавцов. Ярлык для людей, которые ищут хорошую прозу, не нужен. Но для массовых покупателей, к сожалению, это важно. Люди любят ярлыки. Посредники между авторами и читателями вынуждены делать это для того, чтобы быстрее обратить внимание и привлечь читателя к новинкам книжного рынка. Однако даже если это сделано с самыми благими намерениями — это все равно ярлык, клеймо своего рода.

Часто подобные ярлыки не имеют никакого отношения к тому, что изначально задумал автор. В общей массе то, что продается в отделах под подобными вывесками, — искусственно определенные туда произведения с целью привлечь внимание общественности, вызвать дополнительный резонанс.

— Но ведь книжные магазины тоже делятся на так называемые «обычные» и «православные». Другой читатель, другой ассортимент…

— Читателю не стоит быть ортодоксальным. Сегодня очень много современной качественной литературы. Время так называемого «чтива» постепенно уходит в прошлое… Да и прозу, которую уже окрестили православной, очень часто можно встретить в обычных сетях книжных магазинов.

Одна и та же книга в разных магазинах попадает на разные полки под разные вывески. Сам замечал, что «православная фантастика» в обычных магазинах именуется просто «патриотическая».

Хотя, конечно, в простом магазине богословской и догматической литературы нет.

— То есть все-таки вы признаете определенное деление и разграничение?

— Ну если речь идет о статусе того или иного магазина, то, пожалуй, да. А литературу все же не стоит делить. Хотя не исключаю, что когда-нибудь жанр «православная фантастика» станет официальным, ведь он все чаще и чаще употребляется.

— Можете ли вы сказать, какой из современных жанров литературы наиболее востребован? Фантастика?

— Мне очень сложно судить. Подобную статистику я знаю только по разговорам с третьими лицами, по слухам, из личного общения с читателями. Мне кажется, любой человек многогранен. Он не может интересоваться только одним направлением. Хотя и такое бывает.

Современная российская фантастика очень социальная. Если человек увлекся этим направлением, я убежден, что он тут же начнет изучать книги по социологии, истории религии, культурологии.

— Какова, на ваш взгляд, перспектива развития российской литературы? Кто читает и читают ли?

— Что касается литературы в целом, то тут, естественно, никуда не деть развлекательный момент. Сколько бы мы ни говорили об интеллектуальной направленности, а от развлечений никуда не деться. Один из перспективных путей развития — новые технологии развития самой литературы. Это могут быть и аудиокниги, и электронные версии книг. Эти формы общения автора с читателем необходимы сегодня как никогда. При этом я убежден, что бумажные книги не умрут — это вечность. Да и куда у нас денутся книги, ведь в стране еще и Интернет есть не в каждом доме.

Фантастику читают в основном молодежь и подростки. И тут я бы поспорил с известным утверждением о том, что молодежь сегодня перестает читать. Это не так. Такую статистику можно очень легко проследить по количеству скачиваний из Интернета текстов книг и по количеству электронных продаж. И тот факт, что сегодня все как один не сидят, уткнувшись в книгу, еще ни о чем не говорит.

— Сегодня вы сказали, что православным нужен «свой Пелевин». Что вы имели в виду?

— То, что если Русская Православная Церковь хочет привлечь как можно больше людей молодого поколения, то им нужно предлагать модную нынче литературу, ту, которую молодежь уже привыкла читать и видеть, и в ней уже развивать свою проповедническую мысль, свою идею. У меня есть роман «Анафема», он, возможно, и не совсем для подростков написан, но именно эта часть общества стала его читателями. Причина проста: там много описано действий, которые так привлекают молодежь — погони, драки, детективные расследования, но вместе с ними читатель получает достаточное количество информации о Православной Церкви, о сектах и борьбе с ними. По-моему, это правильно. Энциклопедиями и словарями сегодня никого не привлечь. Нужно писать в тех направлениях, которые востребованы у молодежи, и туда вкладывать, к примеру, заповеди Христовы.

— Какие бы вы порекомендовали произведения современной литературы с православным контекстом? Такие, чтобы читатель «не ушел жить» в выдуманный, виртуальный мир…

— Очень разные книги сегодня есть… Я бы посоветовал книги Дмитрия Володихина — это верующий автор, известный публицист и критик. Стоит почитать и трилогию Александра Зорича, где сюжет опирается на традиции, культурное наследие и мощь Церкви. Есть чуть более сложные для восприятия романы Елены Хаецкой и Дарьи Трускиновской, но это уже для поколения по старше. А молодежи порекомендую взять в руки повесть Виталия Каплана «Иной среди Иных». Это верующий автор, бого-слов. Он написал уникальную вещь о восприятии иных воцерковленным человеком, где иным стал человек, уже нашедший себя в православии… Философское произведение с глубоким подтекстом. Думаю, именно с него и нужно начинать знакомство с так называемой православной фантастикой.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх