Интервью

С посохом на восток

30.09.2003

В середине августа нынешнего года в нашей епархии побывал паломник из Красноярска Александр Сергеевич Садыков.

В 1988 году он впервые отправился в Киево-Печерскую Лавру на празднование 1000-летия Крещения Руси. С тех пор он пять раз прошел по святым местам.

По благословению архиепископа Красноярского и Енисейского Антония 8 ноября прошлого года отправился он в пятый крестный ход по святым местам России. На этот раз путь лежал через земли Сибири и Дальнего Востока. Конечной целью своего путешествия избрал Владивосток.

В течение 10 месяцев шел Александр Садыков, прежде чем достиг самой восточной точки России – Владивостока. С посохом в виде креста и двумя святыми иконами на груди: «Господь Вседержитель» и Божьей Матери шел он от храма к храму. Много он повидал на своем пути, бывал во многих святых местах России, встречался с разными людьми. Своими впечатлениями паломник поделился с сотрудниками нашей газеты. Возможно, вам, наши читатели, будут интересны впечатления паломника о нашем крае.

- Вы шли по направлению к востоку, как встречали вас люди? Другие мы, чем западные?

- Не скрою, на западе мало доверяют паломникам, побаиваются даже верующего человека. Часто слышал слова во след: много вас таких ходит. Слышал я подобное и от священнослужителей.

Дальневосточники люди более открытые. Были стычки, но избиению, как было на западе, здесь я не подвергался. Когда шел, часто останавливались машины. Оказывалось, что это люди разных вероисповеданий. На Дальнем Востоке много иноверцев. По пути подходили люди. Немало среди них оказывались приверженцами «свидетелей Иеговы». Думаю, есть у них неуверенность в своей конфессии, потому что задают много вопросов о Православии. Некоторые просили поставить свечки в храме за умерших родителей и близких. Давали продукты, желали добра. Дальневосточные люди даже от сибиряков сильно отличаются. В Сибири верующие идут в церковь пешком на большие расстояния. Дух веры там сильнее, наверное.

Здесь на Дальнем Востоке много разрушенных православных храмов, есть поселения, где их вовсе никогда не было. Когда я разговаривал с местными жителями, выяснялось, что они очень немного знают о Православии. Но православные крестики носят – это все, что им доступно. Говорят, очень хотели бы встретиться и поговорить с батюшкой. Люди здесь доверчивые и доброжелательные.

А в Сибири, во время прежних путешествий, два раза я встречался и с откровенным злом. Был случай, когда молодые люди, узнав о моем путешествии по местному телевидению, догнали меня в пути, отобрали продукты. Искали деньги. Но какие деньги у паломника. Я строитель. Когда останавливаюсь в храмах и монастырях, там и тружусь. В путь люди собирают мне продукты и одежду. Рассердились, хотели отобрать у меня старинную икону архиепископа Омского Селивестра. В годы гонений он был замучен на Соловецких островах. Тогда я претерпел большие побои. Была встреча с хулиганами под Уфой. Искали деньги. Но денег-то у меня не было. От негодования растоптали продукты, подожгли мне колени, чтобы не дошел до храма Спасителя. Но я их не виню, думаю, где-то я сам допустил такое искушение.

- Как думаете, почему люди идут на такие поступки?

- Я сам воспитывался в детском доме. Понимаю, как трудно без родителей. Вера в Бога помогла мне выстоять. Однажды, играя в полуразрушенной церквушке вместе с другими воспитанниками, под сводом, на потемневшей росписи я увидел едва различимые лики святых. Потом недалеко от храма обнаружил могилку погибшего священника. Стал проводить здесь все свободное время, ухаживал за могилкой. Воспитатели все время наказывали меня, грозили расправой. А в 9 лет, убежав из детдома, принял Таинство Крещения в Троице-Сергиевой Лавре.

А сейчас время сложное. Прежде всего страдают самые незащищенные – дети. Порой родители губят собственных чад. Дитя убегает из дома от пьющих родителей. Много беспризорных детей.

Когда я вышел из Иркутска, встретились мне два подростка лет 12. В разговоре с ними я выяснил, что бежали они из дома. Куда, спрашиваю. Отвечают: не знаем, лишь бы подальше от людей. Мать и отец, пьянствуя, принуждают своих детей к подобной жизни. Дети, устав от побоев, пьянства, наркомании, стремятся избавиться от такой жизни, уходят из дома. Но тут же попадают в руки старших беспризорников, которые заставляют младших детей приносить дань: деньги, одежду, золото. А где взять, вот и занимаются разбоем. Я предложил им вернуться в Иркутск в мужской монастырь к отцу Сергию. Здесь открыт реабилитационный центр для подростков, страдающих зависимостью к наркотикам. Более 150 человек, в том числе подростки, живут по монастырскому уставу. Не было случая, чтобы кто-то из них уходил не исцелившись. Есть такие центры в мужских монастырях Омской области. Много молодых послушников сами пришли за исцелением от греховного недуга, но есть такие, которых привезли близкие. Трудятся они с молитвой. Прилежно исполнив послушание, идут в храм. Родители за своих детей не беспокоятся, знают, что они в руках Божьих.

- Вы прошли по дальневосточной земле. Какие встречи вам запомнились?

- На востоке России я был впервые. Мне радостно, что и здесь народ вернулся к православию, что среди верующих много молодежи, восстанавливаются храмы, монастыри.

Когда проходил по Автономной Еврейской республике, побывал в приюте для детей. Здесь действуют два православных храма, которые находятся в столице - Биробиджане. Один из них деревянный кафедральный собор построен недавно. Владыка епархии, как мне сказали, в это время был в Москве. Меня встретил отец Сергий. В миру он был врач-гинеколог. Сегодня батюшка опекает детский приют, исцеляет духовно и физически всех приходящих к нему за помощью.

В Благовещенск я прибыл на Пасху. Вместе с верующими прошел крестным ходом.

Далее - Хабаровск. По благословению епископа Хабаровского и Приамурского Марка принял меня Александро-Невский храм. К 60-летнему юбилею храма я покрасил фасад. Вместе с верующими Хабаровска в честь праздника я прошел четырехдневный крестный ход вокруг города. Наравне с казаками шли дети; самых меленьких несли на руках.

В Бикине храм устроен в здании бывшего клуба, постоянного батюшки нет. Староста прихода работает на железной дороге, он и приютил меня на ночлег. Здесь меня часто останавливали молодые люди. Спрашивали, откуда и куда иду. В беседе с ними, оказалось, эти молодые люди из окрестных деревень. Приехали в Бикин в поисках работы. У некоторых я заметил православные крестики на груди. Но почему ответить толком не могли. Говорят, что во многих селениях стоят разрушенные православные храмы, или вовсе их там никогда не было. Некоторые посещали молитвенные дома другой конфессии. Но ушли оттуда, говорят, нет там благодати. А поговорить с батюшкой пока не удалось. Поистине, душа русского – православная от рождения. Один из них попросил у меня икону святителя Иннокентия и прошел со мной по городу 3 км в сопровождении группы молодых людей. Потом к нам примкнули подростки. И так мы прошли по центру города. Здесь расположена большая воинская часть. Солдаты, выстроившись вдоль забора, кричали нам вслед – счастливого пути. Жаль, что останавливаться было некогда. Впереди много дней пути.

В Приморский край я пришел в начале августа. По трассе водители часто останавливали машины. Интересовались, кто я и откуда иду, интересовались иконами Божьей Матери и Вседержителя, которые я нес на груди.

Люди здесь доверчивые и доброжелательные. Если кто-то, проезжая по трассе, видел меня на подходе к селению, то оповещал жителей, и тогда свои православные встречали меня.

В Лучегорске встретил меня настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Скоропослушницы» отец Сергий. Батюшка приветил меня, помог по мере сил.

Так я дошел до Уссурийска. Красивый большой храм, как вознаграждение за долгий путь, встретил меня утренним богослужением. Помолившись на утренне, я отправился в Рождество-Богородицкую женскую обитель.

Мне сказали, что в поселок Монастырский есть два пути – дальний и ближний. Ближний - через болота. Так я и пошел. Встретила меня игуменья Варвара. Представился матушке. Рассказал о себе. После небольшого разговора с ней я спросил о возможности встретиться с архиепископом Вениамином. Знаю, что он часто бывает в обители. Внимательно посмотрев на меня, игуменья сказала: «Намеренно встречи не ищи. Иди, отдохни и потрудись во славу Божью». Место здесь необычное. Отдохнув и ознакомившись с обителью, приступил к послушанию. Вдвоем с послушником перевозили на тачке кирпич и песок к небольшому лесному пруду, где будет строиться часовня. Здесь я и увидел владыку. При встрече он сразу сказал мне: «Я вас помню. Но где мы встречались?» При первом же взгляде я узнал его. Владыка Вениамин преподавал в Духовной семинарии и Академии Троице-Сергиевой Лавры. А в это время я трудился там. Поэтому беседа наша потекла просто и без принуждения. Мы вспоминали о жизни, о людях. Потом владыка благословил меня идти во Владивосток, остановиться на некоторое время в епархии и затем отправиться в мужской монастырь на остров Русский.

Но прежде я отправился на Седанку в Марфо-Мариинскую женскую обитель. С игуменьей Марией я встретился еще в Хабаровске. Тогда-то и получил от нее первое благословение с приморской земли. Я владею строительными специальностями, поэтому для меня не составило большой трудности сделать ремонт келий. Получив отметку в путевом листе, я отправился в Николаевский Свято-Серафимовский монастырь, что на острове Русском. Исполнять благословение владыки Вениамина.

P.S.Александр Сергеевич пришел в епархию перед отъездом в Красноярск, в середине сентября. В прощальной беседе он откланялся и признался, что обо всем напишет книгу.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх