Интервью

Семинарист — значит духовный

05.05.2010

Помощник проректора по воспитательной работе иеромонах Марк (Корнилов)Чем отличается духовное образование от светского? Как строится жизнь воспитанников духовного училища? Какие предметы они изучают? Эти вопросы интересуют сейчас тех выпускников средних общеобразовательных школ, кто решает для себя, где им учиться дальше.

На вопросы корреспондента газеты «ПБ» отвечает иеромонах Марк (Корнилов), дежурный помощник проректора по воспитательной работе Владивостокского духовного училища.

— В настоящее время заявлено о том, что в духовном образовании Русской Православной Церкви продолжается реформа. Несколько лет назад епархиальное училище получило право обучать воспитанников в течение 4 лет, готовясь к переходу на семинарский стандарт. Как за это время изменилась жизнь духовного училища по сравнению, может быть, с теми годами, когда у нас обучали 2–3 года?

— Она, конечно, глобально не изменилась, но это увеличение продолжительности обучения в духовном училище, несомненно, плодотворно влияет на тех, кто здесь учится, потому что они получают больше знаний. За более продолжительное время они глубже приобщаются к церковным традициям, хорошо знакомятся с богослужением и уставом.

— В чем похоже и в чем не похоже устройство духовного училища на семинарскую жизнь? В чем отличие?

— Отличие заключается только в продолжительности обучения: в семинарии обучаются 5 лет, а в училище меньше — 4 года. Но как раз в это время будет проходить образовательная реформа: семинария будет двух типов — четырехгодичная и шестигодичная. Это связано с болонской системой образования, которую собираются вводить у нас вообще везде в системе государственного образования. Обучение будет длиться 4 и 6 лет. Будет введен бакалавриат и докторантура. Магистратуры уже не будет. И собираются в свете таких реформ и церковную систему образования привести к такому стандарту.

— Сколько у вас в настоящее время учащихся?

— На дневном отделении 19 человек.

— И из каких мест они к нам приехали?

— Все из Приморского края. Из Владивостока не так много, как этого хотелось бы. Есть из г. Находка, г. Арсеньева, п. Горные Ключи, п. Кавалерово, г. Спасска-Дальнего, г. Дальнегорска. В общем, представлены все крупные районные центры.

—  Расскажите, пожалуйста, как строится обычно жизнь воспитанника духовного училища (с утра и до вечера).

— Подъем в 7 утра, в 7.30 утренняя молитва, в 8.30 завтрак, с 9 до 14.30 проходят занятия. В 15.00 обед, потом послушания. И уже с 17 до 19.30 время самоподготовки. Потом до 22.00 свободное время, в 22.00 вечерняя молитва, в 23.00 отбой.

— Чем отличается этот распорядок от условий обучения в светском учебном заведении?

—  Здесь свой определенный духовный микроклимат, если можно так сказать. Он нужен для того, чтобы воспитать именно семинариста. Они потенциально будущие священно-служители, хотя и не все станут ими после окончания духовного училища. Но все-таки они должны воспитываться в определенных традициях. Они должны все же дух церковный в себя впитать. Будущий священник, конечно, должен возрастать духовно, прежде всего. И в духовном училище даже иногда могут закрыть глаза на то, если человек не все успевает, и дать ему возможность пересдать. Но если у него плохое, не церковное поведение, то это уже, конечно, никуда не годится, и такого отчисляют. То есть самое важное в духовном училище, чтобы человек приобщался духовной жизни Русской Православной Церкви.

— Почему воспитанники ходят в подрясниках, а не в специальных мундирах, как это принято в Московской семинарии?

— Там не мундиры, а кителя. Ну, это просто одна из традиций нашего духовного училища. (Была такая дореволюционная практика).

—В процессе обучения студенты изучают богословие, Священное Писание, а что еще? Есть ли в программе не прямо религиозные дисциплины? Если есть, то какие и зачем?

—Сейчас в семинарском образовании — его пытаются приблизить к гуманитарному государственному образованию — есть набор философских дисциплин, разных языков, также необходимый курс информатики и др. Конечно, все эти не прямо духовные предметы как-то связывают с религиозной подоплекой. Но они иногда носят такой немного светский характер. Это нужно для общего развития.

—Как соизмеряется деятельность учащихся с церковным календарем? В какое время у них бывают каникулы?

— Учащиеся подчиняются церковному календарю. То есть в церковные праздники мы не занимаемся, хотя в некоторые светские праздники мы учимся. А церковные праздники воспитанники духовного училища проводят в храмах и на своих послушаниях.

Сессия как таковая у нас одна — весной. Каникулы бывают зимой и летом, как в обычных вузах. Ребята едут домой или куда еще, отдыхают, но и также послушания некоторые несут.

— Что вы посоветуете молодому человеку, который думает поступить учиться в духовное училище?

— Прежде всего, хорошо подумать. Надо прекрасно понимать, куда он идет, для чего он туда идет. Есть ли у него призвание или нет, это он поймет в течение четырех лет. Там все это проясняется и показывается. Естественно, что человеку, который не ходил в храм никогда, в духовном училище будет просто тяжело. Может быть, некоторые просто сюда приходят, чтобы как-то себя морально поднять. Разные бывают иногда причины. Но человек, который сюда идет учиться, должен, по крайней мере, идти с желанием посвятить себя и свою жизнь церкви и служению в ней.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх