Интервью

Хирург-онколог Игорь Павлович Истомин: «Я всегда говорю с пациентами о Боге»

08.11.2013

3–4 октября в Самаре прошел IV Всероссийский съезд православных врачей . Участниками его стали академики, ректоры и профессора медицинских вузов, главные врачи лечебных учреждений, лечащие врачи, представители Министерства здравоохранения РФ и РАМН, а также священнослужители и сестры милосердия из разных стран, делегаты от 54-х епархий Русской Православной Церкви.

Владивостокскую епархию представлял член Владивостокского общества православных врачей в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) Игорь Павлович Истомин, заведующий онкологическим отделением Владивостокской клинической больницы № 2 (более известной жителям города и края, как «Тысячекоечная»), хирург-онколог.

— Игорь Павлович, исповедание веры отличает православного врача от его неверующих коллег?

— Основное отличие верующего врача – это морально-этические принципы, его нравственное отношение к медицине.

Православный врач (как и представитель любой другой профессии) должен помнить, что он делает своё дело перед Лицом Божиим, значит должен делать его хорошо, значит он должен быть профессионалом высокого класса, постоянно совершенствоваться в профессии. Не для того, чтобы получать высокое материальное вознаграждение за свой труд, за знания и умения, которые приобретаются долгими годами упорного труда, а потому, что врач выбрал делом своей жизни служение ближнему.

— Вы, как верующий врач, говорите со своими пациентами о Боге?

— Перед человеком, узнавшим, что у него онкология, сразу появляется осознание конечности жизни. Возможно очень близкого конца, возможно, болезненного. Я говорю об этом со своими пациентами. Человек, которого постигла тяжёлая болезнь или травма, в глубине души понимает, что жизнь вечна, и понимает, что врач не может продлить жизнь тела вечно, подарить телу вечную жизнь. Врач в определённом смысле может только продлить жизнь тела, достаточно долго поддерживая искусственно вентиляцию лёгких, работу основных органов. Но современные медицинские технологии не решают и не могут решить нравственных проблем. Медицина не имеет дела с душой, она работает на другом уровне.

С любым пациентом я всегда говорю о Боге. И я ни разу не видел, чтобы кто-нибудь негативно воспринимал эти разговоры. Мы говорим о том, что в молитве не главное — прошение об избавлении от болезни, говорим о том, что человеку дано время, чтобы стать лучше, чище, время на покаяние.Именно это не всегда понимают. Шанс на выздоровление, конечно, есть, но это не столько искусство врача, сколько Божий промысел. Мне кажется, что такие места, как наше отделение, где люди страдают, где переосмысливают свою жизнь, осознают её конечность и готовятся к её окончанию, должны стать точками приложения миссионерских усилий. Нужен священник, который укажет путь к Богу, укажет, как стяжать жизнь вечную. Мы обречены на вечную жизнь, и только священник может помочь сделать выбор.

— Вы были делегатом съезда православных врачей. О чём говорили, что больше всего запомнилось?

— Съезд рассмотрел этические и медицинские проблемы чадородия, касающиеся перинатальной диагностики, акушерства и педиатрии, вакцинации. Я принимал участие в обсуждении проблем экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и прерывания беременности; проблем, связанных с трансплантацией органов и тканей; псевдомедицинских практик и сомнительных методов лечения, проблем эвтаназии, обсуждении позиций врача и священника по этому вопросу.

Комплекс проблем, связанных с чадородием, — пожалуй, главная трудность, которая на сегодняшний день существует в православной медицине. Проблемы экстракорпорального оплодотворения затрагивают многие семейные пары, многих врачей и духовников. Священники не благословляют женщин делать ЭКО, а те, кто возмущается этим и им возражает, забывают об издержках и бездуховности ЭКО. Ведь при ЭКО врачи делают страшный выбор: выбирают эмбрион, которому оставляют жизнь, а остальных эмбрионов — зачатых детей — убивают. Мне кажется, что светское общество не понимает, что в данной ситуации происходит самое обыкновенное убийство. Чем ребёнок беззащитнее, — тем легче его убить.

Кроме того, при ЭКО оплодотворение происходит вне утробы матери, вне естественных законов. Статистика говорит о том, что дети, зачатые методом ЭКО, — немного другие и по своему развитию и по восприятию окружающего мира. Как альтернативный метод, условно возможный для бесплодных православных пар (при соблюдении ими 5–7 параметров), существует методика ИКСИ, в которой, в отличие от ЭКО, нет «избыточных» эмбрионов и чужого генетического материала.

Я поддержал инициативу об обращении в законодательные органы с предложением исключить из бесплатных медицинских услуг аборты, не оплачивать эти операции из бюджета, то есть из денег налогоплательщиков, в том числе и православных. Пусть эта операция будет платной для тех, кто решился на убийство своего ребёнка.

— У современной медицины есть проблемы немедицинские. Нравственные, например?

— Конечно. Например, пересадка органов. Кроме медицинских, огромное поле нравственных проблем. Поскольку такая возможность продления чужой жизни существует, если орган парный, — я могу, например, почку подарить. В этом жертвенная любовь к ближнему. И совсем другое, если я почку продаю. Кстати, в нашей стране, если человек погиб и его органы пригодны для трансплантации и он не оставил распоряжений на этот счёт, то по умолчанию считается, что он согласен на трансплантацию своих органов. Это тоже проблема отнюдь не медицинская, но с которой вынуждены сталкиваться врачи.

Или немедицинские проблемы с пациентами, у которых неизлечимые болезни. Больной, находящийся длительное время в коматозном состоянии, — где критерий продолжения его жизни? Если рассуждать мирскими категориями, — «растительную» жизнь тела современные методы могут продолжать долго, почти бесконечно. Эти вопросы тоже обсуждали на съезде.

«Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нём всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, или вверяем кормило кормчему, а молим Бога, чтобы спас нас от потопления, так, вводя к себе врача, когда дозволяет сие разум, не отступаемся от упования на Бога» (святитель Василий Великий).

Немного об этом на сайте http://vladivostok.eparhia.ru/society/pomosch/?ID=11325

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх