Интервью

Древняя русская святыня – Феодоровская икона пребудет в Приморье

11.07.2007

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил доставить этот святой образ на Дальний Восток из Костромы – места ее постоянного хранения.

Феодоровская икона без окладаВ начале июля на епархиальном совете было решено, что с 15 по 23 сентября 2007 г. в наш край будет привезена древняя всероссийская святыня - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил доставить этот святой образ на Дальний Восток из Костромы – места ее постоянного хранения. О предстоящих больших событиях рассказывает игумен Иннокентий, руководитель информационно-издательского отдела.

- Почему возникло решение о принесении в нашу епархию Феодоровской иконы?

- Предварительная договоренность об этом была достигнута еще зимой 2007 г. в Москве. Архиепископ Костромской и Галичский Александр, как правящий архиерей той епархии, где находится икона, предложил епископу Уссурийскому Сергию, викарию Владивостокской епархии, привезти святыню в наши края. Владыка, конечно, очень обрадовался этому и в свою очередь рассказал об этой идее архиепископу Владивостокскому и Приморскому Вениамину. После этого были рассмотрены некоторые организационные вопросы и подано прошение Святейшему Патриарху Алексию II о благословении задуманного пребывания у нас Феодоровской иконы. Мы уже традиционно каждый год встречаем какую-то святыню в епархию. В прошлом году это была частица мощей святителя Николая Чудотворца, в 2005 году – мощи святителя Иннокентия Иркутского, еще ранее к нам привозили святые мощи апостола Андрея Первозванного и других подвижников Христовых. Люди, живущие в наших далеких от центра России местах, нуждаются в том, чтобы свои духовные устремления и надежды подкреплять в молитвах у прославленных святынь. Ведь отнюдь не все имеют возможность выехать в паломничество. Прибытие к нам Феодоровской иконы также приурочено к знаменательной дате для епархии – празднованию 15-летия архиерейской хиротонии архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина. 21 сентября 1992 года в Москве высокопреосвященнейший владыка стал епископом и вскоре прибыл во Владивосток. Федоровская икона займет центральное место на празднике. Я хочу особо заметить, что это — не копия, а оригинал, подлинник святыни. Это икона, которая вот уже почти восемь столетий находится в богохранимой Костроме. Эта икона, перед которой никогда не прекращалась молитва, даже в период советских гонений на церковь. Ее не так часто куда-то вывозят. В 2001 г. икона побывала в Москве и Екатеринбурге, в 2002 г. – в Архангельске, Соловецком монастыре и Санкт-Петербурге. В ходе этих путешествий святыне смогли поклониться сотни тысяч верующих. Прибытие этой иконы на Дальний Восток станет большим событием в духовно-нравственной жизни нашего общества.

- Отец Иннокентий, правильно ли то, что эта икона написана святым евангелистом Лукой и является современницей другой почитаемой русской святыни – Владимирской иконы, хранящейся сейчас в храме при Третьяковской галерее в Москве?

- Именно так говорит церковное предание. Икона, написанная св. апостолом и евангелистом Лукой, первоначально хранилась в волжском городе Городце. По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Кстати, вы знаете, что на обратной стороне иконы находится изображение святой великомученицы Параскевы?

- Это значит, что Феодоровская икона двусторонняя?

Обратная сторона Феодорровской иконы - икона св. мч. Параскевы- Правильно, и это подтверждает ее связь с семьей Александра Невского. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли; этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы. Перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь. При разорении татарами Городца чудотворный образ на некоторое время исчез. В 1263 г., в день праздника Успения Пресвятой Богородицы 15 августа, жители Костромы наблюдали на улицах своего города дивного воина с иконой Божией Матери на руках. Воин пронес икону через весь город, а на следующий день благочестивый костромской князь Василий Ярославич, младший брат св. благоверного князя Александра Невского, обрел эту икону на берегу речки Запрудни (на том месте, где сейчас находится храм). Обретение иконы князем сопровождалось чудесными знамениями. В явленной иконе узнали образ, пропавший четверть века назад из Городца, а в дивном воине единодушно признали св. вмч. Феодора Стратилата, особо почитавшегося на Руси. Икона, поставленная в кафедральном Успенском соборе, прославилась многими чудесами. За ней закрепилось название Феодоровской, а св. вмч. Феодор Стратилат стал почитаться как небесный покровитель Костромы.

- Теперь понятно, почему икона называется Феодоровской. Но остался другой вопрос: в связи с чем за иконой закрепилась слава «царской иконы»?

- Большую известность Феодоровской иконе принесли события Смутного времени. Именно в Костроме в 1612 году юный Михаил Феодорович Романов, первый из династии Романовых, принял известие Земского Собора, о том, что народ русский избирает его Государем на Российском престоле. Именно перед этой Феодоровской иконой мать юного Михаила Феодоровича, инокиня Марфа, вручила Царице Небесной судьбу своего сына и судьбу России. С тех пор икона стала покровительницей Дома Романовых. Все русские цари преклоняли впоследствии колена перед этой святыней и просили благословения Царицы Небесной на служение Отечеству и его народу. Последний Российский Государь, Николай Александрович Романов, вместе с Императрицей, Цесаревичем Алексием и всеми дочерьми, Великими Княжнами, в 1913 году, когда Россия отмечала 300-летие Царственного Дома Романовых, посетил Кострому. Преклонив свои колена, он склонился перед этим святым образом и молился о народе русском. Интересно также и то, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна». Так что с Феодоровской иконой Божией Матери связано прекращение великой смуты в земле Русской в начале XVII века, восстановление государственности и державности.

- Как так получилось, что Феодоровская икона уцелела в годину гонений?

- Я думаю, это чудо Божие и воля самой Пресвятой Богородицы. Феодоровская икона действительно никогда не покидала церковных стен, перед ней никогда не прекращалась молитва. В годы гонений на Церковь она, после закрытия и разрушения кафедрального Успенского собора в Костроме, хранилась сначала в храме свт. Иоанна Златоуста, а затем в соборе Воскресения Христова на Дебре. В 1991 г. святыня была перенесена в возвращенный церкви Богоявленско-Анастасиин собор. Учитывая духовно-культурную ценность и значимость иконы для России Феодоровская икона получила статус федерального памятника культуры.

- Да, в то время, когда многие и многие святыни враги Божии стремились уничтожить или спрятать куда-то подальше, спасение Феодоровской иконы – это явное чудо. Но ведь это не единственное чудо, которое произошло от иконы?

- Мы обратились к сайту в интернете, посвященному Феодоровской иконе, и нашли там описание множества примеров ее благодатной помощи. Не могу не сказать о том, что в 1917 году, когда император Николай Александрович отрекся, икона почти полностью почернела. Чаще мы сталкиваемся с обновлением икон через просветление красок, а здесь произошло совершенно особое действие, предуказывавшее тяжелое время для России. Кафедральный собор Костромской епархии, где пребывает чудотворный Феодоровский образ Царицы Небесной, находится на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря - основанного в 1426 году преподобным Никитой Костромским, учеником и сродником преподобного Сергия Радонежского, и возрожденного в 1990 году. Сестры Богоявленско-Анастасииного монастыря под руководством настоятельницы, игумении Иннокентии (Травиной), с 1991 года ведут летопись исцелений и чудотворений, совершающихся по молитвам перед иконой Пресвятой Богородицы. Замечу: Феодоровская икона издавна почитается верующими не только как чудотворная, но и как особенно покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.

Приведем некоторые фрагменты монастырской летописи. «1991 год. Диакон В. из Нижегородской области. Семь лет не было детей; в течение года, по совету верующих, читали с матушкой акафист Феодоровской иконе Божией Матери. Родился сын. Приезжали в Кострому благодарить Матерь Божию». «1991 год. Супружеская семья из Москвы - Г. и Н., побывавшие у чудотворной иконы с группой паломников, прислали в обитель благодарственное письмо в связи с благополучным рождением ребенка (женщина имела серьезное заболевание, вследствие чего врачи запретили ей иметь детей). Письмо завершается словами: "Все прошло благополучно: я и мой сын чувствуем себя хорошо. Это чудо! Чудо, которое совершила Матерь Божия! Смилостивилась над нами по вашим молитвам...». «11 октября 1997 года. Жительница г. Красноармейска Московской области А.А.Т-а рассказала настоятельнице о своей дочери, которая сразу после рождения третьего ребенка оказалась на грани жизни и смерти. Родственники обратились в Свято-Троице-Сергиеву лавру; там посоветовали заказывать молебен чудотворной Феодоровской иконе и читать ей акафист. Дочь вскоре поправилась, выписалась с ребенком из больницы, а мать сразу же приехала в Кострому - поклониться чудотворной иконе и поблагодарить Царицу Небесную за спасение дочери от смерти. В целом общее число записей о современных чудесах сейчас составляет 46.

- Отец Иннокентий, нашу епархию ожидает встреча с величайшей святыней. Можно ли уже сейчас сказать о той программе, которая ждет нас в сентябре?

- В начале июля по благословению архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина и постановлению епархиального совета приступила к работе специальная комиссия по организации пребывания Феодоровской иконы во Владивостокской епархии. Ее возглавляет епископ Уссурийский Сергий. Согласно предварительной программе в субботу 15 сентября после торжественной встречи в аэропорту икону перевезут в Свято-Никольский Кафедральный собор. Здесь перед ней начнут совершаться богослужения. В воскресенье 16 сентября после Божественной литургии из собора выйдет большой крестный ход с иконой до Покровского храма. Здесь икона будет находиться с 16 по 20 сентября. В четверг 20 сентября в обед святыню перевезут в Рождество-Богородицкий женский монастырь с. Линевичи, где пройдут торжества в честь праздника Рождества Богородицы и 15-летия архиерейской хиротонии архиепископа Вениамина. 21 сентября, по окончании праздника в монастыре Феодоровскую икону доставят в Покровский храм г. Уссурийска, где она пробудет ночь и полдня 22 сентября. Затем во второй половине дня 22 сентября икона возвратится в Свято-Никольский Кафедральный собор. И 23 сентября, в воскресенье вечером, состоятся проводы Феодоровской иконы на железнодорожном вокзале. Далее она в храме-вагоне будет перевезена в Хабаровскую епархию.

- Последний вопрос, какое значение будет иметь пребывание Феодоровской иконы на Дальнем Востоке?

- Наверное, кто-то будет надеяться на чудо для себя. Но я думаю, что нам всем нужно молиться и милости Божией по заступничеству Царицы Небесной к земле Русской. С этой иконой, с поклонением ей многие связывают надежды, что те нестроения, которые сегодня волнуют наше Отечество, по молитвам и заступлению Пресвятой Богородицы, прекратятся. Мы должны всегда помнить, что сегодняшние проблемы в Российском государстве неслучайны, посланы нам для вразумления, они есть следствие забвения духовных основ человеческой жизни.

- Спасибо за ответы.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх