Интервью

Слова о доброте

05.05.2010

Учитель СШ №9  г. Находка Н. И. ДоброгорскаяСредняя школа № 9 г. Находка одна из первых, пожалуй, в Приморье, где был введен предмет «Основы православной культуры». В 2004 году состоялись первые уроки в пятых классах. Тогда они назывались «Уроками доброты».

Как рассказала Н. И. Доброгорская, учитель русского языка и литературы 9‑й школы, взявшая на себя смелость рассказывать о православной культуре детям, сначала было трудно.

—Наталья Ивановна, несмотря на то, что об основах православной культуры не было разговора даже в Министерстве образования, вы, можно сказать, по собственной инициативе начали преподавать этот предмет. Не боялись тогда негативной реакции?

—Нет, не боялись. Но, признаюсь, было сложно. Ведь учителя нашей школы, которые поддержали введение «Основ православной культуры», поначалу были, как слепые котята. Не было ни учебников, ни материалов, ни, тем более, программы. Определяли, как себя вести, на ощупь. Опыт, который мы сейчас имеем в этом направлении, пришел с годами. Но главное — были заинтересованность и желание.

—Почему так трудно было начинать, сталкиваться с непониманием некоторых коллег?

—Все идет от взрослых, от родителей. Если родители хоть иногда ходят в церковь, читают духовную литературу, то и дети воспринимают все, как надо. Могу сказать, для многих родителей иногда малоинтересно, что происходит в школе, как протекает учебный процесс. После двух-трех уроков ребята стали прислушиваться к словам учителя. Потому что рассказ о древней православной культуре, которую мы сохранили, был необычен.

Вообще, я думаю, больше внимания надо уделять родителям, скорее всего им сперва надо рассказывать о православии. Нам, учителям, всегда надо быть тактичными. А детям интересно, видимо, уже произошел какой-то перелом, и они сейчас с удовольствием приходят на уроки.

—По поводу толерантности. Среди учеников есть какой-то процент детей другой религиозной культуры, как они воспринимают уроки?

—Хочу сказать, что как раз они больше проявляют интерес к теме. Некоторые даже пытаются найти что-то общее между конфессиями.

—В каких классах преподаются ОПК?

—С пятого по восьмой. В старших классах еще не ввели. Надо набраться больше опыта. Надо посмотреть, как старшеклассники воспримут. Кроме того, есть проблема с преподавательскими кадрами. Наши занятия факультативные, добровольные, приходят те, кто хочет, из всего класса примерно 20 процентов учащихся.

—Расскажите об учебно-методической базе.

—Школа закупила комплект учебников, начиная с четвертого класса. Если имеется учебник для четвертого класса, мы можем преподавать и в пятом. Наш директор, Н. П. Борисовская, как может помогает. Все что мы просим, заказывает. Есть проблема с методическим материалом, что касается фильмов, и конечно, хочется, что бы учебники были более интересными.

Учебники, как нам кажется, написаны суховато, поэтому приходится много работать над составлением плана урока.

—А может быть, в этой проблеме как раз и проявляется чье-то нежелание, чтобы детям не рассказывали о Православии?

—Не думаю. Я просмотрела все учебники, там все достаточно правильно написано. Ничего такого я не нашла. Говорю, как учитель русского языка и литературы: иногда, прочитав параграф, бывает, что нечего обсуждать.

—Расскажите, пожалуйста, как проходят уроки?

—Все зависит от настроения детей, и от дня. Например, если это был первый день после Пасхи и дети пришли в приподнятом настроении, даря «крашенки» и куличи друг другу, учителям, то мы начинали занятия с этого события.

Хочу сказать, что детям уроки «Основ православной культуры» нравятся. Нравится читать по-церковнославянски, рисовать буквы алфавита.

—Спасибо за беседу!

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх