Интервью

Основы православной культуры в Приморье будут изучать 62 % учеников четвертых классов

14.05.2012

 

Протоиерей Ростислав МорозО предстоящем введении в школах нового предмета рассказывает руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Владивостокской епархии протоиерей Ростислав Мороз.

В Приморском крае «Основы православной культуры» выбрали для изучения 62 % родителей школьников четвертых классов (для сравнения, в целом по России – 29 процентов). Таковы данные опросов Министерства образования РФ.

- Напомню, что «Основы религиозной культуры и светской этики» – это новый школьный предмет, апробация которого уже прошла в 21 регионе страны, и итоги признаны в целом положительными. Поэтому с 1 сентября 2012 года предмет «ОРКСЭ», по решению Министерства образования РФ, будет вводиться во всех школах России для изучения в 4-х классах.

Предмет состоит из 6 модулей, выбор которых в ходе опросов добровольно сделали сами родители учеников. По данным, которые огласило Министерство образования РФ, в среднем по стране 47 % опрошенных выбрали «Основы светской этики». Почти 29 % предпочли «Основы православной культуры». 20 % остановили свой выбор на «Основах мировых религиозных культур». Далее следуют: «Основы исламской культуры» – 5,6 %; «Основы буддисткой культуры» –

1,2 %; «Основы иудейской культуры» – 0,1 %.

– Отличается ли процентное соотношение, если посмотреть, как выбор модулей ОРКСЭ был сделан в конкретных регионах и, прежде всего, в Приморском крае?

– В Приморье изучать религиозную культуру предпочли гораздо больше опрошенных. «Основы православной культуры» выбрали около 62 % участников мониторинга. Затем следуют «Основы светской этики» – 30 %; «Основы мировых религиозных культур» - 8 %; «Основы исламской культуры» - 0,3 %; «Основы буддисткой культуры» - 0,06 %. Модуль «Основы иудейской культуры» не выбран.

При этом, если брать только Владивосток, то «Основы православной культуры» выбрали 34 % семей. А есть в крае районы, в которых выбор в пользу «Основ православной культуры» сделали около 100% участников мониторинга, например, в г. Уссурийске.

По другим регионам показательные цифры такие: в Тамбовской области «Основы православной культуры» выбрали 92 %; в республике Ингушетии 100 % выбрали «Основы исламской культуры».

– О чем, на Ваш взгляд, говорит такая разница в выборе?

– Решающее значение имеет глубина укоренения той или иной религиозной традиции в регионе. Нам, в смысле, Приморскому краю в сравнении с западными регионами, тут чем-то похвастаться трудно. Но также большое значение для преимущественного выбора модулей по религиозной культуре имеют наличие и глубина партнерских контактов между светской системой образования и традиционными религиозными организациями.

В Приморье значительно более весомый в сравнении со среднероссийскими показателями выбор в пользу изучения «Основ православной культуры» связан, на мой взгляд, именно с тем, что на протяжении последнего десятилетия было налажено конструктивное сотрудничество с Департаментом образования и науки Приморского края, рядом управлений образования на местах, со многими школами, в которых преподавание Основ православной культуры уже апробировалось. Особую роль играет хорошее взаимодействие с Приморским краевым институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования. В частности, с 2004 года по настоящее время порядка тысячи педагогов прошли курсы повышения квалификации по предмету «Основы православной культуры», и многие школы «не боялись» соответствующего модуля в рамках ОРКСЭ, так как имели специалистов, готовых преподавать модуль ОПК. Безусловно, для качественного преподавания любого модуля ОРКСЭ стандартного короткого курса повышения квалификации недостаточно. Но педагоги имеют возможность получить полноценное профильное образование (и многие уже этим пользуются) на базе отделения теологии и религио-

ведения Дальневосточного федерального университета. Подобные возможности имеются сейчас далеко не во всех регионах.

– Будет ли соотношение модулей со временем меняться?

– Наверняка. Потому что свой нынешний выбор модуля многие родители делали при отсутствии достаточной информации: в ряде школ им на тот момент просто не могли предоставить всех необходимых данных и учебных пособий по курсу ОРКСЭ. Выбор делался скорее интуитивно.

На мой взгляд, то, что сегодня в большинстве регионов РФ преимущественно выбирают светскую этику, говорит о следующем: так удобнее для самих школ. Для большинства светских школ религиозная культура сегодня еще «терра инкогнита». Этика хотя бы знакома из курса философии, и кажется, что с ней справиться будет легче. В основном в школах в принципе плохо себе представляют, что это будет за предмет - ОРКСЭ. И пытаются минимизировать количество выбора модулей: нет опыта, пока не совсем понятно, как это организовывать: изыскивать и распределять часы, нагрузку и зарплату преподавателей. Опять же нет внятных инструкций из Министерства образования. Они позже появятся, и опыт наработается. Должно пройти время, чтобы все «утряслось», пришло понимание целей и смыслов введения данного предмета.

Изначальная идея введения нового курса ОРКСЭ состоит именно в изучении религиозной культуры, потому что задача, которая ставится перед данным предметом, не столько информационно-образовательная, сколько воспитательная: школе предоставляется возможность взять за основу нравственного воспитания первоисточник. Не секрет, что источником и хранителем этической системы как таковой являются традиционные религии. Именно они ставят и решают проблемы различения добра и зла, имеют однозначную систему заповедей. Проблема современной школы (да и всего нашего общества), из-за которой «буксуют» все воспитательные начинания, как раз и заключается в релятивизме нравственных ценностей, в путанице определения границ «нравственно/безнравственно». В конечном итоге человек сам начинает определять, что такое добро, а что такое зло. А это чревато распадом общества, ибо общественную жизнь невозможно отрегулировать только с помощью Уголовного кодекса.

Именно через знакомство с конкретной религиозной традицией, ее глубокой этической системой школьник и может получить наиболее полное понятие о духовных ценностях. Придумать же какие-то новые этические принципы, отличные от тех, что уже имеются в религиозной культуре, в принципе невозможно: можно придумать только антиэтические и безнравственные положения. Модуль светской этики создавался как альтернатива этики религиозной и не избежал проблемы релятивизма нравственных ценностей. По отзывам многих специалистов, модуль светской этики пока не решает необходимых воспитательных задач, и чрезмерное увлечение им в школе себя не оправдывает. Может быть, в будущем ситуация изменится, но пока программа и учебник по этому модулю оставляют желать лучшего. Учебники по модулям религиозной культуры тоже не идеальны, но они хотя бы аутентичны и позволяют учителю с их помощью успешно решать поставленные задачи.

Так что цифры опроса свидетельствуют, скорее, о степени готовности школ к введению ОРКСЭ. Когда же педагогическое сообщество осознает те выгоды, которые несет для воспитания учащихся преподавание именно религиозных культур, уверен, соотношение модулей изменится в пользу религиозных. Кроме того, к изменению ситуации есть просто объективные предпосылки, ведь у нас в стране, судя по социологическим опросам, только православными себя считают порядка 70 % граждан.

 

Мнения

Марина Фефелова, домохозяйка, мать шестерых детей:

— Безусловно, духовную культуру развивать нужно; но инициатива должно исходить, в том числе, и от родителей, и от самих учеников. Это не должно превращаться в «обязаловку», мол, как сказали родителям, так и будет. Родители должны обладать реальной возможностью выбора того или иного модуля. Меня, конечно, радует, что в Приморском крае 62 процента родителей выбрали в рамках «ОРКСЭ» модуль «ОПК», потому что изучение основ Православия поможет нашим детям получить то, чего им так сегодня не хватает. А недостает культуры, нравственных ценностей, знания и понимания своих корней.

Оксана Закирова, майор милиции, мать двоих детей:

— Этот предмет действительно нужен. Но меня тревожит, что не вполне верной может оказаться та форма, в какой новый школьный курс будут преподавать. Мне кажется, многие родители не хотели бы, чтобы их детям навязывали ту или иную точку зрения. В идеале подача материала должна проходить, прежде всего, в форме ознакомления. Свободу выбора в нашем обществе никто не отменял, поэтому человеку, даже маленькому, нужно оставить право обратиться к тому, к чему у него лежит душа. Если в семье придерживаются атеистических взглядов, — хорошо, это их выбор; но едва ли стоит демонстрировать его в такой изощренной форме, как это решила сделать в Храме Христа Спасителя группа феминисток. Нужно уважать выбор каждого, при этом альтернативное мнение тоже не должно быть навязчивым. Еще, на мой взгляд, через модуль «ОПК» дети смогут прочувствовать связь поколений. Ведь Православие на Руси исповедуется долгие века. Православная культура стала для нас исконной, поэтому на ней основан огромный пласт культурного, исторического наследия, произведений искусства, начиная с живописи и заканчивая архитектурой.

Елена Демина, художник, мать четверых детей:

— Я думаю, после изучения предмета «Основы Православной культуры» дети как минимум станут добрее и отзывчивее. Может быть, эти уроки помогут им более уверенно сделать первые шаги к храму. Дай Бог, чтобы школьный курс «ОРКСЭ» повлиял бы и на родителей учеников, их внутреннее состояние. Думаю, на взрослых не может не сказаться то, что их дети будут больше знать о Православной культуре. Надеюсь, учителя смогут заинтересовать детей настолько, что те отойдут от увлечения компьютерными играми и устремятся к познанию родной культуры, используя, конечно, возможности тех же интернет-ресурсов. Мне даже кажется, что подобные занятия хорошо бы вводить с первого или второго класса, ведь Православная культура обширна, и ее изучение может занять многие годы.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх