Интервью

Все зависит от нас

01.02.2003

В конце января в Москве состоялись общеобразовательные Рождественские Чтения. В них участвовали и наши приморские делегаты. Своими впечатлениями и размышлениями от поездки делится Коссова Татьяна Ивановна:

- Заседания проходили по секциям (Православие и молодежь, Православие и медицина, Работа в армии и др.) Начинались они в Кремлевском Дворце Съездов. Потом продолжались в мэрии, в Министерстве образования, в храме Христа Спасителя. Выступали представители администрации Президента, других республик. Это были очень серьезные и солидные Чтения. Присутствовало очень много ученых, ректоров ведущих университетов. В основном русская интелигенция – всего на чтения собралось около 7 тысяч человек – все те, кого волнует проблема нравственного воспитания наших детей. А как говорить о нравственности, не зная ее истоков, православных истоков? Отсюда мы и начинаем.

Почему возникла такая необходимость преподавания «Основ Православной Культуры»? Дело в том, что это предмет культурологический, предмет, который касается нашей русской культуры, является ее основой. В постперестроечной школе мы, к сожалению, потеряли главное: мы перестали детей воспитывать. А это основа христианского воспитания. Мы их просто образовываем. И получаем страшные результаты от этого. Когда пришло осознание пагубности такой политики, мы стали возвращаться к своим корням. И пришли к православию; я так думаю, что вернулись.

О программе православной культуры говорили уже давно. В прошлом году в октябре месяце министр образования написал письмо. Письмо-рекомендацию, которое наделало много шума. О том, чтобы предмет «Православная культура» вводился как предмет дополнительного образования. В школах возникла полемика. Боялись того, что введут «Закон Божий». По этому поводу и кричали. Сейчас все точки над «I» поставлены. Потому что ни о каком «Законе Божием» речь не идет. Речь идет о культорологической дисциплине, которая будет даваться в рамках школьного образования. Если этого захочет сама школа или район. И в Министерстве образования именно на это делался акцент. ОПК вводится как пробный компонент. Все учебники и программа по этому предмету есть.

На чтениях выступал сам министр и замминистра Гребнев Леонид Сергеевич, который и говорил, как нужно преподавать этот предмет, каковы задачи министерства в этом смысле. Кстати, в Министерстве образования на заседаниях в этом году звучала молитва. Там присутствовали батюшки, и перед началом заседаний все вставали и молились. Это как-то радует. И радует позиция Министерства образования. Она, естественно осторожна. Чиновники всегда осторожны. Но здесь нельзя усматривать никакого противоречия. Мы пытаемся детям говорить о культуре. Очень понравилась мысль в выступлении Гребнева, где говорилось о том, что этот предмет не могут преподавать учителя-атеисты. Это должен быть педагог православный. И поэтому делался акцент на то, чтобы готовить таких педагогов. Либо в епархиях, либо, как у нас, на кафедре теологии, либо при институтах повышения квалификации создается специальная кафедра для подготовки кадров. У нас пока нет педагогов, и в этом проблема.

- Взаимодействие между епархией и городом?

- Два года назад между нашей епархией и институтом переподготовки и повышения квалификации подписано соглашение. Но пока ПИПКРО не решается создать лабораторию по переподготовке. И я все-таки думаю, что мы это сделаем на базе епархии. Единственное, что нам нужно, это статус. Чтобы мы давали людям официальный документ с правом преподавания в школах.

- Реакция центра?

- Положительная. Сейчас проблема введения ОПК снята. Ее отдали на «откуп» местным властям, и она решается на месте. Во всяком случае, и министр, и замминистра это проговаривают.

- Как у нас, в Приморье, в идеале видится развитие событий в свете последних Рождественских чтений?

- В идеале все идет снизу. Есть педагог. Он получает документ на право преподавания курса Православной культуры, приходит в школу, показывает программу, и с разрешения педсовета начинает преподавать. Но, честно говоря, сейчас в школы посылать некого. Людей, которые закончили катехизаторские курсы, единицы. А, на мой взгляд, у человека, идущего к детям, должна быть за плечами как минимум кафедра теологии или курсы катехизации на базе педагогического образования.

- Ситуация по регионам?

- Очень грустная. Все ждут чего-то сверху. Педагоги приезжают, жалуются. Там идет сопротивление руководства. Все чего-то боятся. Боятся, потому что не знают, что-то путают. Боятся прессы, которая твердит, что ОПК – это введение закона Божьего, хотя это отнюдь не так. Это не вероучительная дисциплина.

- Перспективы на дальнейшее?

- Я думаю, что в дальнейшем все от нас зависит. Мы много полагаемся на те чтения, которые проводим следом, здесь у нас в епархии. Это Кирилло-Мефодиевские чтения. Приглашаем сюда людей достаточно известных – и педагогов, и священников. Вот с их помощью, с их молитвою двигается дело вперед. Уже сегодня наших ребят-теологов приглашают проводить уроки ОПК в школах. Вопросом образования заинтересовался губернатор. Поэтому надежда какая-то есть; надежда, что мы двинем это дело.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх