Миссионерское обозрение

Околоцерковные суеверия в период воцерковления

01.04.2008

18,77 KbЧеловек впервые переступает порог церкви. От того, как его встретят в храме православные прихожане, зависит очень многое. Действительно, пойдет ли в храм снова девушка, которую, едва успела она войти, пристыдили отсутствием платка на голове, джинсами, крашеными ногтями, а то и попросту выгнали? Слава Богу, такие случаи встречаются все реже. Но существует еще немало препон на пути воцерковления, и среди них не последнее место занимают суеверия.

Что знает о Церкви новоначальный? Строго говоря, подавляющее большинство нынешних православных надо бы называть новоначальными. (Здесь и далее будем иметь в виду тех, кто совсем недавно, скажем, первый год начал посещать церковные службы, соблюдать посты и т. п.) Новоначальный практически ничего не знает или очень мало, а хочет знать всё. Знать, чтобы выполнять. Что важно в церковной жизни, что второстепенно, а что вообще чистой воды суеверие — это понять ему пока трудно.

Современный человек, существующий вне Церкви, уже, как правило, насквозь пропитан всевозможными околоцерковными суевериями. С ними он переступает порог церкви, а «внутри» его поджидают новые суеверия, уже внутрицерковные. Одно накладывается на другое — и ничего хорошего ожидать не приходится.

Я работаю в церковной лавке, и мне приходится общаться с разными людьми. Новоначальные многого не знают, но всё же они ищут истину. Они задают вопросы о вере, о Боге, прислушиваются к советам. К сожалению, существует определенная категория людей, которые не читают Священное Писание, не выполняют постановлений Церкви, т. е. фактически ничего не знают и знать не хотят. Но считают себя очень знающими и даже церковными православными людьми, ведут себя излишне самоуверенно. Почему-то часто от них можно услышать, что у них в роду были священники или есть знакомый священник, от которого они узнали то-то и то-то. Часто именно они являются носителями и распространителями всяческих суеверий.

Рядом с моей лавкой — торговый комплекс. Приходят ко мне продавщицы, покупают церковные свечи. Утром, перед открытием магазина, чтобы были хорошие продажи, свечами «сжигают отрицательную энергию». То же делают некоторые у себя дома, например, после визита неприятного человека. С такой же целью некоторые дома возжигают ладан и при этом называют это действо освящением квартиры.

Есть такое суеверие, что если свеча сгорит полностью, то исполнится загаданное желание. Если не до конца догоревший огарок уберет дежурная — желание не исполнится. Можно увидеть такое, например, у часовни Ксении Блаженной. Одно из самых диких суеверий — ставить свечи на канун за живых людей («чтобы им пусто было»). Для этого свечу зажигают, а потом втыкают горящим концом вниз (может, какой заговор при этом нашептывают — не знаю). Говорят, что поминаемый должен вскоре умереть или ему будет очень плохо.

Для новоначальных может быть духовно опасно общение с некоторыми прихожанами. Вот, например, женщина, которая давно ходит в храм, исповедуется и причащается, жалуется, что она боится людей. Если она причастится, то кто-нибудь подходит сзади и касается спины. Она уверяет, что прямо чувствует, как уходит от нее благодать. Спрашиваю: «Как же Господь может покинуть человека по воле другого человека?» Но она все равно настаивает, что чувствует, как благодать уходит. А еще говорят, что кошки «оттягивают» благодать. О собаках в доме и говорить нечего.

Суеверием может стать благочестивый обычай, если его неправильно истолковать. В качестве примера — обычай завешивать зеркала в доме покойника. Был случай, когда на православной выставке в епархии, на стенде, посвященном православному обряду погребения, рядом висели две статьи, и в одной — о том, что следует завешивать зеркала в доме, а в другой — о том, что это языческое суеверие и делать этого не следует. Посетители выставки были в недоумении. А надо бы разъяснить, в чем заключается суеверие.

Человек, желающий покреститься или окрестить своего ребенка, сначала покупает нательный крестик. И тут новоначального поджидают настоящие «страшилки»: «Если изображен череп в основании креста, то ребенок, которому надели такой крест, будет всю жизнь несчастен. Если черепа нет — будет счастлив. «А батюшки знают об этом, но ничего нам не говорят специально. Потому что нельзя, чтобы все были счастливые», — говорят такие «православные».

Некоторые уверены в том, что живым надо носить крестики без распятия, а в гроб кладут крест с распятием.

И еще считают, что священники обладают какими-то тайными знаниями, которые от простых смертных тщательно скрывают.

Очень много всяких суеверий, связанных с потерей крестика. Иногда меня спрашивают: правда ли, что если человек найдет чужой крестик и наденет его на себя, то он все грехи этого человека возьмет на себя?

Приведу еще несколько примеров околоцерковных суеверий, которые порой смущают новоначальных.

Бывает, что люди идут креститься повторно. Говорят, что если на человека наведена порча или сглаз, то его надо заново окрестить в церкви. Причем при крещении ему надо поменять имя, и чтобы это имя было в тайне, чтобы никто не смог больше навести порчу.

Для языческого сознания характерно, соответственно, языческое отношение к Таинству Крещения. Спроси такого человека: почему ты крестишь ребенка? Он скажет: чтобы не болел, чтобы не сглазили. То есть как средство от сглаза.

Сегодня многие люди имеют обыкновение носить с собой маленькие «дорожные» иконы. Можно и будучи далеко от дома достать иконку и помолиться. Но если человек верит, что сама по себе иконка, как некий талисман, принесет ему удачу в делах, счастье в жизни, то кто он, этот человек, если не язычник?

Со святыми небесными покровителями связаны некоторые суеверия. Например, некоторые считают, что если твой небесный покровитель причислен к лику святых в сонме мучеников, то и ты будешь на земле мучиться. Когда спрашиваю, какой святой Марины вам нужна икона — мученицы или преподобной? Говорят, давайте преподобную, а то мученица звучит как-то жутковато. И Андрея юродивого не хотят, так как это звучит некрасиво.

Самые частые вопросы, которые возникают у новоначальных, — это вопросы практические, связанные с обрядовой стороной церковной жизни. Так сложилось, что в каждой епархии, да что там, почти в каждом отдельном храме формируются свои правила. Они могут исходить как от самих прихожан, так и от духовенства. Но когда местным обычаям отводится роль канонического правила, начинаются недоразумения, вводящие в соблазн новоначальных. В некоторых приходах священники не разрешают прихожанам причащаться чаще, чем один раз в три недели. В других приходах ограничений нет, и наоборот, говорят, что причащаться надо как можно чаще. Этот вопрос уже поднимался не однажды. Проще тому новоначальному, который ходит в один только храм, выбирает одного священника своим духовным наставником и согласен послушаться ему во всем. Полагается на его опыт и Божью Благодать. Но и у такового могут быть искушения, если он услышит, что в других храмах священники благословляют причащаться, например, на каждой литургии или один раз в месяц. А прихожане этих храмов порой считают свои порядки истиной, а порядки других приходов — ересью (иногда не без помощи самих священнослужителей).

г. Санкт-Петербург

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Наверх