Миссионерское обозрение

Архимандрит Тихон (Шевкунов): "Спасать народ от спаивания - наше общее дело"

30.10.2009

Архимандрит ТихонВ Приморье состоялась презентация общенационального проекта «Общее дело». С этой целью во Владивосток специально приехал сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, наместник Сретенского московского мужского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов).

Перед началом обсуждения был продемонстрирован документальный фильм, в котором правдиво показаны масштабы алкогольного бедствия в России. К увиденному о. Тихон добавил:

– Учитывая остроту темы, я приведу некоторые цифры статистики. Сотрудники Всемирной организации здравоохранения исследовали, какой процент выпускников средних школ в разных странах мира доживет до пенсии. Только 90% выпускников школ Англии. А из выпускников 2009 года в России до пенсии доживет 40%. По данным Роспотребнадзора, 33% мальчиков и юношей, начиная с 13 лет, и 25% девочек пьют каждый день. Эти официальные данные совершенно не вмещаются в сознание человека, который впервые об этом слышит.

Детское пьянство

8 литров на человека – тот предел, который ставит Министерство здравоохранения более или менее приемлемым для общества уровнем употребления алкоголя в стране. У нас – 18 литров. Но после употребления 8 литров начинается необратимое угасание этноса. В России, по разным данным, эта норма варьируется от 15 до 18 литров, а некоторые исследователи приводят и намного большие цифры, которые говорят о нелегальном производстве алкоголя, самогона. Соответственно, растет преступность. Это огромная страшная, действительно нерешенная проблема для будущего России. Она называется подростковым и детским пьянством, потому что за последние 10 лет возраст приобщения детей к алкоголю снизился с 16 до 13 лет. То есть, в среднем, ребенок начинает употреблять алкоголь с 13 лет. Я, кстати, приведу более жесткую цифру – 12 лет. Это регулярное (раз в месяц) употребление.

Мы столкнулись с очень интересным фактом, когда снимался этот документальный фильм. Как выяснилось, несмотря на такой предмет, который в школах называется странной аббревиатурой ОБЖ, дети совершенно не знают, что алкоголь негативно, а иногда и фатально, трагическим образом влияет на их жизнь. Им об этом, оказывается, практически не говорят. Или говорят так, что до ума и до сердца это не доходит. Сегодня дети любят пить коктейли. Вот, к примеру, одна 13-летняя девочка из обеспеченной семьи, которая изучает японский язык (правда, каждый месяц она говорит, что все хуже и хуже запоминает), употребляет по 4 баночки коктейля каждый день. В каждой баночке содержится 50 граммов спирта и 4 чашечки крепкого кофе. И выяснилось, что родители понятия не имели, что их девочка регулярно пьет. Немыслимая совершенно вещь, но когда мы им сказали, что ваша девочка «выпивает», они чуть милицию не вызвали от возмущения. Родители, конечно, были в шоке. Но они сказали: «Мы даже не замечали этого. Да, конечно, она приходит домой такая довольная, веселая». Ну конечно, если она выпила стакан водки, запила термосом кофе, она до утра будет выглядеть довольной и активной. Так вот, это привычное, к сожалению, у нас явление. Все мы видим это и на улицах и, к сожалению, в школах.

С чем это связано? Ну, кроме нашего общего попустительства, это, конечно же, еще огромные колоссальные деньги. Это гигантский бизнес, который делается на здоровье нашего народа, на здоровье наших детей.

Пьяный бизнес

В 1992 году правительство Гайдара отпустило государственную монополию на алкоголь. Это была страшная дата в истории России. Как рассказывал член тогдашнего правительства Сергей Глазьев, западные эксперты и сами советники много месяцев требовали от тогдашнего правительства разрешить эту монополию, которая практически всегда была в России. Сейчас мы можем наблюдать, что произошло. После этого смертность, в первую очередь, среди мужчин трудоспособного возраста неимоверно возросла.

Те средства, которые получало государство, а некоторые утверждают, что это было до 26% наполнения государственного бюджета Советского Союза, это были как раз деньги за алкогольную монополию. Потом все эти средства и возможности были переданы в частные руки. И переломить ситуацию, видимо, достаточно сложно. То, что происходит сейчас, можно назвать только как агрессивное навязывание, в первую очередь, молодежи, детям-подросткам. И по телевидению, и в кинотеатрах перед сеансами крутят рекламу пивных роликов. В городах огромное количество пивной рекламы. Детям навязывается определенный стиль. А то, что они расплачиваются за это жизнью, судьбами – это уже бизнес не интересует. Ну, конечно же, это должно интересовать нас! Потому что если мы не решим эту проблему, то следующее поколение – вот те, из которых 40% доживут до пенсии, те, которые с 13 лет 33% мальчиков пьют каждый день – они эту проблему точно не решат! Также как и не решат они и все остальные проблемы России.

Поэтому в нынешнем году решением Священного Синода по благословению Святейшего Патриарха Кирилла был создан Церковно-общественный Совет по защите от алкогольной угрозы. Не по борьбе с пьянством и алкоголизмом – мы боролись уже – а по защите от алкогольной угрозы.

Среди председателей общественного совета писатель В. Г. Распутин, и с церковной стороны этим представителем являюсь я. В совет также входят академики Герасименко, Онищенко, деятели культуры и спорта, церковные деятели. На недавно состоявшемся в Москве Всемирном русском народном соборе мы предложили совершенно конкретные законодательные инициативы, которые Святейший Патриарх Кирилл передал президенту и премьер-министру (прим.: документы опубликованы в «Приморском благовесте», № 5). Эти предложения были обсуждены, и в июле месяце прошло заседание правительства России с конкретными указаниями ведомствам, для того чтобы создать все условия действенного урегулирования алкогольной политики в нашей стране.

Церковно-общественный совет предлагает такие конкретные меры для сохранения последующего поколения. В первую очередь, пока мы полностью не запретим продажу слабоалкогольных коктейлей и пива в киосках, мы эту проблему не решим. 95% всех покупок совершается в киосках. Сразу начинают возмущаться те, кто ларьки держит. Урон терпят. Но нам надо выбирать. Или такого рода малый и средний бизнес, или то, что происходит с нашим подрастающим поколением. Пока этот вопрос не решим, не решим ничего. В регионах до принятия федерального закона имеются все возможности продумать и решить вопрос о запрете продажи любых алкогольных напитков в киосках. Конечно, этот вопрос правительства. Пусть продают колбасу, зефир – что угодно, но только не пиво.

Вода дороже пива?

Мы являемся уникальной страной, в которой пиво не является алкогольным напитком. И поэтому не облагается соответствующими акцизами. Потому оно у нас такое доступное и дешевое. Как раз 12-13-летние дети-подростки и пьют пиво. Для них это норма в жаркую погоду. В Москве бутылка пива стоит 21 рубль, чуть подороже – 25 рублей. Бутылка воды – 30, 50, 70 рублей. То есть если подросток просто хочет попить, то из своих небольших карманных средств самое верное, что он может купить – это пиво. Потому что акцизы на него пивные, особые, мизерные. Вот академик Онищенко много бьется над тем, чтобы пиво сделать и признать тем, что оно есть – слабоалкогольным напитком. Ничего не получается. Государственная Дума не разрешает этого сделать. И многие депутаты жестко высказались по этому вопросу. Более 90% всего производства пива в Российской Федерации принадлежит иностранцам. Это сверхприбыльный бизнес – спаивание наших детей.

Так вот, что касается подросткового пьянства, здесь необходимо повышение ответственности. За 2008 год к ответственности за продажу алкоголя детям в РФ привлечено 8 тысяч человек. Для сравнения, в Швеции за продажу 13-летнему и даже 18-летнему ребенку алкоголя – 50 тысяч евро и 6 месяцев тюрьмы. Вот так поступают шведы, которые всерьез озабочены будущим тех поколений, которые будут жить дальше в их стране. Вообще, это проблема не только наша, конечно.

Предложение, с которым выступил церковно-общественный совет на федеральном уровне, – это возвращение той традиционной российской практики, когда с 11 до 7 только в специализированных магазинах будет продаваться алкогольная продукция. Огромное количество – более 50% крепких напитков нелегального алкоголя производится в России. Большая проблема суррогатов в виде тройных одеколонов и подобных химических средств. В Центральной России на рынке легко можно приобрести моющее питьевое средство (например, моющее средство от потения ног – питьевое). Также настойку боярышника можно купить 200 грамм, развести, и будет стакан. Решение этого вопроса самое простое – полный запрет. Но власти стоят насмерть, говорят, что тогда сразу огромное количество людей погибнет от сердечных приступов. Приводят доводы в пользу малоимущих людей, желающих пользоваться тройным одеколоном. Есть вариант выпускать его в спреях. Казалось бы, все решения лежат на поверхности. А вопрос решать не хотят, потому что здесь все упирается в деньги. В ближайшее время на нынешней сессии Государственной Думы будут приняты соответствующие федеральные решения. Важнейшим этапом серьезной работы является информационный метод проведения разъяснительных кампаний. Мы делаем ролики социальной рекламы, которые показывают, что происходит с организмом человека в результате приема алкоголя. Мы получили десятки тысяч откликов в интернете, в первую очередь, потому что люди реально лишены практической информации. Необычайно важно, чтобы эти фильмы и их обсуждение прошло в школах, среди подростков. Мы увидели, насколько это эффективно. Вначале детишки хихикают, но потом с огромным вниманием смотрят. Это надо рассказывать доступно на интересном языке. Необходимо принять решение о создании регионального отделения Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы в Приморском крае, и в школах проводить в рамках ОБЖ уроки с показом фильмов и обсуждением.

Если Церковь занимается защитой от алкоголизма, значит, проблема достигла огромных пределов. Церковь всегда в критические моменты возвышает свой голос, когда дело касается сохранения народа и самого существования России. Главная духовная причина, почему люди пьют, такова: дети, бедные, богатые – пьют оттого, что жить не хочется. По большому счету именно эта причина. Народ перестал хотеть жить. Нет этого желания, нет высшей цели, той радости и той великой перспективы, к которой призван человек. Церковь отвечает на это одним лишь ответом, что заполнить душу человеческую (нравится это кому-то или не нравится, верим или не верим, хоти или не хотим) может только сам Бог. Но до этого надо дойти, и каждый человек сам приходит или не приходит. Потому что та пустота, которая сегодня утверждается в душах, имеет глобальную проблему.

В России был уже сухой закон, принятый еще до войны в 1914 году. Душевое потребление алкоголя в России на 1913 год составляло 3,2 литра. Сейчас 18 литров. Мы были тогда на последнем месте в Европе. Вторая попытка была в 1986-1989 гг. – так называемая горбачевская антиалкогольная реформа. Тогда употребление алкоголя выросло до 13 литров в год. Но после сокращения было сохранено 1 миллион 200 жизней мужчин трудоспособного возраста, а родилось на 5 млн. человек больше, чем в другие годы. Тогда продолжительность жизни мужчин в России была 62 года, сейчас – 58 лет. Потом был упадок 1992 года, спирт в свободной продаже, море алкоголя, которое заполнило Россию. В прошлом году школу закончили 1 млн. 200 человек, в этом году 900 тысяч, через год – 600 тысяч. Вот результат маленького решения большой проблемы.

Если мы сейчас все вместе: и государство, и Церковь, и общество, и высшая школа и средняя школа, и все мы – не решим этот вопрос, то эти дети, из которых 40% доживут до пенсии, которые пьют каждый день – они эту проблему точно не решат. Это наше общее дело – бороться с пьянством в нашей стране.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Наверх