Миссионерское обозрение

Награда будущего века

27.03.2009

Проповедь

Иерей Евгений Маляр с дочерьмиВо Имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В один из дней, когда Церковь подготавливала нас к Великому посту, времени сугубого подвига и сугубой молитвы, в Евангельском чтении от Матфея, начало шестой главы, мы слушали наставления Господа нашего Иисуса Христа о том, какой образ внутреннего поведения нашего угоден Богу Отцу и какой неугоден.

«Смотрите, — говорит Господь,— не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. А также... когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми» (Мф. 6:1–2, 5).

Церковь показывала нам правила, по которым нам должно жить и которые необходимо усвоить, чтобы пройти поприще поста, да и всей нашей жизни, и не остаться без награды, которую приготовил нам Бог наш, Отец будущего века.

Что же это за награда? Конечно, мы это чувствуем и знаем, желание этой награды вложено в нас при творении самим Творцом. Эта награ- да — внимание Божие к нам, Его Любовь и вечное взаимообщение с Ним. Мы видели из Евангелия, как Господь делал добрые дела милосердовав и как он молился уединяясь. Он никогда ничего не делал напоказ перед людьми и даже перед Самим Собой. Все, что делал Господь, Он делал это показательно только перед Отцом Своим Небесным, который и послал Его в мир.

Мы, по определению Священного Писания, знаем, что наша внутренняя духовная жизнь отличается от той жизни, которою жил праотец наш Адам до своего грехопадения. Но какая она была, эта жизнь, опытно мы не знаем. Прикоснуться к той догреховной жизни, ощутить ее в своем сердце мы не можем, потому что это нужно быть там, в раю, а мы здесь, в юдоли плачевной. И вот сюда к нам пришел Господь наш Иисус Хрис- тос — новый Адам, не просто так Он пришел, как приходят земные учителя, Он пришел к нам, погрузился в наше поврежденное человеческое естество, Он принес нам в Самом Себе этот безгрешный образ внутреннего поведения, извращенный Адамом и извращаемый нами.

Господь показал нам своей Жизнью, как жил ветхий Адам до грехопадения, как он должен был жить вечно. Он жил показательно перед Богом, и это был правильный образ жизни, Богоустановленный и блаженный. Уже сейчас мы знаем, что образ Адамова жития был по образу Бога Сына к Богу Отцу. Адам не сохранил этот образ, не смог, он не передал его нам по наследству, он стал жить показательно перед самим собой и перед людьми, и мы так живем. Он стал жить по образу соблазнившего его диавола, и мы получили от него этот самолюбивый и тщеславный образ в наследство, и мы так живем.

Единый Бог, Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух, сотворив Человека по образу и подобию Своему, сотворил его для Себя, для Любви, для того чтобы сделать его причастником Самого Себя. Адам в раю показывал Богу свою душу, свои чувства, свои мысли, свою любовь, он стремился к Нему и, Бого- уподобляясь, открыто перед Ним жил и в этом имел вечное наслаждение, которое невоображаемо, которое есть сам Бог. Этот Богоустановленный образ поведения есть выражение самой сути человеческого естества, сути, которая в естестве и которая никуда не может исчезнуть, как и человек, потому что человек есть творение вечное. И она не исчезла, а извратилась, как бы вывернулась на изнанку. Господь пришел к нам, Он стал Человеком, не переставая быть Богом, Бог воплотился в наше человеческое естество, чтобы показать нам путь в Самом Себе, чтобы исправить наш искаженный образ в Самом Себе, чтобы нам, соединившись с Ним, вернутся к показательной жизни в Боге, оставив свое болезненное самолюбование и тщеславие.

Ветхозаветные праведники ходили пред Богом. О праведном Ное так написано: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9). Так же и о Енохе: «ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей» (Быт. 5:22). Жития же новозаветных святых переполнены подобными свидетельствами.

Предостережения, которые мы читали в Евангелии от Матфея, Господь дает перед тем, как благословить нам молитву «Отче наш», тем самым показывая, что образ внутреннего поведения, приобретаемый нами во Христе и у Христа в Духе Святом, есть необходимейшее условие для того, чтобы называть нам Бога Отцом. Иначе молитва эта нам будет в грех, она будет негодна и отвергнута.

Так обратим же наши сердца, возлюбленные братия и сестры, от нашего самолюбования, тщеславия и гордости к Богу Отцу, будем ходить перед Ним в Его Единородном Сыне и в Святом Духе, исходящем от Отца, укрепляющем и укореняющем нас в Сыне, Господе нашем Иисусе Христе. Аминь.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Наверх