Миссионерское обозрение

Опасные практики сектантства

06.11.2014

Нынешней осенью на Дальнем Востоке прошло сразу несколько масштабных мероприятий, направленных против деструктивного влияния сект. В Южно-Сахалинске 21–22 октября прошла Международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты и гражданское общество: актуальные вызовы духовной безопасности», на которую собрались многочисленные гости из России, Канады, Кипра, Болгарии. Ее участником стал и викарий Владивостокской епархии, епископ Иннокентий.

Вскоре после этого, выступая на дискуссионной площадке Конгресса народов Приморья, проходившем на острове Русском в канун Дня народного единства, владыка обозначил вызов тоталитарного сектантства как одну из серьезных угроз для межнационального и межрелигиозного мира. А обращаясь к участникам межведомственной комиссии по профилактике экстремизма, прошедшей в администрации Приморского края, епископ Иннокентий предложил в полной мере задействовать базу Дальневосточного федерального университета, где действует кафедра теологии и религиоведения, для подготовки кадров в области просветительской деятельности.

Одной из важных сторон антисектантской деятельности является оказание консультаций людям, пострадавшим от деструктивных культов. В конце октября 2014 г. во Владивостокской епархии состоялся Чин отречения от занятий оккультизмом. По благословению владыки Иннокентия, председателя епархиального миссионерского совета, богослужение в Крестовом храме Епархиального управления в честь преподобного Сергия Радонежского совершил помощник руководителя миссионерского отдела епархии иерей Андрей Тищук.

— В Приморье, соседствующем с восточными странами, людям особенно интересно заглянуть в мировую копилку духовных откровений, — говорит о. Андрей. — Что же есть такого в иных верованиях, чего нет в Православии? Так и получается, что некоторые приморцы, хоть и считают себя людьми православными, но по неведению не отделяют зерна от плевел, смешивают истину с ложью. Идут к гадалкам, экстрасенсам, посещают курсы йоги, читают гороскопы, питаются ведической кухней, не осознавая до конца, что обращаются при этом к лжебогам! Святая Церковь-Мать всегда готова принять в свое общение отпавших чад.

В тот день в лоно Святой Православной Церкви были приняты рабы Божии Николай и Илья. Николаю Каржуеву 29 лет, занимается сборкой мебели. Святое Крещение принял, когда ему было 18. Вот что он рассказал о причинах своего отпадения от Церкви:

— Десять лет назад огласительные беседы перед Крещением проводились, к сожалению, не везде и не всегда. Возможно, это и повлияло на то, что, крестившись, я не вполне осознал, как же нужно исповедовать свою веру. Мне были интересны духовные вопросы, на протяжении нескольких лет изучал самые различные религиозные течения — от магометанства до учения мормонов.Особенно привлекла меня практика медитаций, восточный оккультизм.Сам не заметил, как окунулся, что называется, с головой в медитации: начал видеть внутри себя яркий свет, читал мантры, не подозревая, в общем-то, что тем самым призываю нечистых духов. Потом, познакомившись ближе с теми, кто практиковал трансцендентальную медитацию, убедился, что техника эта не такая и безобидная — она может даже до употребления наркотиков довести! К счастью, Бог вовремя открыл мне глаза и отвел от участиях в сектах. Спустя несколько лет я снова пришел в православный храм, стал молиться: «Господи, помоги выбраться из того болота, в котором оказался…» А я уже понимал, что пора с медитациями завязывать: началось ухудшение самочувствия, постоянная слабость, словно из тебя вытягивают жизненную силу… И вот, наконец, Господь сподобил пройти Чин отречения от занятий оккультизмом. Думаю, Бог услышал мои молитвы и особенно молитвы родителей, которые все эти годы не переставали просить за меня Господа…

А вот история Ильи Семененко, ему 28 лет:

— Меня духовные искания также, как и Николая, провели по множеству путей. Ходил я и на собрания представителей Харизматического движения, которые якобы принимают «дары» Святого Духа – начинают пророчествовать, творить чудеса, говорить на разных языках… Другими языками я не заговорил, слава Богу. Но определенные состояния испытал — не совсем приятные, когда меняются, скажем так, твои ощущения… Ходил и к баптистам… Но всё это не помогло, когда в моей жизни произошел кризис, вызванный влюбленностью. Огладываясь назад, понимаю, что испытал тогда просто наваждение какое-то… Обращение к светскому психологу — его кабинет был открыт при нашем творческом вузе — не помогло. Кстати, потом оказалось, что этот специалист — приверженец учения «жизненной энергии» Рэйки, которая отвергается современной наукой как псевдонаучная… Какой, думаете, совет этот психолог мне дал, чтобы побороть, к примеру, чувство страха? Говорил: «Представь себя в гробу, ты покойник, тебя все боятся…» Словом, каких только «методик» я в тот период жизни не наслушался… А на душе было тяжело, тревожно, словно «кошки скребли». И с каждым днемстановилось хуже, буквально жить не хотелось. И вот настал момент, когда что-то подсказало: обратись к темным силам! Начертил на полу пентаграмму с мыслью: если получу помощь, то готов буду уйти из Церкви… Но, конечно, никакой помощи от темных сил по большому счету я не получил, а вот состояние здоровья потом значительно ухудшилось! Это и послужило мне уроком: надо прекращать духовные метания. Господь попустил мне через них пройти, чтобы своими глазами я смог увидеть всю ложность всевозможных сект и оккультных знаний. Слава Богу, что Он вновь вернул меня к истинной Церкви — нашей Православной, в которой была и остается вся благодать Божия.

Сегодня Илья и Николай воцерковлены, поют на клиросе в Порт-Артурском храме Владивостока.

 На протяжении последних лет при миссионерском отделе епархии регулярно совершается и Чин присоединения к Православию. В лоно Церкви возвратились рабы Божии София, Екатерина, Елена, Ольга. В 2014 году двоих человек присоединил заместитель руководителя Миссионерского отдела протоиерей Георгий Зуев, настоятель храма Богоявления в городе Артеме; также иерей Андрей Тищук совершил Чин присоединения рабы Божией Зои, жительницы Владивостока, оказавшейся в организации Евангельских христиан-баптистов.

— Я была крещена в Православии, но в церковь регулярно не ходила, а потом и вовсе на какое-то время перестала жить церковной жизнью. А душа ведь, знаете, просит духовного общения… И вот однажды я поддалась на увещевания инославных миссионеров. Но со временем стала сомневаться: правильно ли поступила? Ведь помнила про благодать Таинств, которые есть в Православной Церкви. Но у Евангельских христиан-баптистов Таинств нет– есть только некие символические обряды и церемонии. А душа подсказывала: раз ты согрешила — надо покаяться. Но исповеди у них нет. Покаялась — прими Причастие, исцелись. Но благодатного Причастия тоже нет… Прошло несколько лет, и душа не выдержала такого самовольного лишения себя истинной благодати, созрело решение: вернусь в Православную Церковь! Но уйти из прежней организации оказалось не так-то легко! Связи и знакомства, которые заводила не один год, разорвать было непросто.Однажды Господь сподобил войти в православный храм, поговорить со священником, во всём покаяться… Какое-то время я ходила одно- временно и к христианам-баптистам, и в православный храм. В душе росла убежденность в истинности Православной веры — и она в результате пересилила!

Рассуждая о судьбах тех, кто на какое-то время отпадает от истинной веры, о.Андрей вспоминает Евангельскую притчу о блудном сыне (Лк., 15:11–32).

— Вспомним глубину отеческой радости о возвращении блудного сына! Хоть сын и пренебрег на какое-то время отеческой любовью, ушел в чужие страны, где погибал без отеческой любви, но, когда вернулся в дом отчий, отец устроил для него целый пир. А старшему своему сыну, который был всегда при отце, объяснил: «Надобно… радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Так и Святая Церковь наша радуется своим братьям и сестрам, вновь воскресшим для Жизни Вечной!

Жертвы сектантства или те, кто находится в сомнениях, вызванных деятельностью представителей других религий, могут получить консультацию в  миссионерском отделе Владивостокской епархии, обратившись по телефону антисектантского центра: 8 (950) 280 2344.

Из Итогового документа

Мы, участники международной конференции «Тоталитарные секты и гражданское общество: актуальные вызовы духовной безопасности», состоявшейся в Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске 21–22 октября 2014 года, приняли нижеследующее обращение к религиозным, общественным, государственным организациям:

Тоталитарные секты и деструктивные культы осуществляют свою деятельность в религиозной, образовательной, коммерческой, культурно-просветительской, благотворительной, научной и иных сферах общественных отношений, используют различные организационно-правовые формы, а также меняют свои наименования и формы деятельности в случае возникновения угроз их существованию. Все это затрудняет их изучение, профилактику негативных последствий. Сектантские и им подобные объединения становятся все более интернациональными, их деятельность нередко не ограничивается границами того или иного государства, секты нередко мигрируют из одной страны в другую.

Особую тревогу вызывают факты осуществления сектами подрывной, террористической, экстремистской и разрушительной общественно-политической деятельности. Многие секты наряду с некоммерческими организациями фактически осуществляют функции иностранного агента с целью оказания политического давления на государство и общество.

Мы обращаем внимание на то, что тоталитарные секты являются одним из инструментов разрушения института семьи. Распад семей из-за попадания одного из членов семьи в секту является наиболее распространенным негативным последствием сектантства, из которого произрастают многочисленные беды и проблемы, связанные с разделом имущества, определением места жительства детей, возникновением алиментных обязательств по отношению к несовершеннолетним детям и пожилым родителям.

Особо в подобных случаях страдают социально незащищенные категории граждан: несовершеннолетние дети, пожилые люди, инвалиды.

В тоталитарных сектах нередки случаи издевательств над детьми и их растления, сексуальная, трудовая и иная эксплуатация несовершеннолетних, вовлечение их в порнографию и проституцию. Нередко несовершеннолетние и молодые люди вовлекаются в деятельность сект через социальные сети, занятия йогой, общественные мероприятия.

В сектах нередко подвергаются физическому насилию и взрослые люди. Но особую опасность представляет применение в сектах методов психического насилия над людьми. Неправомерное применение гипноза, внушения, различных методик введения в измененное состояние сознания представляет угрозу психическому здоровью населения.

Секты причиняют значительный ущерб экономике наших стран. Государства и общества вынуждены тратить значительные средства на лечение и реабилитацию жертв тоталитарных сект, значительное число трудоспособных адептов сект не осуществляют трудовую и иную общественно полезную деятельность, паразитируют в обществе, ведут асоциальный образ жизни. Ложные экономические, психологические и философские доктрины приводят к разрушению экономических связей, банкротству субъектов хозяйственной деятельности, многочисленным хозяйственным спорам и конфликтам. Секты, имеющие налоговые льготы наравне с добропорядочными религиозными организациями, являются удобными инструментами для отмывания и легализации денежных средств.

Зависимость наемных работников нередко используется для вербовки в секты.

Таким образом, мы свидетельствуем о том, что гражданские общества современных государств должны принимать все возможные меры для того, чтобы противодействовать распространению тоталитарных сект и деструктивных культов.

Общественные и некоммерческие организации, граждане, традиционные конфессии, отдельные исследователи и активисты должны объединять усилия, чтобы требовать от государств выработки эффективных мер по пресечению деятельности тоталитарных сект и профилактике их негативного воздействия на общество.

 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Наверх