Миссионерское обозрение

Чин Торжества Православия в Кафедральном соборе

12.04.2006

12 марта, в Неделю первую Великого поста, архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин совершил литургию святого Василия Великого и чин Торжества Православия в Свято-Никольском кафедральном соборе.

В праздник Торжества православия прославляются Господь Бог, Святая Церковь, православные патриархи, князья и цари православные, верные служители Святой Соборной Православной Церкви. Произносятся анафемы (отлучение от Церкви) отрицающим Божие бытие, промысел Божий, бессмертие души, суд будущий и воздаяние за грехи отступающим от православной веры, нечестивым отступникам, поднявшим руки на помазанника Божия, убивавших священнослужителей, попирающих святыни, разрушающих храмы, осквернившим Отечество наше.

Празднование Торжества православия было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборчеством. В борьбе с этой и другими различными ересями Святая Церковь окончательно выяснила и определила в правилах семи Вселенских соборов православное христианское учение.

Перед совершением чина Торжества православия архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, обратился к прихожанам с проповедью. В частности, он сказал:

«Братья и сестры, сегодня мы совершим чин Торжества православия. Мы будем провозглашать анафему всем еретикам и раскольникам Святой Церкви.

Мы вознесем молитву и пропоем «Вечную память» тем, кто трудился эти века, будем молиться, чтобы Господь подал радость вечной жизни. Будем провозглашать многая лета тем, кто трудится во славу Церкви, кто стоит за Истину Христову до смерти, до пролития крови.

В чем же суть Торжества православия?

Торжество Православия - если Бог торжествует в человеке. У человека есть много страстей и грехов, и он должен сделать так, чтобы Бог торжествовал в нем, чтобы свои страсти заковать в цепи нравственных законов. Чтобы мои руки, мои ноги, глаза, чувства - все подчинились бы воле Божией. Вот тогда будет полное Торжество православия. «Да будет воля твоя как на небе, так и на земле». Когда это исполнится, тогда Бог будет все и всяческая во всех.

А пока идет борьба. Дьявол борется с Богом, а поле борьбы - сердца человеческие. Будем же просить Господа даровать нам благодатные силы бороться со своими страстями и грехами. И если бы каждый это сделал - у каждого Бог господствовал и торжествовал бы в сердце, тогда наступило бы полное Торжество православия».

...Живой Христос
стоит передо мной.
Каким-то внутренним огнем
лицо сияет,
В его чертах величье и покой,
А взгляд к любви и миру
призывает.
Не верится, что бренная рука
Своей здесь кистью
тленною водила -
Мне высшая здесь
чувствуется Сила,
Что нам дала сей Образ на века.

Победа над иконоборчеством

В первое воскресенье Великого поста (12 марта) празднуется восстановление почитания икон в 842 году при царице Феодоре.

В 726 году византийский император Лев III дал приказ офицеру своей гвардии снять особо почитаемый образ Спасителя с Халкопратийских врат в Константинополе и заменить икону изображением креста. Присутствующий при этом народ попытался помешать святотатству. В результате возникшей схватки пролилась кровь, а император в отместку организовал жестокую расправу над людьми.

Так в VIII веке при императоре Льве III Исаврянине возникла ересь иконоборчества. Иконоборцы начали с отрицания икон и дошли до отрицания Божественной сущности Христа. Жесточайшее гонение на святые иконы и сторонников иконопочитания продолжалось более ста лет, этот период отмечен кровью мучеников и страданиями исповедников.

После Седьмого Вселенского собора, когда православием была окончательно одержана победа над иконоборчеством, было установлено празднество - Торжество православия. Праздник совершается по особому чину – бывает молебное пение под иконами Спасителя и Богоматери об утверждении и вере православных христиан и обращении всех отступавших от нее. Поется «Вечная память» всем скончавшимся защитникам веры православной и поется многолетие живущим.

И в наше время есть противники икон, которые не могут понять, что, почитая иконы, верующие обращаются, прежде всего, к первообразу – к тому, кто на иконе изображен: к Господу, к Пресвятой Богородице или святому, а не к доске и краскам, которыми написана икона.

Еще отцы Седьмого Вселенского Собора, утвердившие догмат иконопочитания, говорили об учительной и назидательной роли изображений в церкви, и в древности иконы служили своего рода Библией для неграмотных. И древние летописи тоже гласят: «изображения употребляются в храмах, дабы те, которые не знают грамоты, по крайней мере, глядя на стены, читали то, что не в силах прочесть в книгах»


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Наверх