Миссионерское обозрение

Мигранты на Дальнем Востоке России

05.03.2007

На чтениях31 января – 1 февраля в рамках XV международных Рождественских образовательных чтений в конференц-зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета г. Москвы состоялось заседание круглого стола «Проблемы вхождения иммигрантов в духовное и культурное пространство России». Организатором его работы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II выступила Владивостокская епархия. Для этого из Владивостока в столицу выезжала специальная делегация в составе как священнослужителей, так и представителей светских структур.

В целом в заседании круглого стола приняли участие более 50 человек. Особенностью данного круглого стола является широкое представительство регионов России.

В своих докладах участники круглого стола поднимали различные аспекты проблемы миграции в Россию. Так, Юрий Вячеславович Громыко, академик РАЕН, директор Института опережающих исследований (г. Москва), выступил на тему «Программа содействия добровольному переселению соотечественников и проблема роста самосознания». Он сказал, что переселение на Дальний Восток упирается в проблемы инвестирования в экономику и самосознания самих россиян. По его мнению, изоляционизм, закрытость границы губительны, а развитие Дальнего Востока России возможно только на путях диалога цивилизаций, при этом Россия должна уметь сохранять здесь базис своей культуры.

Олег Игоревич Генисаретский, профессор, руководитель Центра синергийной антропологии ГУ – Высшая школа экономики (г. Москва) также высказался за диалог культурных цивилизаций на Дальнем Востоке и назвал утопией стремление попытаться «растворить» иммигрантов среди русских.

Юрий Васильевич Крупнов, председатель Партии развития, председатель наблюдательного совета Института мирового развития, советник Российской Федерации 1 класса (г. Москва) поднял вопрос о значении укорененного населения на территориях, куда едут мигранты. Он считает, что если укорененное население не нарождается, не самоопределяется, уезжает с территории, тогда бессмысленно говорить о включении мигрантов в духовное и культурное пространство России. В этой связи нужно говорить о такой программе переселения, чтобы коренное население сохранялось в условиях имеющегося дефицита рабочих мест.

Иеромонах Серафим (Петровский), руководитель Дальневосточного центра при Московской духовной академии (г. Москва), говоря о миссионерской работе православной церкви среди представителей китайской диаспоры в России, обратил внимание, что большинство китайцев в Москве предпочитает обращаться в протестантизм. И здесь есть проблема языка, на котором нужно обращаться с мигрантами.

Доклад Владимира Ивановича Курилова, профессора, ректора Дальневосточного государственного университета, был посвящен роли образования в социально-культурной адаптации, миграционной политике. Он привел примеры конструктивной деятельности ДВГУ среди народов стран АТР.

Юрий Алексеевич Авдеев, к.э.н., директор института региональных проектов Тихоокеанского института стратегических разработок (г. Владивосток), выступил на тему «Социально-демографический потенциал Тихоокеанской России и проблемы управления миграционными процессами». Он сказал, что в условиях нынешнего социально-экономического состояния Дальнего Востока России даже имеющееся население - избыточное. А если говорить об инвестиционных программах развития, тогда своими силами российский Дальний Восток не сможет освоить выделяемые средства и без привлечения мигрантов, хотя бы и сезонных рабочих, не обойтись.

Протоиерей Виктор Горбач, руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской епархии, обратил внимание на то, что намечаемые планы по переселению на Дальний Восток мусульман из стран СНГ изменят этноконфессиональный состав населения.

Анатолий Михайлович Кузнецов, д.и.н., декан факультета политических технологий и социального управления ВИМО ДВГУ, призвал учитывать опыт западных стран по регулированию миграции, в котором есть как положительные, так и отрицательные аспекты, при этом он выступил за такую миграционную политику, которая бы защищала духовное и культурное пространство стороны, принимающей мигрантов.

Несколько выступающих затронули вопрос о роли православного образования в работе с мигрантами. Среди них был протоиерей Ростислав Мороз, руководитель отдела образования Владивостокской епархии, который обратил внимание на то, что прибывающим в Россию студентам из-за границы необходимо преподавать основы православной культуры. Всего на круглом столе прозвучало 22 доклада.

Участники круглого стола констатировали, что миграционные процессы сегодня являются важнейшим фактором международных отношений. Миграционная политика становится частью механизма глобальной управляемости, нацеленного на создание прочной и предсказуемой системы международных отношений перед угрозой конфликта цивилизаций, по-разному понимающих человека и его предназначение.

Основным событием указанных процессов является вхождение иммигрантов в принимающие сообщества. Навязывать ценности и нормы, привычные одному народу, всем остальным – безнравственно и непродуктивно, но ошибочно также признавать равную ценность всех существующих в мире культур и нравственных кодексов.

Участники форума посчитали, что формирование инфраструктуры для реализации нового подхода в области включения иммигрантов в духовное и культурное пространство России невозможно без специальных федеральных программ, без соответствующего государственного заказа.

Подводя итоги разговора на круглом столе, скажем, что он был разносторонним, но порой уходящим либо от темы, либо в обсуждение политико-экономических вопросов. Участие же православной церкви в миграционных процессах связано с развитием миссионерской работы как среди тех, кто приезжает в Россию, так и среди ее коренных жителей. Развитие церковной миссии среди мигрантов на юге Дальнего Востока упирается в отсутствие подготовленных кадров, знающих языки народов, переселяющихся сюда. Ясно, что миграционные потоки будут расти, в том числе на юг Дальнего Востока из стран Азии. Но если миграция здесь примет массовые и неуправляемые формы, то, может быть, тогда придется говорить уже о сохранении русского культурного и духовного пространства, а не о массовом вхождении в него мигрантов, которые имеют способность быстро адаптироваться на новых землях в рамках национально-религиозных диаспор и землячеств.

 

 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Наверх