Миссионерское обозрение

«АЛЬФА-КУРС»приносит огромный вред душе

02.11.2007

К вопросу о «говорении» на ангельских и иных языках

Фото. Протоиерей Олег Стеняев.В последнее время некоторые православные приходы и отдельные христиане в епархиях, расположенных в западных регионах России, предприняли попытку применить миссионерскую методику, которая широко используется во всем мире церквами, имеющими харизматические и евангелистские тенденции. Он получил название «Альфа-Курс»

Начнем с того, что этот курс разработан викарием Англиканской церкви Чарльзом Марнхамом и впоследствии переработан и расширен Ники Гэмблом. Наибольшие сомнения вызывает харизматический элемент «Альфа-Курса». В нем особо выделяется действие Святого Духа и «исполнение» «Святым Духом». «Дарами» Бога представляются говорение на языках и исцеление через молитву с возложением рук. Практикуется молитва, когда люди встают в круг. Характерной особенностью альфа-курсистов являются повышенная экзальтация и субъективная религиозность.

Рассмотрим вопрос об иных и ангельских языках, о которых говорится в новозаветных текстах и которые пытаются имитировать псевдоправославные харизматики.

Прежде всего надо обратить внимание на то, что ангельские языки как таковые ничего общего не имеют с т. н. глоссолалиями.

Шаманы Африки, Дальнего Востока и Северной Америки практикуют глоссолалии, употребляя дурманящие напитки, кружась на одном месте, куря наркотики или ощущая на себе некоего духа-«имплантата», который вселяется в них и начинает говорить на своем бесовском языке.

Харизматики и пятидесятники называют такое бессвязное бормотание «ангельскими языками». Но что об этом говорит Библия?

Глоссолалии

Глоссолалия – практика необычного речевого поведения, характеризующаяся автоматизмом, экспрессией, пограничными состояниями психики (транс, экстаз, галлюцинации и т. д.) и выражающаяся в форме непонятных для окружающих слов и словосочетаний, странных звуков, сохраняющих фонетические и речевые признаки языка (структура, темп, ритм, частота и др.). Фонетически глоссолалии имеют сходство с лепетом, бормотанием.

Глоссолалии – достаточно древнее явление, которое проявляется у шаманов, чревовещателей и спиритов. У спиритов глоссолалии называются языками мертвых. Шаманы Африки, Дальнего Востока и Северной Америки практикуют глоссолалии, употребляя дурманящие напитки, кружась на одном месте, куря травы наркотического действия или ощущая на себе некоего духа-«имплантата», который вселяется в них и начинает говорить на своем бесовском языке. Сохранилось свидетельство об экстатическом проявлении глоссолалий во время языческих мистерий в Египте II века до Рождества Христова. В мире эллинистического язычества этим странным психическим феноменом обладали дельфийские жрицы-прорицательницы, и прорицательницы-сивиллы в состоянии экстаза от вселения в них демона тоже говорили невнятными языками. Входили глоссолалии и в дионисийские обряды пьяных оргий в эллинском мире. Многие маги и колдуны проявляли схожий дар чревовещания, о чем рассказывается в Книге Деяний (16-я глава с 16-го по 18-й стихи). Фригиец Монтан провозгласил себя во второй половине II века сосудом Духа Святаго, полагая, что его миссия заключается в подготовке Церкви ко Второму Пришествию. В прошлом Монтан был жрецом Кибелы, похоже, что там он и научился технике глоссолалий. В общинах монтанистов глоссолалии считали обязательным даром, сопутствующим т. н. «крещению Духом Святым». «Это движение, – как пишет проф. Болотов, – распространилось с значительною быстротою и охватило всю Фригию». Церковь осудила монтанистов и на Соборе Иконийском (вторая четверть III века) постановила обращающихся из монтанизма принимать в Церковь не иначе как через перекрещивание.

Далее проф. Болотов пишет: «Есть даже известие, что они удерживались до VIII века, именно в 724 году Лев Исаврийский издал закон, принуждавший монтанистов принимать православие. Применение этого закона пробудило такой фанатизм в сектантах, что некоторые из них сожгли себя заживо с своими молитвенными домами». Так бесславно, актом массового самоубийства (страшнейшего из грехов) закончилась история древних харизматиков. Техник духовных возбуждений у монтанистов было много, так, например, сам Монтан рекомендовал для духовного всплеска чувств теребить свой нос большим пальцем правой руки и широко открывать рот. Причащались монтанисты, как пишет проф. Болотов, хлебом и сыром.

Наблюдая вблизи одного из лидеров современных харизматиков, я обратил внимание на то, что он во время всего разговора показывал мне руками на фоне своего лица масонские знаки (жест циркуля) и теребил свой нос.

Глоссолалии были широко распространены среди катаров, хлыстов и духоборцев.

Библейские свидетельcтва

Оккультно-языческое происхождение глоссолалий, ничего общего не имеющих с апостольским даром языков, есть установленный факт, не вызывающий никакого сомнения.

Харизматики и пятидесятники называют такое бессвязное бормотание «ангельскими языками». Но что об этом говорит Библия?

Сказано: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26). Итак! Молитва ангельскими языками, или молитва Духом Святым, есть именно воздыхания неизреченные. Т. е. такое молитвенное состояние, при котором речь как таковая отсутствует. Когда душа верующего, пораженная величием Создателя, замолкает и человек погружается в состояние т. н. умной молитвы, которая по сути своей есть именно созерцание величия Бога (воздыхания неизреченные).

Если говорить о так называемых иных, или человеческих, языках, то они суть явление конкретное и имели только временное значение.

Получение сего особого дара описывается в Книге Деяний святых апостолов. Сказано: «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились? Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» (Деян. 2, 4–11).

Как мы видим из прочитанного отрывка, иные, или человеческие, языки – это возможность говорить о великих делах Божьих на чужом (иностранном) языке, не уча его. Этот дар имел именно временное значение и назначение и прекратился, когда возникли национальные поместные общины. О том, что этот дар имел значение для работы с внешними (т. е. с неверующими иностранцами), говорит и сам ап. Павел. Он пишет: «Итак, языки суть знамение не для верующих, а для неверующих...» (1 Кор. 14,22). Т. е. это знамение имело строго функциональное назначение – проповедь Святого Евангелия на языках других народов. И проблема коринфских христиан, о чем мы читаем в 1-м послании к Коринфянам, 14-я глава, заключалась в том, что, имея этот дар, они демонстрировали его друг другу, но не использовали по назначению.

О даре иных языков в послеапостольскую эпоху отец Серафим (Роуз) писал: «После первого или, возможно, второго века в православных источниках о нем не упоминается, и он не засвидетельствован даже у великих Святых Отцов из египетских пустынь, которые были настолько преисполнены Духа Божия, что совершали многие поразительные чудеса, вплоть до воскрешения мертвых».

Экспертное заключение

В экспертном заключении катехизатора Андрея Киреленкова приводятся такие описания харизматических сеансов во время проведения так называемого «Альфа-Курса». Пережившие т. н. «крещение духом» описывают это состояние следующими словами: «Дух сошел на них... этих простых солдат; их трясло и бросало... Словно молния ударила в комнату и прошибла этих ребят»; еще одно свидетельство: «Дух... сошел на нас обоих с такой силой, что нас буквально затрясло»; «Дух вошел в меня... Моя грудь наполнилась воздухом, возникло ощущение, что я взлетаю. Воздействие было очень мощным. Я тяжело и прерывисто дышал. Потом начал кашлять... Кажется, и спустя час я все еще кашлял и задыхался. Не знаю, сколько это длилось. Наконец я стал говорить себе «Хватит уже». Сила была так велика, что я больше не мог ее вмещать».

Само говорение т. н. «языками» описывается следующим образом: «Комната была наполнена звуками, напоминающими то ли джунгли, то ли фермерский двор. Там было много рычащих львов и мычащих быков; были там и ослы, и петухи, и птицы... Можно было услышать все, что можно только себе представить, любое животное».

Из этих свидетельств пострадавших от харизматических сеансов «Альфа-Курса» прежде всего обращает на себя внимание то, что люди испытывают вселение в себя некоего духовного «имплантата» и не могут сопротивляться его действию. Что является явным свидетельством бесовского происхождения этого духа. Ибо об истинном общении в Духе Святом сказано: «И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых» (1 Кор. 14, 32 33). Здесь же мы наблюдаем именно пленение духом людей, подавление их воли, то, что не проявляет Дух Божий, оберегающий свободную волю человека.

Один мужчина, об этом тоже говорится в экспертном заключении А. Кириленко, пережил следующее пленение неким духом: «Я не мог понять, что происходит... Я не мог этого остановить... Пока они молились о дарах Духа, мою левую руку покалывало... Становилось все больней. Это было настоящее мучение... Я не знал, как это остановить, и это продолжалось весь вечер».

Такое состояние невозможности контролировать духовные движения в своем теле называется одержимостью. Когда человек, одержимый злым духом, оказывается под его полным контролем и властью.

Итак, несчастные харизматики даже не догадываются, какого духа они получили, что за демон имплантирован в их тело.

Как же некоторые православные оказались падкими на подобные бесовские поползновения? Ответ очевиден. Сказано: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму делать непотребства» (Рим. 1, 28).

Шаманы от НЛП (нейро-лингвистическое программирование) на «Альфа-Курсе» требуют, чтобы молящийся «отключил разум и молился бы только сердцем». Отключая разум и раскрывая свою душу навстречу неведомому духу, человек сам отдается во власть нечистым духам, полностью порабощающим его волю, разум и чувства. Предвидя такую опасность, ап. Павел предупреждал коринфских христиан: «Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1 Кор. 14, 15).

Проблема принявших в себя иного духа людей из числа ранее крещенных в православии заключается и в том, что, дав согласие на новое «нисхождение духа» (эпиклезу), они отказались от печатей Духа Святаго, преподаваемых каждому православному христианину после Святого Крещения в Таинстве Миропомазания. Т. е. совершили грех отречения от Духа Божия, о чем и сказано: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф. 12, 31). Посему их, как явно повреждающих учение о третьем Лице Святой Троицы и выдающих действия злых духов за действие Святаго Духа, должно воспринимать как еретиков 1-го чина.

По материалам газеты «Православная Москва»

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Наверх