Молодежное приложение
Будни следопытов
21.04.2003
В прошлом номере мы начали рассказывать о Братстве Православных Следопытов, создаваемых о. Игорем на базе Православной гимназии. Сегодня, продолжая разговор о буднях БПС, наш корреспондент встретился с заместителем директора по учебно-воспитательной работе Жигжитовым Александром Ильичем.
- Александр Ильич, мы знаем, что сейчас в Православной гимназии продолжается работа по созданию Приморского отделения Братства Православных Следопытов. Не могли бы вы рассказать нам, как она сейчас проводится?
- Сейчас у нас в Православной гимназии проходят регулярные учебные сборы для тех, кто хотел бы вступить в БПС. Два раза в неделю, по средам и воскресениям, в одном из кабинетов собирается 20-30 человек, и в течение двух-трёх часов учатся всему тому, что необходимо знать и уметь кадету. Кадетами в БПС называются те мальчишки и девчонки, которые вступили в ряды Братства, но ещё не приняли Торжественного Обещания и не стали “настоящими” следопытами.
- То есть в Братство не так просто вступить?
- Для того, чтобы носить звание следопыта, действительно необходимо многое знать и уметь. Но главное – это внутренняя готовность ребёнка принять на себя определённую ответственность за свои поступки и обещания, за свои слова и дела. Ведь законы следопытов, уходящие своими корнями в средневековые кодексы рыцарской чести, требуют от ребят железной дисциплины и послушания, взаимовыручки и честности, отваги и решительности, терпения и выносливости.
- Мне кажется, это более походит на воинскую присягу. Не трудно ли будет ребёнку всё это соблюдать?
- Конечно, трудно! Но разве смогут стать наши мальчишки настоящими мужчинами без трудностей и испытаний, без настоящей (а не придуманной и “игрушечной”) ответственности? В этой связи хочется привести утверждение нашего замечательного учителя, академика Российской академии педагогических наук Ш.А. Амонашвили о том, что в каждом ребёнке изначально живут три стремления– к развитию, к взрослению и к свободе, и задача находящегося рядом взрослого (учителя, родителя, наставника) состоит именно в том, чтобы через создание трудностей помогать развитию и взрослению ребёнка.
- Наверное, не случайно это положение лежит в основе утверждающейся сегодня развивающей педагогики. Кстати, Александр Ильич, а как педагоги относятся к созданию в стенах гимназии детской организации? Ведь, как я понимаю, “следопытская” жизнь занимает очень большое количество времени у детей. Не мешает ли это учёбе?
- Ещё в начале прошлого века у русских скаутов, чьи традиции сохраняются в БПС, согласно “железному закону” разведчиков, получивший “двойку” не имел право посещать отрядные сборы до тех пор, пока её не исправит. При этом никто не проверял дневников, и соблюдение этого закона было сугубо делом чести разведчика.
- Александр Ильич, вы говорили о “трудностях”, но ведь в кабинете за партой можно дать только “теоретическую часть”. А как же практика?
- Конечно, без “практики” - никуда! Самый лучший способ проверить прочность следопытческих знаний и умений – это, конечно же, поход. Последний из них состоялся в середине марта, когда на четверо суток тридцать с лишним человек отправились на хребет Чандолаз, известный своей красотой и пещерами.
- Жили в пещерах?
- В пещеры спускались, а жили в палатках на снегу, хотя опытный следопыт может переночевать в любое время года в жилище, сделанном самостоятельно из подручных материалов, и это тоже входит в программу обучения.
- В “Соляник” ходили?
- Нет, в “Соляник” нам ещё рановато. Это, как известно, самая глубокая (более 170 метров) и самая сложная для прохождения пещера Приморья. Но то, что наши следопыты когда-нибудь опустятся в “колодец авантюристов” (нижний из колодцев Соляника высотой более 30 метров), это точно!
- Чем ещё запомнился поход?
- На этот вопрос, наверное, лучше бы ответили сами дети. Конечно, это торжественное открытие и закрытие лагеря, это путешествие по живописным склонам и Большая Индейская Игра, это встреча рассвета на вершине хребта и песни вокруг вечернего костра. Но на первом месте, по мнению самих ребят, – служба на вершине хребта, которую вёл отец Игорь. Впечатлений много, но главное - дети в походах учатся самодисциплине, самостоятельности и взаимовыручке – тем качествам, без которых невозможно стать настоящим следопытом.
- Александр Ильич, наверняка у многих появится желание поближе познакомиться с жизнью Братства, а может, и стать его участником, как вас лучше найти?
- Проще всего позвонить по телефону 33-91-73 и спросить меня, либо приехать к нам в гимназию по адресу: ул. Бородинская, 25. Занятия проводятся еженедельно в среду – с 14. 50. и в воскресенье с 11. 00 час.
- Спасибо, Александр Ильич! Надеюсь, это не последняя встреча, мы ещё не раз встретимся на страницах нашей газеты со следопытами и наставниками Приморской дружины Братства Православных Следопытов.