Молодежное приложение

«Круглый стол» молодежи

01.02.2003

15 февраля мы праздновали Сретение. Но этот же день во всем православном мире является днем молодежи. Вот почему в этом году в православной гимназии по случаю праздника прошла встреча молодежи из нескольких приходов Владивостока. За “круглым столом” в неформальной обстановке каждый из присутствовавших имел возможность высказаться. О чем шла речь? Как в нашей епархии развивать молодежное движение? Какие общие цели нас могут объединить? О разговоре, состоявшемся в гимназии, читайте в этом материале.

Отец Игорь (директор православной гимназии г. Владивостока, руководитель отдела по делам молодежи):
Нам необходимо сегодня обратить пристальное внимание на молодежную среду. Нынешнее время диктует условия. Оно требует обращения внимания на эту проблему и от священнослужителей, и от мирян. В городе Владивостоке уже сейчас есть возможность выполнять такую работу. Недавно прошла встреча со студентами кафедры теологии на предмет создания Братства Православных Следопытов. У нас есть базовое место – это православная гимназия. Что это такое? Фактически это готовые члены братства, которые уже сегодня выполняют миссионерскую работу, участвуя в крестных ходах, помогая престарелым прихожанам. Создались все условия, когда необходимо это организационно оформить. Хотим ли мы жить сегодня неразобщенно, хотим ли мы объединиться, поставить общие задачи и цели, действительно почувствовать локоть ближнего? Это зависит только от нас.

Алексей Хамицевич (ДВГУ, студент отделения теологии, 3 курс):
Первое, с чего надо начать, говоря о молодежном движении, о молодежном центре, это его структура. Структура молодежного центра видится простой. Это штаб молодежного центра, в который входят лица, ответственные за работу направлений молодежного центра. Эти ответственные лица организуют непосредственную работу участников. Сами участники пополняются из молодежи города. Уже можно сказать, что штаб молодежного движения начал неформальную работу. Сейчас у нас появилась возможность “печататься”. Нам выделено несколько полос в “Приморском Благовесте” под молодежную газету и теперь мы можем заниматься информационно-издательской деятельностью. Какие еще направления есть и какие можно сделать? Это, конечно же, создание творческих кружков или клубов, создание театра. Кроме того, благотворительная деятельность и дела милосердия; формирование патриотического движения. Далее - организация крестных ходов, паломничеств, молодежных лагерей; создание братств и сестричеств; организация и проведение праздников – у нас уже есть опыт организации на базе Казанского прихода празднеств Рождественских и Пасхальных. Также можно выступать и с театром. Надо только приходить и организовываться. Ведь кто, если не мы, сумеет увлечь и организовать молодежь? Время надо уметь тратить осмысленно, с целью. О целях. На мой взгляд, целью молодежного центра, которая отвечает целям Всероссийского Православного Молодежного Движения, является привлечение молодого поколения к Церкви и работа в молодежной среде. В связи с этим есть и задачи: просветительская деятельность и нравственное воспитание молодежи. Сюда можно включить и работу с детьми (например, посещение интернатов, детских домов, колоний). Уже сегодня двое студенток отделения теологии занимаются с детьми в реабилитационном центре на Эгершельде. Есть люди, которые ведут работу в воскресных школах. Мы можем выступать и на праздниках, например, В ДВГУ или, скажем, на “Приморских струнах”. А почему бы нам, в самом деле, там не выступить? Для этого нужен человек, который может петь и владеть инструментом. А если нас несколько человек? Это уже ансамбль, это уже клуб. Осталось только наладить деятельность. Мы можем связываться и с молодежными центрами образовательных учреждений, я имею в виду университеты. Вот, молодежный центр ДВГТУ: там 90 человек, и они сами собрались. А кто нам мешает? Даже в законодательстве Российской Федерации все предусмотрено для того, чтобы мы смогли организоваться и пользоваться всеми правами общественной организации в полной мере. Мы не какие-то забитые люди.

Отец Игорь:
Как раз хочу сказать об этом. Государство выделяет под молодежные программы средства. Например, под организацию лагерей. И если есть общественная организация, которая занимается подобными проблемами, то вполне реально получить финансирование. Нужно только обосновать проект.

Алексей:
В дополнение немного о проблемах диалога верующей и неверующей молодежи и диалога с инаковерующими. Ведь это та же молодежь, которая сидит рядом с нами за партами, едет в автобусе. Для общения с нею надо использовать национальные и культурные ориентиры, возрождать традиции.
В общем, необходимо двигаться, делать первые шаги. И не надо бояться ошибок. Есть церковь, есть батюшка. Нам нужно как-то жить и как-то выживать. Веру хранить и самим спастись.

Ольга Тимофеева (художник, Кафедральный собор):
Для этого нужен сильный человек, ведущий, который мобилизовал бы наши силы и направил их. Начинать надо уже сегодня. Потому что уже загорелось внутри.
Но опять же, возникает вопрос, как к этому движению отнесутся со стороны.

О. Иннокентий (руководитель миссионерского отдела):
Воспринимать будут неоднозначно. И со стороны части духовенства в том числе. Но то, что высшая иерархия Церкви выступает за разговор с молодежью на ее языке, это стопроцентно. На сегодня об этом объявлено уже везде: и на Рождественских чтениях, и в многочисленных посланиях патриарха, и на третьем миссионерском съезде в Москве, в работе которого я принимал участие. Принято решение вести работу с молодежью на том языке, на котором молодежь привыкла общаться. И, соответственно, формы и методы работы должны быть приемлемы для молодежи. Здесь говорилось о концертах, вечерах встреч и проч. Но все это должно преследовать одну главную цель – создание общин, в которых личность человека развивалась бы. Сегодня в Церкви мы стоим перед проблемой: у нас на приходах общин как таковых не существует, или их мало. Это проблема касается не только нас, пастырей, но и всех. И молодежи нужно в этом принимать участие.
Вот сейчас возник вопрос о создании молодежного объединения. Я бы перевел его в более практическую плоскость: нужно ли создавать формальную организационную юридическую структуру? Формально можно найти, скажем, десять человек учредителей, и все будет зарегистрировано. Но будет ли эта структура действующая, вот в чем вопрос? Найдет ли эта организация поддержку “снизу”? В организованной молодежной деятельности я вижу положительный аспект: она будет позволять объединяться молодежи с разных приходов, т. е. это уже элемент общинности. И если в одном приходе общины нет, то на уровне города это будет создавать элемент связи и позволит развивать различные общие программы.
Но создание молодежного движения выдвигает проблему лидерства. Эта проблема подготовки людей, которые могут работать именно с молодежью. В части этого я бы посмотрел на опыт инославных христиан. Как бы мы отрицательно не относились к протестантам, но они эту проблему решают, и решают удачно. В наших храмах молодежи не очень много. Большая ее часть присутствует в церквах протестантских. И если в Церкви мы будем по-прежнему сосредоточены только на одной храмовой работе с молодежью, то, к сожалению, в храмах молодежи не прибавится.

Дмирий Чижевич (пономарь храма Иоанна Кронштадтского, слушатель катехизаторских курсов при епархиальном управлении, менеджер по рекламе):
Молодежь нуждается в общении. Но понимаете, сейчас мы вот сидим, разговариваем. Это интересно. Много говорится о концертах, студиях. А давайте соберемся, сложимся деньгами и съездим в дом престарелых – угостим пенсионеров чаем или посетим интернат. Это будет первый шаг, доброе дело. Собраться прямо сейчас и поехать. Было много организаций, но они исчезли, их просто нет; я их не вижу два – три человека и все. Как-то утухло. Не утухнет ли это опять?

Галина Новохатняя (студентка II курса отделения теологии):
Очень увлеклась идеей молодежного движения, хотелось бы принять в нем активное участие. Есть предложение охватывать не только приходских детей, но и чтобы со временем наш круг общения все более и более расширялся.

Евгения Карайбеда (студентка отделения теологии, II курс):
Заинтересована идеей православного братства. Есть великое желание участвовать в этом.

Маргарита Карайбеда (теология, II курс):
У меня, как и у Евгении, есть желание участвовать в организации Братства Православных Следопытов. Давно хотела заняться таким делом.

Евгений Гайнутдинов (рабочий завода):
Первый раз получилось, что оказался в таком кругу. Очень интересно.

Андрей Новиков (физтех ДВГУ, II курс; I курс отделения теологии):
Считаю сегодняшнее начинание положительным. Хотелось бы поучаствовать в Православном Братстве.

Евгений (предприниматель):
С практической стороны хотел бы обратить внимание на то, что у нас очень много беспризорных детей, за которыми не следит вообще никто. У меня был небольшой опыт подхода к этой проблеме, т. е. я помогал деньгами и одеждой. К сожалению, предприниматель я небогатый и не имею возможности организовывать приюты, но помочь бы мог.

Надежда Уханова (II курс психфак ДВГУ):
Мне нравится объединение православной молодежи. Здесь можно общаться с людьми более правильными, чем в миру, не обрастать безбожной чешуей. Общаясь с православной молодежью, как-то и сам становишься лучше. Привлекает идея работы с детскими домами.

Андрей Мельников (клирос храма св. прав. Иоанна Кронштадтского):
Мне бы хотелось выразить желание помочь, если я чем-то могу помочь. Очень заинтересован в этом деле, хотелось бы побыстрее все это начать.

Елена Савчук (слушатель катехизаторских курсов):
Слушая вас, мне стало немножко грустно. Потому что при всем моем большом желании участвовать я обладаю ограниченным временем, поскольку работаю на светской работе. Большое желание участвовать на Крестных ходах у о. Игоря. Конечно же, нужно помогать ближнему, помогать страждущим; объединяться. Несмотря на то, что нас здесь много собралось, православной молодежи гораздо больше в храмах. Радует то, что молодежь ходит. Я думаю, что организация, которая здесь складывается, должна обязательно быть под духовным руководством священника. И не на словах, а на деле.

Светлана Еремина (певчая прихода храма св. прав. Иоанна Кронштадтского):
То, что мы собрались, это замечательно. Чувствуется голод. Хочется воздуха общения, и хочется постоянно.
Но я хочу сказать, что в организации нашей, в объединении руководителем должен быть именно священник, потому что функции ее – духовного плана.
Мы все очень разные. И чтобы не возникало проблем, у нас должен быть именно духовный наставник, который может сказать “нет, ребята, это неправильно, - выдать все “за” и “против”, - а вы уже думайте”.

Ольга (художник):
Я работала художником в храме Иоанна Кронштадского, общалась с Успенским приходом, и сейчас я в кафедральном соборе, т.е., я знаю молодежь непосредственно с трех приходов, неорганизованную, которая просто жаждет работать, которая с удовольствием примется за все благие дела. Еще я очень хочу, чтобы привлекалась невоцерковленная молодежь. Очень много людей среди нас, которые пришли за последние полгода со стороны и стали активными участниками православного движения. Люди, видя, как мы работаем, сами тянутся, приходят и становятся православными и потом других за собой тянут. Среди огромного количества конфессий человек с удовольствием выберет исконно русскую православную культуру только потому, что сможет найти здесь равных себе.

Анна Дикмарова (клирос Успенского храма):
Поддерживаю создание этой организации. Буду рада помочь.

Диакон Олег Дикмаров (клирик Успенского храма, завхоз):
У меня первое конкретное предложение. Хорошо было бы съездить куда-то в паломническую поездку, чтобы всем подружнее познакомиться. Это первое дело. А еще надо обменяться телефонами и адресами, где, кого и как найти. Чтобы связь не терять друг с другом.

Ольга Бондаренко (прихожанка храма св. прав. Иоанна Кронштадтского):
Я актриса по образованию, и я хочу сказать как раз об ужасах православия, о “нельзя” в православии. Я пришла из театральной среды, и мне было очень трудно влиться, потому что первое, что я слышала в ответ, когда говорила о театре, это: “ О! А ты знаешь, раньше актеров даже на кладбищах с людьми не хоронили”. И вот это безумно сложно преодолеть. Я пыталась найти себе применение в православии. И даже у священников слышала: “Ты что? Какой театр? Вот театр два раза в год – на Пасху и на Рождество, а остальное время надо какой-то другой работой заниматься. Ты, пожалуйста, это все забудь и больше туда не лезь”. И вот как раз первое, что нам надо преодолеть, это огромная масса “табу” и страхов.

О. Игорь:
Это не страхи. Это непросвещенность. Отсюда возникает основная масса проблем масса проблем.

Ольга:
Да, именно это отталкивает от нас молодежь. В некотором роде я преклоняюсь перед протестантами за их легкость в общении, за то, что они без страха идут к людям. У нас есть какой-то страх сделать что-то не так, что-то переступить. Танцевать нельзя, это вот нельзя, что-то нельзя. И первое, что нужно сделать, это дать какую-то рекламу и устроить встречу священников с молодежью, где молодежь могла бы просто задавать вопросы. Чтобы люди могли понять, что священники – это не те люди, которые занимаются чистой дидактикой – вот сидят в черных рясах и портят наш праздник – а о том, что все просто и радостно на самом деле и должно быть так. Я только последнее время стала восхищаться русскими хорами, песнопениями, а для человека, у которого на слуху только “кислота” и “рэп”, для него гораздо доходчивее какие-то протестантские песни, выбивающие слезу. У нас этого нет. У нас нет школы для новоначальных. Поэтому молодежь к нам не идет. Она идет туда, где проще, радостней. А мы ходим, вы знаете, какие-то испуганные. У нас страх на лицах написан. Мы не светимся и своей разобщенностью не несем идеи соборности. Эта наша с вами проблема.

Владимир Беликов (рабочий Покровского прихода):
Согласен с отцом Олегом, что прежде, нежели начать что-то делать серьезное, нужно объединится самим, во-первых. А ничто так не объединяет, как крестные ходы или паломничества. Особенно, если на Запад куда-нибудь съездить. Приморский край оторван от западного Православия, и это ощущается. Необходимо подпитываться оттуда. Мне кажется, в этом плане нам мог бы помочь даже президент.

Елена Попова (молодая мама):
Я тут случайно оказалась. Совсем недавно начала постигать основы православной веры и стала посещать приход Иоанна Кронштадтского. Мне бы хотелось, чтобы молодежь собиралась и чтобы с позиций молодости могли объяснить, что надо делать и как?
Поддерживаю движение. К сожалению, у самой времени пока нет. Чем смогу, тем помогу.

Александр Попов (бухгалтер, муж Елены):
В Бога верую, но не настолько, как вы все.
Немножко я заблудился, какая у вас все-таки цель: объединить молодежь или чтобы она стала все-таки православной?

Алексей:
Объединить молодежь на основе служения.

Александр:
Я считаю, что к этой проблеме надо почти научно подойти. Четко разграничить цели и задачи и разделить все на этапы. Начинать объединять молодежь надо не с того, чтобы они уверовали, а чтобы хотя бы вытащить кого-то из грязи. Можно к лету по районам во дворах поставить брусья и турники. Проводить конкурсы небольшие. Спорт может привлечь. Особенно парней. Девушки более мягкие, и их легче религией увлечь, а к парням нужен свой подход. У них в крови соперничество. Им бы потягаться. А религия должна постепенно-постепенно, как капельница, вкапываться.

Лидия (Покровский приход):
Я полностью поддерживаю создание этой организации. Меня интересует, как найти подход к детям нецерковным, чем их заинтересовать. У меня брат 14 лет, и мы очень часто с ним говорим о Боге. Но я не могу его никак заинтересовать. Православие - узкий путь, тернистый. И как показать какую-то толику счастья. Как найти подход к такой молодежи? Хотелось бы все это более конкретно разработать. Нужны программы.

Сергей Козлов (завхоз прихода храма св. прав. Иоанна Кронштадтского)
Раз мы здесь все собрались, значит, наверное, время к этому уже подошло. Божиим промыслом мы добрались до Православной Церкви и здесь остались. Получили кто успокоение, кто утешение, у кого путь жизненный прорисовался. В принципе, покровский парк – место особое. Здесь собираются студенты, пьют, гуляют. По большому счету, их жалко. Но почему так происходит? Энергии много, а куда ее направить, никто не знает. Днем пиво пьют, а вечером подходят смотреть, что там на храме написано. Может быть, действительно, если бы были турники, они бы не пиво пошли пить. …
Не мы же приводим к Богу, а сам Господь. Мы кто? Мы можем Слово Божие нести своими действиями. По организации: для меня ясно, что создавать ее надо. Инициативная группа как таковая уже собралась. Может быть, надо еще пять-семь человек выбрать; тех, кто реально чувствует, что время у них для конкретной работы будет. Согласовать время, прийти и потратить два-три дня на определение программы тактики и программы стратегии, т.е. тех задач, которые в принципе могут быть решены. Найти все минусы и плюсы. Плюсы увеличить. А от минусов постараться избавиться. И я согласен со Светланой в том, что руководителем общественной православной организации должен быть священник, который с точки зрения православной церкви будет прорисовывать все вопросы.

В среду 19 февраля в 18.00 в епархиальном управлении состоялось первое собрание комитета Православного Молодежного Движения Приморья.

Рассказывает Ольга Тимофеева:
- Встреча началась с молебна (служил о. Иннокентий), в котором ребята испрашивали Божьего благословения на начало трудов. Затем обсуждались ближайшая программа действий и ряд организационных вопросов, в том числе и касательно Всероссийского Молодежного Православного Движения. Сюда вошли знакомство с уставами общественных организаций уже действующих на территории РФ, с юридической и нормативно-структурной базой; оглашались вопросы обеспечения и финансирования, причем все это происходило достаточно бурно: вносились коррективы и поправки, что-то принималось, что-то исключалось. Почему? Ребята заинтересованы в том, чтобы организация опиралась на законодательную структуру и была серьезным действующим юридическим лицом в жизни города или даже – если Бог даст – края. Кроме того, поскольку на сегодняшний день достаточно много епархий имеют свои молодежные центры, то мы надеемся в будущем активно с ними сотрудничать.
Другой пункт, который не оставил безучастным никого, - это обсуждение реального служения, т.е. того, чем мы можем быть полезны для города, для людей во Славу Божию уже сегодня. И для каждого нашлось свое дело, что очень важно. Были выбраны направления. Это социальное служение, миссионерская деятельность, информационно-издательское направление, творческое, по экологии, туризму и спорту; причем некоторые из них уже предоставили фронт работ. Всех заинтересовавшихся просим обращаться в комитет. По средам в 18.00 каждый из пришедших на встречу сможет более подробно ознакомиться с деятельностью молодежного центра.
Хочу также отметить, что на собрании был вынесен на обсуждение проект проведения фестиваля народного творчества православных культурных традиций, благодаря чему будут привлечены учащиеся школ и студенты вузов.
Еще раз обращаю ваше внимание на то, что не только воцерковленный молодой человек найдет у нас себе применение, но и любой жаждущий и стремящийся приобщиться к православию, но по каким-то причинам не имеющий твердой решимости переступить через собственный страх и недопонимание. Пожалуйста, приходите, общайтесь с ровесниками, участвуйте в работе центра, и Господь поможет вам обрести друзей и открыть много нового в себе.

В газете открывается рубрика: “Почтовый ящик”, где желающие могут в письменной форме рассказать о проблемах или радостях и могут испросить совета у священников и своих ровесников.

Принимайте активное участие! Заявляйте о себе. Мы будем рады знакомству. Быть может, следующий номер будет содержать статью о вашей работе, о вашем участии в общем деле воцерковления молодежи.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх