Публикации

«Предпразднуем, людие, Христово Рождество…»

Дата публикации 02.01.2016   Количество просмотров 4314

20 декабря/ 2 января Предпразднство Рождества Христова.

Предпразднство Рождества Христово в 2016 году проходит с 2 по 6 января. В эти дни внутренне готовятся к празднику Рождества Христова. Как некоторые другие двунадесятые праздники, Рождество Христово, имеет дни предпразднства и попразднства, но при этом Рождество Христво самый продолжительный — пять дней предпразднства и шесть попразднства, что показывает значимость события. Предпразднство Рождества следует проводить в ожидании. Это внутренняя подготовка, рассуждения и размышления о событиях и участников связанных с рождением Спасителя. Так же в это время в Храме на богослужении начинают читают молитвы посвященные Рождеству.

Служба первого дня предпразднства Рождества Христова (2 января), длящегося 5 дней, обычно начинается такими словами:

«Предпразднуем, людие, Христово Рождество и, вознесше ум к Вифлеему, вознесемся мыслию: и усмотрим Деву душевными очами, идущую родити в вертепе всех Господа и Бога нашего».

А в конце богослужения звучит проникновенная стихира, имеющая свой особенный, приуроченный только к ее собственному тексту, напев, который, впрочем, далеко не во всех храмах исполняется:

«Ангельския предыдите силы; иже в Вифлееме, уготовайте ясли. Слово бо раждается, мудрость происходит; приемлет целование Церковь на радость Богородицы. Людие, рцем: благословен Пришедый, Боже наш, слава Тебе!»

По-русски можно было бы перевести так:

Ангельские предшествуйте, силы;

Те, кто в Вифлееме, ясли готовьте!

Ведь Слово рождается, мудрость приходит.

Прими целование, Церковь,

На радость Богородицы. Люди, воскликнем:

«Благословен Пришедший нас ради,

Боже наш, слава Тебе!»

Все четыре дня со 2 по 5 января, кроме сочельника, звучит ключевое песнопение, тропарь предпразднства:

«Готовися Вифлееме, отверзися всем, Едеме. Красуйся, Евфрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы. Рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже божественный сад. От негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается, прежде падший возставити образ».

Уточненный русский перевод:

«Готовься, Вифлеем, – открыт всем Едем! Готов будь, Евфрафа, ибо древо жизни в пещере процвело от Девы. Чрево же Ее явилось мысленным раем, в котором – отрасль божественная. От неё вкушая, будем живы и не умрем, как умер Адам. Христос рождается, прежде падший Восставивший образ!».

Основная мысль всех богослужений этих дней предпразднства – о снисхождении Бога к людям. Причем говорится не только о неизреченной тайне этого снисхождения, но проводится мысль, что Сын Божий, став сыном Человеческим, с первых дней Своей земной жизни вступает в борьбу с «князем мира сего», пытающегося противостать делу спасения людей и уничтожить его еще в зародыше. Совсем скоро по рождении Христовом будут первые невинные страдальцы, мученики за Христа – Вифлеемские младенцы, от двух лет и ниже… (Мф. 2, 16). В канонах Малого повечерия этих дней, если оно служится в дополнение к вседневной вечерне и утрене, раскрывается как раз этот образ неистового в своей злобе Ирода и его иудейских советников. Причем составлены они по образцу канонов Великой среды и Великого четверга Страстной седмицы, так что образ Ирода и его окружения занимают здесь место, какое имеет Иуда с его «соборищем иудейским» в песнопениях Страстной. Вплоть до повечерия последнего дня, сочельника, когда поются измененные ирмосы Великой Субботы: «Волною морскою скрывшаго древле, гонителя мучителя, в яслех сокрываемаго убити ищет Ирод, но мы с волхвы поим: Господеви воспоим, славно бо прославися». В дни предпразднства, опять-таки по аналогии со Страстной седмицей, усиливается пост, достигая наибольшей строгости в последний день навечерия Рождества Христова или сочельника. Вкушение пищи по уставу полагается один раз в день, после вечерни с Литургией, когда в храме уже будут пропеты тропарь и кондак празднику. На трапезе полагается «сочиво обварено, или кутия с медом». Отсюда происходит и само название дня – «сочевник», или, искаженное в просторечии, «сочельник». Кутия обычно вкушается в честь либо памяти мучеников (как коливо в память вмч. Феодора Тирона в пятницу первой седмицы Великого поста), либо при поминовении усопших. Таким образом, в сочельник совмещается и то, и другое: в новорожденном Младенце предузнается и Агнец Божий, берущий грехи мира и ведомый на заклание, и трехдневный мертвец, которому волхвы в числе прочих даров принесли и смирну… В последний день предпразднства нарастает внимание к конкретным обстоятельствам Рождества Христова и участникам этого события, и, в отличие от тропаря «Готовися, Вифлееме…», раскрывающего таинственный, богословский смысл ожидаемого празднования, тропарь сочельника звучит так:

«Написовашеся иногда со старцем Иосифом яко от Семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное рождение: наста же время Рождества, и место ни единоже бе обиталищу: но якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается, прежде падший воскресити образ».

Русский перевод: «Однажды отметилась в переписи со старцем Иосифом, как происходящая от семени Давида, в Вифлееме Мария, имеющая во чреве бессеменно зачатый плод. Настало же время рождения, и не было нигде им места для пристанища, но как красная палата, явилась Царице пещера. Христос рождается, дабы воскресить прежде падший образ (Адамов)»

Особенное место в богослужении сочельника занимают так называемые великие, или «царские», часы (часы навечерия). Они не присоединяются к другим службам, как обычно (1-й час к утрени, 3-й и 6-й перед Литургией, 9-й перед вечерней), а составляют специальную отдельную службу. В большинстве случаев они вычитываются и отчасти выпеваются рано поутру в день сочельника перед совершением Литургии Василия Великого. Но бывает и иной ход службы, случающийся примерно раз в 5-6 лет, когда сочельник совпадает с субботой или воскресеньем. Поскольку субботние и воскресные дни в Церкви выделяются среди прочих, и они по своему характеру не постные, а праздничные, тогда как день сочельника самый строгий в постном отношении, а богослужение его напоминает отчасти Великий Пяток страстной седмицы, то в случае совпадения последнего дня перед Рождеством с субботой или воскресеньем часы навечерия Рождества переносятся на пятницу, и в этот день Литургия не совершается вообще. Тогда в субботу (или воскресенье) сочельника поутру служится обычная Литургия (Иоанна Златоуста), предваряемая простыми часами (3-м и 6-м). Часы навечерия называются великими или царскими, в виду их исключительной непохожести на обычные и торжественности их совершения ( в Византии на таких службах могли присутствовать императоры). В службу каждого часа входят по 3 псалма, которые не меняются (1-й час: пс. 5, 89, 100; 3-й час: пс. 16, 24, 50; 6-й час: пс. 53, 54, 90; 9-й час: пс. 83, 84, 85). Но в данном богослужении остается только один обычный псалом, а два другие заменяются на мессианские, пророческие: 44 и 45 на 1-м часе, 66 и 86 на 3-м часе, 71 и 131 на 6-м, 109 и 110 на 9-м. Затем следуют специальные рождественские песнопения (стихиры), после чего читается сначала пророчество из Ветхого Завета (паримия), затем отрывок из апостольского послания и из Евангелия.

Священник Филипп Парфенов (сайт "Правмир")

Теги:
Рождество


Читать все


Новости по теме

Рождественские традиции и торжества в храме Рождества Христова
13.01.2025
В преддверии праздника Рождества Христова прихожане храма Рождества Христова по традиции украсили территорию и сам храм, наполнив его праздничной атмосферой.
Святки в Никольском храме на полуострове Диомид
12.01.2025
12 января 2025 года, после литургии в Храме Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, состоялся Рождественский праздник.
Слушатели Центра подготовки церковных специалистов завершили экзаменационную сессию
11.01.2025
9 января 2025 года завершилась экзаменационная сессия у слушателей первого курса «Основы православного вероучения» Центра подготовки церковных специалистов Владивостокской епархии.
Рождественский праздник в Епархиальной воскресной школе «Серафимов ручеек»
11.01.2025
8 января 2025 года в Епархиальной воскресной школе «Серафимов ручеек» состоялся радостный Рождественский праздник. Педагоги и родители школы оформили учебный класс в праздничной Рождественской тематике.
Митрополичья ёлка «Удивительная Рождественская история Кая и Герды» порадовала жителей Владивостока
10.01.2025
10 января 2025 года в Концерт Холле Владивостока при поддержке администрации Приморского края состоялась долгожданная митрополичья ёлка под названием «Удивительная Рождественская история Кая и Герды».

Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Митрополит Владимир: «Не нужно бояться говорить о государствообразующей роли русского народа»
11.10.2024
Доклад митрополита Владивостокского и Приморского Владимира на Первом Приморском Межконфессиональном форуме   (Владивосток, 11 октября 2024 г.) Уважаемые организаторы, участники и гости форума!   Сердечно приветствую всех присутствующих,
«Вас беспокоит управляющий делами» или как не стать жертвой украинских мошенников
16.08.2024
В нынешнее неспокойное время множество наших граждан попадаются на уловки телефонных мошенников, действия которых все чаще напоминают действия наиболее радикальных деструктивных сект.

Популярное

Глава Приморской митрополии совершил Божественную литургию в храме праведного Иоанна Кронштадтского
02.01.2025
2 января 2025 года, в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, митрополит Владивостокский и Приморский Павел совершил Божественную литургию в Иоанно-Кронштадском храме.
В праздник Рождества Христова глава Приморской митрополии совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе
06.01.2025
В ночь с 6 на 7 января 2025 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Владивостокский и Приморский Павел совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе.

Наверх