Публикации

«Предпразднуем, людие, Христово Рождество…»

Дата публикации 02.01.2016   Количество просмотров 4098

20 декабря/ 2 января Предпразднство Рождества Христова.

Предпразднство Рождества Христово в 2016 году проходит с 2 по 6 января. В эти дни внутренне готовятся к празднику Рождества Христова. Как некоторые другие двунадесятые праздники, Рождество Христово, имеет дни предпразднства и попразднства, но при этом Рождество Христво самый продолжительный — пять дней предпразднства и шесть попразднства, что показывает значимость события. Предпразднство Рождества следует проводить в ожидании. Это внутренняя подготовка, рассуждения и размышления о событиях и участников связанных с рождением Спасителя. Так же в это время в Храме на богослужении начинают читают молитвы посвященные Рождеству.

Служба первого дня предпразднства Рождества Христова (2 января), длящегося 5 дней, обычно начинается такими словами:

«Предпразднуем, людие, Христово Рождество и, вознесше ум к Вифлеему, вознесемся мыслию: и усмотрим Деву душевными очами, идущую родити в вертепе всех Господа и Бога нашего».

А в конце богослужения звучит проникновенная стихира, имеющая свой особенный, приуроченный только к ее собственному тексту, напев, который, впрочем, далеко не во всех храмах исполняется:

«Ангельския предыдите силы; иже в Вифлееме, уготовайте ясли. Слово бо раждается, мудрость происходит; приемлет целование Церковь на радость Богородицы. Людие, рцем: благословен Пришедый, Боже наш, слава Тебе!»

По-русски можно было бы перевести так:

Ангельские предшествуйте, силы;

Те, кто в Вифлееме, ясли готовьте!

Ведь Слово рождается, мудрость приходит.

Прими целование, Церковь,

На радость Богородицы. Люди, воскликнем:

«Благословен Пришедший нас ради,

Боже наш, слава Тебе!»

Все четыре дня со 2 по 5 января, кроме сочельника, звучит ключевое песнопение, тропарь предпразднства:

«Готовися Вифлееме, отверзися всем, Едеме. Красуйся, Евфрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы. Рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже божественный сад. От негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается, прежде падший возставити образ».

Уточненный русский перевод:

«Готовься, Вифлеем, – открыт всем Едем! Готов будь, Евфрафа, ибо древо жизни в пещере процвело от Девы. Чрево же Ее явилось мысленным раем, в котором – отрасль божественная. От неё вкушая, будем живы и не умрем, как умер Адам. Христос рождается, прежде падший Восставивший образ!».

Основная мысль всех богослужений этих дней предпразднства – о снисхождении Бога к людям. Причем говорится не только о неизреченной тайне этого снисхождения, но проводится мысль, что Сын Божий, став сыном Человеческим, с первых дней Своей земной жизни вступает в борьбу с «князем мира сего», пытающегося противостать делу спасения людей и уничтожить его еще в зародыше. Совсем скоро по рождении Христовом будут первые невинные страдальцы, мученики за Христа – Вифлеемские младенцы, от двух лет и ниже… (Мф. 2, 16). В канонах Малого повечерия этих дней, если оно служится в дополнение к вседневной вечерне и утрене, раскрывается как раз этот образ неистового в своей злобе Ирода и его иудейских советников. Причем составлены они по образцу канонов Великой среды и Великого четверга Страстной седмицы, так что образ Ирода и его окружения занимают здесь место, какое имеет Иуда с его «соборищем иудейским» в песнопениях Страстной. Вплоть до повечерия последнего дня, сочельника, когда поются измененные ирмосы Великой Субботы: «Волною морскою скрывшаго древле, гонителя мучителя, в яслех сокрываемаго убити ищет Ирод, но мы с волхвы поим: Господеви воспоим, славно бо прославися». В дни предпразднства, опять-таки по аналогии со Страстной седмицей, усиливается пост, достигая наибольшей строгости в последний день навечерия Рождества Христова или сочельника. Вкушение пищи по уставу полагается один раз в день, после вечерни с Литургией, когда в храме уже будут пропеты тропарь и кондак празднику. На трапезе полагается «сочиво обварено, или кутия с медом». Отсюда происходит и само название дня – «сочевник», или, искаженное в просторечии, «сочельник». Кутия обычно вкушается в честь либо памяти мучеников (как коливо в память вмч. Феодора Тирона в пятницу первой седмицы Великого поста), либо при поминовении усопших. Таким образом, в сочельник совмещается и то, и другое: в новорожденном Младенце предузнается и Агнец Божий, берущий грехи мира и ведомый на заклание, и трехдневный мертвец, которому волхвы в числе прочих даров принесли и смирну… В последний день предпразднства нарастает внимание к конкретным обстоятельствам Рождества Христова и участникам этого события, и, в отличие от тропаря «Готовися, Вифлееме…», раскрывающего таинственный, богословский смысл ожидаемого празднования, тропарь сочельника звучит так:

«Написовашеся иногда со старцем Иосифом яко от Семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное рождение: наста же время Рождества, и место ни единоже бе обиталищу: но якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается, прежде падший воскресити образ».

Русский перевод: «Однажды отметилась в переписи со старцем Иосифом, как происходящая от семени Давида, в Вифлееме Мария, имеющая во чреве бессеменно зачатый плод. Настало же время рождения, и не было нигде им места для пристанища, но как красная палата, явилась Царице пещера. Христос рождается, дабы воскресить прежде падший образ (Адамов)»

Особенное место в богослужении сочельника занимают так называемые великие, или «царские», часы (часы навечерия). Они не присоединяются к другим службам, как обычно (1-й час к утрени, 3-й и 6-й перед Литургией, 9-й перед вечерней), а составляют специальную отдельную службу. В большинстве случаев они вычитываются и отчасти выпеваются рано поутру в день сочельника перед совершением Литургии Василия Великого. Но бывает и иной ход службы, случающийся примерно раз в 5-6 лет, когда сочельник совпадает с субботой или воскресеньем. Поскольку субботние и воскресные дни в Церкви выделяются среди прочих, и они по своему характеру не постные, а праздничные, тогда как день сочельника самый строгий в постном отношении, а богослужение его напоминает отчасти Великий Пяток страстной седмицы, то в случае совпадения последнего дня перед Рождеством с субботой или воскресеньем часы навечерия Рождества переносятся на пятницу, и в этот день Литургия не совершается вообще. Тогда в субботу (или воскресенье) сочельника поутру служится обычная Литургия (Иоанна Златоуста), предваряемая простыми часами (3-м и 6-м). Часы навечерия называются великими или царскими, в виду их исключительной непохожести на обычные и торжественности их совершения ( в Византии на таких службах могли присутствовать императоры). В службу каждого часа входят по 3 псалма, которые не меняются (1-й час: пс. 5, 89, 100; 3-й час: пс. 16, 24, 50; 6-й час: пс. 53, 54, 90; 9-й час: пс. 83, 84, 85). Но в данном богослужении остается только один обычный псалом, а два другие заменяются на мессианские, пророческие: 44 и 45 на 1-м часе, 66 и 86 на 3-м часе, 71 и 131 на 6-м, 109 и 110 на 9-м. Затем следуют специальные рождественские песнопения (стихиры), после чего читается сначала пророчество из Ветхого Завета (паримия), затем отрывок из апостольского послания и из Евангелия.

Священник Филипп Парфенов (сайт "Правмир")

Теги:
Рождество


Читать все


Новости по теме

Большой Рождественский концерт состоялся на Приморской сцене Мариинского театра
18.01.2024
17 января 2024 года на Приморской сцене Мариинского театра состоялся Большой Рождественский концерт, организованный Владивостокской епархией совместно с Приморским филиалом театра.
Глава митрополии и губернатор Приморского края поздравили с Рождеством Христовым юных участников Рождественской архиерейской елки
12.01.2024
12 января 2024 года по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Владимира на сцене концертного зала «ФЕСКО-Холл» состоялась Рождественская архиерейская елка «Удивительная Рождественская история».

Приглашаем принять участие в конкурсе детского творчества «СВЕТ РОЖДЕСТВА»
13.12.2022
Отдел религиозного образования и катехизации Владивостокской епархии Русской Православной Церкви приглашает принять участие в краевом конкурсе детского творчества  «Свет Рождества» , который проводится в Приморском крае с 2010 года
В праздничный день прихожане собрались в Духовно-просветительском центре Покровского собора
24.09.2019
Владивосток. 21 сентября, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, игумен Тихон (Иршенко) совершил раннюю Божественную литургию в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского . Поздняя литургия прошла в Покровском соборе . С проповедью
В Хороле освятили новый иконостас, возведенный в канун престольного праздника
24.09.2019
Хороль. 21 сентября жители села собрались в храме Рождества Пресвятой Богородицы , чтобы почтить Матерь Господа нашего Иисуса Христа. После Божественной литургии настоятель храма игумен Роман (Медведев) освятил новый иконостас, возведенный усилиями

Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Богословский факультет Российского православного университета святого Иоанна Богослова объявляет набор абитуриентов на 2024/ 2025 учебный год
23.04.2024
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Российский православный университет святого Иоанна Богослова объявляет набор абитуриентов на богословский факультет по программам «Богословие, государство,
Митрополит Владимир: «Исторические пути Православия в Приморье тесно переплетены с освоением юга Дальнего Востока России»
03.04.2024
3 апреля 2024 года митрополит Владивостокский и Приморский Владимир выступил с докладом на пленарном заседании научно-практической конференции «Богословие, Церковь в прошлом и настоящем: актуальные вопросы», посвященной 125-летию Владивостокской епархии

Популярное

Во Владивостокском епархиальном управлении проходит учебный курс «Социальное проектирование православного прихода»
29.03.2024
По благословению митрополита Владивостокского и Приморского Владимира во Владивостокском епархиальном управлении проходит учебный курс «Социальное проектирование православного прихода».
Священник посетил с проповедью центр содействия семейному устройству детей и исправительные учреждения
28.03.2024
В рамках мероприятий, посвященных празднованию Дня православной книги иерей Владимир Коротких посетил с проповедью КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Спасска-Дальнего»

Наверх