Публикации

«Предпразднуем, людие, Христово Рождество…»

Дата публикации 02.01.2016   Количество просмотров 3025

20 декабря/ 2 января Предпразднство Рождества Христова.

Предпразднство Рождества Христово в 2016 году проходит с 2 по 6 января. В эти дни внутренне готовятся к празднику Рождества Христова. Как некоторые другие двунадесятые праздники, Рождество Христово, имеет дни предпразднства и попразднства, но при этом Рождество Христво самый продолжительный — пять дней предпразднства и шесть попразднства, что показывает значимость события. Предпразднство Рождества следует проводить в ожидании. Это внутренняя подготовка, рассуждения и размышления о событиях и участников связанных с рождением Спасителя. Так же в это время в Храме на богослужении начинают читают молитвы посвященные Рождеству.

Служба первого дня предпразднства Рождества Христова (2 января), длящегося 5 дней, обычно начинается такими словами:

«Предпразднуем, людие, Христово Рождество и, вознесше ум к Вифлеему, вознесемся мыслию: и усмотрим Деву душевными очами, идущую родити в вертепе всех Господа и Бога нашего».

А в конце богослужения звучит проникновенная стихира, имеющая свой особенный, приуроченный только к ее собственному тексту, напев, который, впрочем, далеко не во всех храмах исполняется:

«Ангельския предыдите силы; иже в Вифлееме, уготовайте ясли. Слово бо раждается, мудрость происходит; приемлет целование Церковь на радость Богородицы. Людие, рцем: благословен Пришедый, Боже наш, слава Тебе!»

По-русски можно было бы перевести так:

Ангельские предшествуйте, силы;

Те, кто в Вифлееме, ясли готовьте!

Ведь Слово рождается, мудрость приходит.

Прими целование, Церковь,

На радость Богородицы. Люди, воскликнем:

«Благословен Пришедший нас ради,

Боже наш, слава Тебе!»

Все четыре дня со 2 по 5 января, кроме сочельника, звучит ключевое песнопение, тропарь предпразднства:

«Готовися Вифлееме, отверзися всем, Едеме. Красуйся, Евфрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы. Рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже божественный сад. От негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается, прежде падший возставити образ».

Уточненный русский перевод:

«Готовься, Вифлеем, – открыт всем Едем! Готов будь, Евфрафа, ибо древо жизни в пещере процвело от Девы. Чрево же Ее явилось мысленным раем, в котором – отрасль божественная. От неё вкушая, будем живы и не умрем, как умер Адам. Христос рождается, прежде падший Восставивший образ!».

Основная мысль всех богослужений этих дней предпразднства – о снисхождении Бога к людям. Причем говорится не только о неизреченной тайне этого снисхождения, но проводится мысль, что Сын Божий, став сыном Человеческим, с первых дней Своей земной жизни вступает в борьбу с «князем мира сего», пытающегося противостать делу спасения людей и уничтожить его еще в зародыше. Совсем скоро по рождении Христовом будут первые невинные страдальцы, мученики за Христа – Вифлеемские младенцы, от двух лет и ниже… (Мф. 2, 16). В канонах Малого повечерия этих дней, если оно служится в дополнение к вседневной вечерне и утрене, раскрывается как раз этот образ неистового в своей злобе Ирода и его иудейских советников. Причем составлены они по образцу канонов Великой среды и Великого четверга Страстной седмицы, так что образ Ирода и его окружения занимают здесь место, какое имеет Иуда с его «соборищем иудейским» в песнопениях Страстной. Вплоть до повечерия последнего дня, сочельника, когда поются измененные ирмосы Великой Субботы: «Волною морскою скрывшаго древле, гонителя мучителя, в яслех сокрываемаго убити ищет Ирод, но мы с волхвы поим: Господеви воспоим, славно бо прославися». В дни предпразднства, опять-таки по аналогии со Страстной седмицей, усиливается пост, достигая наибольшей строгости в последний день навечерия Рождества Христова или сочельника. Вкушение пищи по уставу полагается один раз в день, после вечерни с Литургией, когда в храме уже будут пропеты тропарь и кондак празднику. На трапезе полагается «сочиво обварено, или кутия с медом». Отсюда происходит и само название дня – «сочевник», или, искаженное в просторечии, «сочельник». Кутия обычно вкушается в честь либо памяти мучеников (как коливо в память вмч. Феодора Тирона в пятницу первой седмицы Великого поста), либо при поминовении усопших. Таким образом, в сочельник совмещается и то, и другое: в новорожденном Младенце предузнается и Агнец Божий, берущий грехи мира и ведомый на заклание, и трехдневный мертвец, которому волхвы в числе прочих даров принесли и смирну… В последний день предпразднства нарастает внимание к конкретным обстоятельствам Рождества Христова и участникам этого события, и, в отличие от тропаря «Готовися, Вифлееме…», раскрывающего таинственный, богословский смысл ожидаемого празднования, тропарь сочельника звучит так:

«Написовашеся иногда со старцем Иосифом яко от Семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное рождение: наста же время Рождества, и место ни единоже бе обиталищу: но якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается, прежде падший воскресити образ».

Русский перевод: «Однажды отметилась в переписи со старцем Иосифом, как происходящая от семени Давида, в Вифлееме Мария, имеющая во чреве бессеменно зачатый плод. Настало же время рождения, и не было нигде им места для пристанища, но как красная палата, явилась Царице пещера. Христос рождается, дабы воскресить прежде падший образ (Адамов)»

Особенное место в богослужении сочельника занимают так называемые великие, или «царские», часы (часы навечерия). Они не присоединяются к другим службам, как обычно (1-й час к утрени, 3-й и 6-й перед Литургией, 9-й перед вечерней), а составляют специальную отдельную службу. В большинстве случаев они вычитываются и отчасти выпеваются рано поутру в день сочельника перед совершением Литургии Василия Великого. Но бывает и иной ход службы, случающийся примерно раз в 5-6 лет, когда сочельник совпадает с субботой или воскресеньем. Поскольку субботние и воскресные дни в Церкви выделяются среди прочих, и они по своему характеру не постные, а праздничные, тогда как день сочельника самый строгий в постном отношении, а богослужение его напоминает отчасти Великий Пяток страстной седмицы, то в случае совпадения последнего дня перед Рождеством с субботой или воскресеньем часы навечерия Рождества переносятся на пятницу, и в этот день Литургия не совершается вообще. Тогда в субботу (или воскресенье) сочельника поутру служится обычная Литургия (Иоанна Златоуста), предваряемая простыми часами (3-м и 6-м). Часы навечерия называются великими или царскими, в виду их исключительной непохожести на обычные и торжественности их совершения ( в Византии на таких службах могли присутствовать императоры). В службу каждого часа входят по 3 псалма, которые не меняются (1-й час: пс. 5, 89, 100; 3-й час: пс. 16, 24, 50; 6-й час: пс. 53, 54, 90; 9-й час: пс. 83, 84, 85). Но в данном богослужении остается только один обычный псалом, а два другие заменяются на мессианские, пророческие: 44 и 45 на 1-м часе, 66 и 86 на 3-м часе, 71 и 131 на 6-м, 109 и 110 на 9-м. Затем следуют специальные рождественские песнопения (стихиры), после чего читается сначала пророчество из Ветхого Завета (паримия), затем отрывок из апостольского послания и из Евангелия.

Священник Филипп Парфенов (сайт "Правмир")

Теги:
Рождество


Читать все


Новости по теме

Шоу столичного уровня показали гостям митрополичьей елки в Приморье. Видеорепортаж Ольги Катренко
15.01.2019
По сюжету, звери всех приморских заповедников объединяются, чтобы рассказать малышам библейскую историю. Нескучно, ярко, подобно свету Вифлеемской звезды
Митрополит Владимир совершил литургию в Никольском храме
14.01.2019
Владивосток. 14 января 2018 года в день памяти святителя Василия Великого и в праздник обрезания Господня Божественную Литургию в храме святителя Николая чудотворца возглавил митрополит Владивостокский и Приморский Владимир . Его
Репортаж с Митрополичьей елки
13.01.2019
«Вести: Приморье» показали на федеральных телеканалах сюжет о праздничной театрализованной постановке
Архиерей епархии возглавил служение в Никольском кафедральном соборе
13.01.2019
Новый архипастырь впервые посетил Никольский кафедральный собор — один из старейших приходов Владивостока, службы в котором проводились даже в годы богоборчества.
Губернатор Олег Кожемяко поздравил жителей Приморья с Рождеством
08.01.2019
В рождественскую ночь губернатор Приморья Олег Кожемяко принял участие в торжественной литургии, которая прошла в Покровском соборе Владивостока. В главный (пока еще) действующий храм приморской столицы этой ночью пришло
Пациентов Тысячекоечной больницы поздравили с Рождеством
08.01.2019
Владивосток.  7 января 2019 года в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Владивостокской епархии протоиерей Александр Талько совершил

Мы в соцсетях

Другие новости раздела

«Воскресение Христово — это событие поистине вселенского масштаба...»
28.04.2019
Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир направил Пасхальное послание клиру, монашествующим и всей боголюбивой пастве Владивостокской епархии.
Страсти Христовы в судьбе освобожденного разбойника...
22.04.2019
В кинотеатрах Владивостока 25 апреля пройдет общероссийская премьера фильма «Варавва». Кинолента предлагает новое видение крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. Евангельскую историю Страстей мы наблюдаем глазами разбойника Вараввы...
Матушка Мария ― первая игумения Марфо-Мариинского женского монастыря
02.04.2019
Сердечно поздравляем игумению Марию (Пономарёву) со знаменательным юбилеем — 80-летием со дня рождения!
Прихожане храма св.мц. Татианы  поздравили настоятеля с юбилеем
26.03.2019
24 марта 2019 г. отметил свой 50-летний юбилей настоятель храма в честь святой мученицы Татианы протоиерей Максим Романенко.

Популярное

Владивосток — в числе городов, где проходит премьерный показ фильма «Варавва» (по 7 мая)
27.04.2019
Киносеансы исторической драмы, снятой на тему Страстей Господних, пройдут вплоть до 7 мая в кинотеатре «Океан».
Пасхальный крестный ход объединил около 2000 православных приморцев
28.04.2019
В праздник Светлого Христова Воскресения, 28 апреля 2019 года, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир и епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии,  возглавили Пасхальный крестный ход
В Великую Субботу митрополит Владимир совершил Литургию Василия Великого в Покровском соборе
27.04.2019
На богослужении Великой Субботы, перед Светлым праздником Пасхи Христовой, вспоминается весь долгий путь к Воскресению — в частности, читаются фрагменты (паримии) из Ветхого Завета.

Наверх