Публикации

о.Павел Сержантов: "Защитник Иисусовой молитвы"

Дата публикации 13.04.2016   Количество просмотров 5498

Диакон Павел Сержантов  - кандидат философских наук, доцент  кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ (г. Москва), автор книг «Исихастская антропология о временном и вечном», «Православие и харизматизм» прочитает курс лекций в ДВФУ «Православная духовность в контексте религиозных традиций и новых религиозных движений». Для всех желающих Миссионерский отдел епархии дополнительно проводит в актовом зале епархиального управления 18 апреля лекцию о. Павла Сержантова «Духовные миры пятидесятников глазами православного христианина». Начало 18.00. 

Предлагаем статью отца диакона Павла Сержантова 

Защитник Иисусовой молитвы

Преподобный Паисий Величковский завершил свой земной путь 28 ноября, если считать по новому стилю. На его долю выпала большая честь – защищать молитву Иисусову. От кого? От иноверцев или от инославных ругателей? Увы, от своих. Православные христиане не все понимают, в чем ценность Иисусовой молитвы. И ценность всего остального подвижнического опыта исихастов, если брать шире. Во времена преподобного Паисия такие непонимающие критики были. И сейчас есть, и до Паисия встречались. Святителю Григорию Паламе в XIV веке тоже довелось встать на защиту Иисусовой молитвы.

Защита на все времена

Критерием правильной духовной жизни для православных христиан являются Святые Отцы, которых почитают преемниками и надежными толкователями Апостолов Христовых. Неудивительно, что свою защиту Иисусовой молитвы преподобный Паисий построил на учении Апостолов и Святых Отцов.

Пересказывать всю его защиту времени нет, упомяну лишь один фрагмент. В нём святой Паисий вчитывается в Нагорную проповедь Господа Иисуса Христа, где дано особое учение о молитве. Как мы помним, Господь сравнивает лицемерную молитву с молитвой истинной и заповедует Своему слушателю: «Ты же егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже втайне, и Отец твой, видяй втайне, воздаст тебе яве» (Мф. 6:6).

По этому поводу преподобный Паисий обращается к библейским толкованиям святителя Иоанна Златоуста. Процитированные Христовы слова, как замечает отец Паисий, «святой Иоанн Златоуст, в беседе девятнадцатой на Евангелие от Матфея, Богоданною Святого Духа премудростью относит не к той молитве, которая произносится одними только устами и языком: но к самой тайной, безгласной, из глубины сердца посылаемой молитве, которую он учит совершать не действиями тела, и не криком голоса, но… сокрушением мыслей и внутренними слезами, с… затворением мысленных дверей» [1].

Ход мысли преподобного Паисия ясен до конца. Тайная молитва, о которой заповедовал Сам Господь, – это молитва из глубины сердца, как толкует святитель Иоанн. Иисусова молитва и является тем духовным путем, который постепенно приводит человека к молитве из глубины сердца. Такой путь нельзя подвергать несправедливой критике и хулить. Если кто-то шел путем Иисусовой молитвы и сначала сбился с него, потом заблудился и впал в прелесть, это печально. Однако же виновата в печальном событии не Иисусова молитва, а – те, кто неправильно ее совершают, «незаконно подвизаются».

О чем это говорит?

Ограничиться сказанным о Нагорной проповеди и толкованиях Златоуста никак нельзя. И захочешь, да нельзя. Кое-что еще надо разъяснить. Во-первых, о чем в Евангелии говорит Спаситель? О лицемерах, которые творят молитвы напоказ, на улицах, чтобы их видел народ и воздавал им честь как великим молитвенникам (См. Мф. 6:5). Поэтому в комментарии на этот стих Иоанн Златоуст и замечает: «Молящихся с тщеславием Он называет лицемерами» [2].

Страсть тщеславия не дает человеку молиться. По-своему это объясняет святитель Иоанн: во время молитвы тщеславный человек смотрит на людей, а должен бы взирать на Единого Бога, к Которому обращается.

Во-вторых, Спаситель предлагает действенное средство против тщеславия: «Вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже втайне». И Спаситель обещает награду, не от людей, а от Бога.

Златоуст оговаривает, что предложенное средство не только внешнее, но и внутреннее: «Бог везде смотрит на цель дел. Если и в клеть войдешь и затворишь за собою двери, а сделаешь это напоказ, то и затворенные двери не принесут тебе никакой пользы…Итак, хотя бы ты затворил двери, Он желает, чтобы ты, прежде чем затворить их, изгнал из себя тщеславие, и заключил двери сердца твоего» [3].

Помимо внешнего ухода с улицы в клеть, то есть в дом, есть еще внутренний уход – от тщеславной жизни на людях в сердце, во внутреннюю клеть. Нужно затворить двери сердца от тщеславия и с «сокрушением сердца» открыть тайники своего сердца Богу. Эта молитва может быть беззвучной, без всяких внешних проявлений, но она угодна Богу.

Хорошо. Пусть в этой молитве не произносится ни один звук, но слова какие-то в ней есть, пусть они даже произносятся только про себя. Какие это слова? Конечно, это молитва «Отче наш» (Мф. 6:9-13). Так в Евангелии и так у Иоанна Златоуста. А у преподобного Паисия?.. Это молитва Иисусова. Преподобный старается защитить именно эту молитву, – слава Богу, на молитву «Отче наш» тогда из христиан никто не нападал.

По принципу молитвы Господней

Преподобный Паисий «пошел на риск», когда слова о молитве Господней у Иоанна Златоуста отнес молитве Иисусовой. Любой формалист его обвинит в том, что предмет спора подменен. Не будем формалистами. Лучше приглядимся к обеим молитвам, сравним их. Разница между ними налицо. Молитва Иисусова (Господи Иисусе Христе, помилуй мя) сформировалась через полтысячи лет после того, как Господь произнес Нагорную проповедь и дал молитву «Отче наш».

Однако принципы, которые лежат в основе Иисусовой молитвы, знакомы нам по Евангелию.

  1. Вспомним: «Вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися». Иисусова молитва, прежде всего, – келейная, домашняя, не храмовая, не принародная. Можно бы привести исихастские наставления, в которых отчетливо дышит евангельское слово о вхождении в келью, затворении двери. Одним словом, исихастами создаютсяусловия, при которых человек не отвлекается от молитвы, не смотрит по сторонам, не слышит посторонних разговоров. Внимание на молитве очень нужно нам всем.
  2. Господь предостерегал молящихся от опасностей тщеславия. В практике молитвы Иисусовой считается обязательным не только понуждать себя на молитву, но и бороться с тщеславием. И не только с тщеславием, но и бороться со всеми другими страстями. Любая страсть мешает молитве. Многие знают это на примере страсти тщеславия, гнева, уныния…
  3. Бороться со страстями нам всегда помогает покаяние. Евангельская весть начинается призывом: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие небесное» (Мф. 4:17). В молитве Господней покаянное настроение выражено весьма отчетливо: «Прости нам долги наши» (Мф. 6:12). К тому же молитва Господня побуждает нас прощать людям, в чем они провинились. А молитва Иисусова? Это в чистом виде просьба о помиловании, то есть покаянная молитва.

Осталось сказать последнее.

  1. Молитва «Отче наш» дана как альтернатива многословным молитвам: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф. 6:7). Молитва Иисусова тоже представляет собой именно альтернативу многословным молитвам. Она такая короткая, что ее можно произносить со вниманием и тогда, когда усталость и суета не позволяют человеку помолиться псалмами и тропарями.

Будем считать, что мы убедились: между Иисусовой молитвой и молитвой Господней обнаруживается существенное родство. Оно позволило преподобному Паисию защищать молитву Иисусову, обращаясь к опыту Апостолов и высокочтимых Святых Отцов. И это не было подменой спорного предмета. Между молитвенным опытом Апостолов, Святых Отцов и истинных делателей Иисусовой молитвы больше сходства, чем различий.

[1] Об умной или внутренней молитве. Сочинение блаженного старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковского… (переведено со славянского).

[2] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XIX.

[3] Там же.

Источник "Правмир"

 

 

Теги:
ДВФУ


Читать все


Новости по теме

Состоялось третье заседание коллегии миссионерского отдела
27.10.2021
27 октября 2021 года состоялось очередное заседание коллегии миссионерского отдела Владивостокской епархии. Ее работу  возглавил председатель миссионерского совета, викарий Владивостокской епархии епископ Уссурийский Иннокентий.
Состоялось совещание в синодальном миссионерском отделе
27.10.2021
Владивосток-Москва. 26 октября  Синодальный миссионерский отдел провел очередное онлайн-совещание, в котором приняли участие около 90 епархиальных руководителей миссионерских отделов Русской Православной Церкви. Его возглавил Председатель
Серия мастер-классов по акварели прошла в образовательных учреждениях Владивостока
26.10.2021
Мастер-классы провели руководитель сектора мероприятий и конкурсов Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ иеромонах Трифон (Уманатов) и преподаватель Московской государственной школы акварели Сергея Андрияки Юлия Нуждина
Состоялся семинар для педагогических работников образовательных организаций
26.10.2021
Cостоялся семинар «Шаги к победе: рекомендации по подготовке к участию во Всероссийском конкурсе в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в 2022 году»
В день памяти Иверской иконы Божией Матери епископ Находкинский и Преображенский Николай возглавил праздничную Божественную литургию в Иверском храме с Хмыловка.
26.10.2021
26 октября, в день памяти иконы Божией Матери именуемой «Иверская» (принесение в Москву в 1648 г.), епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в храме в честь Иверской иконы Божией Матери с....
Два благотворительных проекта Владивостокской епархии получили грантовую поддержку
26.10.2021
Два благотворительных проекта Владивостокской епархии стали победителями  дополнительного конкурсного отбора СО НКО в Приморском крае в 2021 году: Свято-Никольский кафедральный собор с проектом «Благотворительная столовая» (993 тыс.руб.). Данный проект распространяется на малоимущих граждан, многодетных семей, а также граждан находящихся в трудной жизненной ситуации. Проект реализуется при поддержке Приморского центра социального обслуживания населения при Министерстве труда и социальной ...

Мы в соцсетях

Другие новости раздела

700 семей получили помощь по гранту Синодального отдела по социальному служению и при участии благодетелей
28.09.2021
Более 3 тысяч километров, 12 крупных населенных пунктов и несколько маленьких деревушек, 3 тонны продуктов, 10 тонн вещей. 150 многодетных и 50 кризисных семей получили продуктовую помощь и около 500 семей получили вещевую помощь (одежда детская,
Приморская митрополия и ДВФУ приглашают в магистратуру на программу «Культура Православия и практическая теология»
08.07.2021
Прием абитуриентов на программы магистратуры и бакалавриата продолжается в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). В этом году ДВФУ предлагает для поступления бюджетные места очную программу по направлению «теология». Как

Популярное

Празднование 10-летия Приморской митрополии открылось совершением сонмом арихипастырей праздничной Божественной литургии
25.10.2021
14 октября 2021 года, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир в сослужении епископа Иннокентия, епископа Николая и епископа Гурия совершил Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе
Крестный ход, посвященный 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, прошел вдоль государственной границы с КНР
04.10.2021
9 сентября 2021 года по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Владимира состоялся крестный ход, посвященный 800-летию со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, вдоль государственной границы с КНР

Наверх