Публикации

Мы знаем: как были разбойники до Спасителя, так они существуют и после, как были войны до, так они существуют (...) и после Христа

Дата публикации 16.06.2016   Количество просмотров 12631
Мы знаем: как были разбойники до Спасителя, так они существуют и после, как были войны до, так они существуют (...) и после Христа

Мои дорогие отцы, братья и сестры! Преосвященные владыки! Всех вас сердечно поздравляю с великим мироспасительным праздником Святой Троицы, Святой Пятидесятницы.

Мы празднуем особое событие в жизни мира. Через рождение Господа и Спасителя, через Его жизнь, через Его учение, через Его страдания, через Его смерть, через Его воскресение даровано было людям нечто совершенно особенное, что действительно изменило течение истории. Мы называем время после рождения Христа Спасителя новой эрой. И совсем не потому, что люди автоматически стали лучше после пришествия в мир Спасителя, не потому, что лучше стали общественные отношения, меньше стало зла в личной, семейной, общественной жизни. Совсем не потому! Мы знаем: как были разбойники до Спасителя, так они существуют и после, как были войны до, так они существуют и после, как были гражданские конфликты, столкновения, противоречия, коварство, обман, ложь, зависть, так все это существует и после Христа Спасителя.

Что же тогда появилось? Для чего же Господь пострадал, жизнь Свою отдал? Именно ради того, что мы сегодня так торжественно празднуем. Ему было угодно, чтобы Божественное присутствие постоянно пребывало в жизни рода человеческого. В 50-й день после воскресения Господь дарует Своего Духа апостолам. Он изливает этот Дух как Свою энергию, Свою благодать, Свою силу на святых апостолов. На простых рыбарей — тех самых, которые трусливо бежали в момент ареста Христа Спасителя, когда на Него обрушились страшные пытки, тех самых учеников, один из которых предал, а другой отказался, тех самых учеников, которых не было на Голгофе, тех самых учеников, которые несли на себе отпечаток всей ограниченности и греховности человеческой жизни, — на них Он изливает Свою благодать, и Божественной силой они перестают быть трусливыми и боязливыми. Они становятся мужественными и сильными, обретая тот Божественный дар, который сразу выделил их из среды всего человеческого рода. Их слово наполнилось мудростью, силой, и тысячи людей стали откликаться на их проповедь — не меньше, чем на проповедь Самого Христа Спасителя.

Более того, вдохновленные Божественной силой, излившейся на них в день Пятидесятницы, движимые Духом Святым, они отправились в разные страны, проповедуя Христа распятого и воскресшего. Именно они создали общность людей, внутри которой и живет этот дар Святого Духа, — эту общность мы именуем Церковью Божией. Все мы с вами и есть Церковь, среди нас и в нас живет Святой Дух, силы Которого каждый получает в момент крещения и миропомазания, сила Которого обновляется в нас всякий раз, когда мы, принося покаяние, причащаемся Святых Христовых Таин. В море беззакония, ничем не отличающегося от того, что было до Христа Спасителя, живет Его Церковь как носительница благодати Святого Духа. Именно в Церкви и происходит спасение людей, их живое соприкосновение с Богом, новая жизнь во Христе.

Церковь существует для того, чтобы призывать Святого Духа. Самая важная миссия Церкви — это призывание Святого Духа, эпиклезис, как мы говорим, употребляя греческое слово. Эпиклезис есть не только молитва призывания Святого Духа — это жизнь во Христе, это открытое Ему навстречу сердце, это мужественное и честное исповедание веры в Христа Спасителя и в Святую Троицу. И в ответ на жизнь Церкви Бог посылает дар Святого Духа, и Дух живет и действует в нас. Кто-то может сказать: «Что же все это означает для мира? Что же — мир сам по себе, а Церковь сама по себе?» Совсем нет. Ведь каждый из нас, принадлежа Церкви, принадлежит и миру, через каждого из нас сила Божественной благодати должна изливаться на род человеческий, но особым образом она изливается через миссию Церкви в мире. Это и есть миссия спасения, это и есть миссия обращения людей к Богу, это и есть миссия преображения человеческой личности и всего рода человеческого.

Все это мы сегодня празднуем с вами в день Святой Троицы, потому что с того самого дня Пятидесятницы и началась эта спасительная миссия Церкви. Что же мы, христиане? А мы должны осознавать величайшую ответственность пред Богом за тот дар, который получили в крещении, величайшую ответственность пред Богом за благодать, которую получаем в таинстве святого причащения, в молитве. Это есть Божий дар, и мы с вами — обладатели этого дара. И для того чтобы сила благодати не покидала нас, чтобы мы не превращались в пустые сосуды, нужно постоянно стяжать благодать Святого Духа — молитвой, добрыми делами, участием в таинствах Церкви; и делиться этой благодатью, опять-таки, через добрые дела и через добрые слова со всем родом человеческим. Как говорит священнослужитель, совершая таинство Святой Евхаристии: «и о всех и за вся». О всех и за вся пострадал Господь, на всех и на всё через Церковь изливается благодать Святого Духа. И, сознавая важность служения христианина, мы должны постоянно возгревать в себе молитвой, доброделанием и участием в таинствах силу Святого Духа.

Сегодня мы празднуем престольный праздник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, потому что главный храм лавры освящен в честь Святой Троицы. И я поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим событием и радуюсь, что в таком множестве вы собрались сегодня для нашей общей молитвы. Пусть благодать Святого Духа пребывает со всеми вами, помогая вам на путях вашей жизни, помогая преодолевать неправду, зло, беззакония своей собственной личности и вокруг себя, помогая всем нам возрастать от силы к силе. Призываю благословение Божие на всю нашу историческую Русь, соединенную Киевской купелью крещения, на весь наш православный народ. Призываю благословение Божие и на державу Российскую, чтобы действительно благодать Божия укрепляла всех нас, а через нас содействовала преображению жизни рода человеческого. С праздником! Храни вас Господь.

Проповедь Святейшего Патриарха Московскоо и всея Руси Кирилла в день Святой Троицы (Пятидесятницы) в Троице-Сергиевой лавре 3 июня 2013 года

На следующий день после Троицы Церковь празднует День Святого Духа:

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю с великом праздником — днем Святаго Духа! 

Во второй день после Пятидесятницы мы особенным образом прославляем Духа Святаго, и это дает Церкви возможность задуматься о том, что есть Дух Святый и в чем проявляется Его действие по отношению к каждому человеку, ко всей Церкви, ко всей вселенной, ко всему космосу. 

Бога не видел никто и никогда — так само слово Божие говорит о Боге (Ин. 1, 18). Но мы имеем множество откровений — и в Ветхом, и в Новом Завете — о том, что именно Бог создал мир. Человек, будучи ограничен в своих мыслительных способностях, используя для оценки окружающего его мира те мерила, что обусловлены его собственным жизненным опытом, не может ни оценить, ни понять в полной мере величие Божие. А потому люди, размышляя о Боге, представляют Его в некоем человеческом образе — в образе старца, в образе царя... Это человеческое понимание Бога, и оно Богу не противно, ведь Бог Сам определил пределы наших человеческих возможностей в том, что касается познания Его бытия. 

Но если мы взираем на величие мира, на безграничное звездное небо, на дивную красоту и непостижимую умом сложность бытия, то мы косвенно понимаем величие Божие и осознаем, что Бог — абсолютный Разум и абсолютная Сила — имеет отношение ко всему, что происходит в этом мире, к каждому человеку, к человеческим сообществам, ко всему творению. 

Бог есть Единый по существу, и нет в Нем никакого разделения. Но Богу было угодно явить Себя в отношении мира и человека таким образом, чтобы быть понятным людям, — а потому Он и явил Себя в образе Сына Человеческого. И Богу было также угодно, чтобы Его всемогущество и полнота Его бытия отображались на каждом человеке, на каждой микроскопической пылинке этого тварного мира силой Его энергии, Его благодати. 

Мы верим в то, что Бог, являясь Единым по существу, есть Бог в Троице прославляемый — Отец, Сын и Дух Святый. Через Сына Божиего и Сына Человеческого явлена была неизреченная любовь Бога к роду человеческому, ибо Сам Бог в лице Сына Своего спас мир через Свои страдания, смерть и Воскресение. Богу было угодно, чтобы на каждую пылинку, на каждую микроскопическую частицу мира сего изливалась Его энергия Творца, без которой не может быть бытия сего мира. И это прикосновение Бога ко всему космосу, ко всему тварному миру осуществляется Его Духом — Духом Святым. 

Дух действует, поддерживая бытие этого мира. Даже самые выдающиеся ученые, используя самые сложные приборы, не могут сегодня ответить на большинство вопросов, которые существуют в отношении Вселенной, — есть только вопросительные знаки. Никому еще не дано понять, почему мир существует, почему он живет и развивается. Но Божественное откровение свидетельствует о том, что Бог Своей энергией, Своей силой, Своей благодатью, Духом Своим Святым поддерживает бытие этого мира. Так было с самых первых мгновений творения, когда Дух Божий носился над водами (Быт. 1, 2), — это образ присутствия Божественной энергии в зарождающейся материи, в зарождающемся физическом мире. 

Действие Божественной благодати в отношении всего мира, всего творения, всего космоса и каждого человека можно сравнить с солнечным светом или дождем. Действительно, солнечный свет падает на каждого, но один человек может укрыться от него, раскрыв зонтик или войдя в тень, а другой открывает солнцу свое лицо. Но вне зависимости от того, что делает человек, энергия солнца необходима для человеческой жизни. 

Вот так и Дух Святый. Он воздействует на весь тварный мир, и без этого воздействия не может быть жизни. Под это воздействие Духа Святаго попадает каждый человек — как говорит слово Божие, дождь изливается на праведных и на грешных (см. Мф. 5, 45). Но кто-то скрывается от действия Духа Святаго, кто-то убегает в тень, кто-то раскрывает над собой зонтик — зонтик своих страстей, своих грехов, создавая непроходимую преграду для действия Божественной благодати; а кто-то вообще уходит в бункер, скрывась от этих Божественных лучей, не признавая даже самого факта их существования. И от каждого человека зависит, открывает ли он лицо свое и сердце свое и жизнь свою Божественной энергии, или прячется и бежит от нее и даже борется с ней. 

В день Святой Пятидесятницы эта Божественная энергия, действием Духа Святого, особым образом излилась на святых апостолов. Они перестали быть простыми рыбаками, боящимися властей, мятущимися в страхе перед гонителями, и стали мужественными свидетелями о Христе, творившими чудеса, воскресавшими мертвых, исцелявшими больных, учившими всю вселенную и победившими ее. Эта особая благодать Духа Святаго, для которой были открыты ум и сердце апостолов, вошла в них, а через них — на всех, кто получал от них рукоположение или крестился от них. Так последовательно, принимая этот особый дар Божественной благодати, Церковь расширялась и возрастала духом. Именно в Церкви особенным образом живет Божественная благодать Духа Святаго. В Таинствах крещения и миропомазания мы приобщаемся этой благодати, и каждый раз, совершая спасительное Таинство Тела и Крови Господних, мы приобщаемся Духа Святаго, Который прощает наши грехи, испепеляет наше несовершенство, дает силы для возрастания. 

Дух Святый наполняет Церковь. Через Таинства Он вводит верующих в живое соприкосновение с реальностью Воскресшего Спасителя, со всем тем, что Богочеловек сделал для рода человеческого. В Таинствах мы воспоминаем силы Святаго Духа, все то, что Господь сделал для нас, и то, что Он сделает для нас в день Страшного Суда; и через это воспоминание мы становимся соучастниками Божественной тайны спасения. 

Нигде во вселенной ничего подобного не происходит и произойти не может. Вот почему Церковь наполняется особой силой, так что врата ада не одолеют ее (см. Мф. 16, 18). Вот почему Церковь — это спасительный ковчег, более, чем ковчег Ноев. Ибо тогда спасались единицы, а через этот ковчег может спасаться род человеческий; и все это происходит силой Божественной благодати, силой Духа Святаго. Вот почему в церковном календаре выделяется особый день, чтобы мы могли подумать обо всем этом, разделить друг с другом мысли о тайне спасения, приобщиться Святых Христовых Таин и прославить Бога в Троице покланяемого, Отца, Сына и Духа Святаго, что поддерживает и оживотворяет жизнь рода человеческого и всей вселенной, Духа, что спасает каждого из нас, приуготовляя ко встрече с Воскресшим Спасителем в конце истории и в день невечернего Его Царства. Аминь.

Проповедь Святейшего Патриарха Московскоо и всея Руси Кирилла

Фотогалерея

Теги:
Троица День Святого Духа Святейший Патриарх


Читать все


Новости по теме

Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя
28.09.2022
27 сентября 2022 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  совершил  Божественную литургию в кафедральном соборном  Храме Христа Спасителя  в Москве.
Монашествующие Владивостокской епархии приняли участие в Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви
24.09.2022
23 сентября 2022 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна у памятника равноапостольному князю Владимиру в праздник Крещения Руси
29.07.2022
28 июля 2022 года, в день праздника Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен у памятника святому князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.
В день 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского митрополит Владимир сослужил Предстоятелю Русской Церкви за Божественной литургией в Троице-Сергиевой лавре
19.07.2022
17–18 июля 2022 года Свято-Троицкая Сергиева лавра и вся Русская Православная Церковь торжественно празднуют 600-летие обретения мощей преподобного Сергия Радонежского и основания Троицкого собора Лавры.
В канун праздника обретения мощей преподобного Сергия Радонежского митрополит Владимир сослужил Святейшему Патриарху Кириллу за всенощным бдением в Троице-Сергиевой лавре
18.07.2022
17–18 июля 2022 года Свято-Троицкая Сергиева лавра стала центром общецерковных торжеств, посвященных 600-летию обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, и основания Троицкого собора обители.
Глава митрополии молился за малой вечерней с чтением акафиста преподобному Сергию, совершенной Предстоятелем Русской Церкви
18.07.2022
17–18 июля 2022 года Свято-Троицкая Сергиева лавра стала центром общецерковных торжеств, посвященных 600-летию обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, и основания Троицкого собора обители.

Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Владимир Малягин: “Именно Жертва объединяет людей…”
15.09.2022
Анонс: с 12 по 16 октября 2022 г.приглашаем на творческие встречи с гостем православной выставки-форума "Радость Слова" во Владивостоке - драматургом, писателем, лауреатом Патриаршей литературной премии Владимиром Юрьевичем Малягиным
Историк Дмитрий Володихин о «Митрополите Филиппе», «Иване Грозном», «Патриархе Ермогене» и русских полководцах
12.09.2022
Представляем гостя православной выставки-форума «Радость Слова»: Володихин Дмитрий Михайлович - российский историк, писатель, литературный критик, доктор исторических наук. Лауреат Патриаршей литературной премии 2019 г.

Популярное

В день престольного праздника Богородице-Рождественского женского монастыря сонм архиереев совершил Божественную литургию в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы
22.09.2022
В праздник Рождества Пресвятой Богородицы митрополит Вениамин (Пушкарь), епископ Уссурийский Иннокентий, епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий совершили Божественную литургию в Богородице-Рождественском женском монастыре
Молебен открыл начало учебного года в Центре подготовки церковных специалистов
07.09.2022
7 сентября 2022 года, директор Центра подготовки церковных специалистов епископ Уссурийский Иннокентий викарий Владивостокской епархии совершил молебен на начало учебного года в храме святого преподобного Сергия Радонежского.

Наверх