Публикации

Поместный собор 1917-1918 гг. как переломный момент церковной истории

Дата публикации 13.09.2017   Количество просмотров 3916
Поместный собор 1917-1918 гг. как переломный момент церковной истории
В этом году на праздник Успения приходится столетие всероссийского церковного собора 1917–1918 гг., на котором было восстановлено патриаршество. 
Тематика соборных заседаний и дискусий во многом и по сей день вызывает интересы современников. И не случайно — ведь состоялся он в переломный момент российской истории, на смене двух эпох. О решениях собора и его главных моментах в беседах со священноначалием Владивостокской епархии. 
Разговор с протоиереем Игорем Шевчуком, клириком храма прп. Серафима Саровского на Народном проспекте.
— О. Игорь, скажите какова была общая тема собора?
— Всероссийский церковный собор 1917–1918 гг. открылся 15 августа 1917 года, в праздник Успения Божией Матери в Успенском соборе Московского Кремля. Собор был посвящен решению вопросов реорганизации высшего церковного управления: восстановления патриаршества, избрания патриарха, определения его прав и обязанностей, учреждения соборных органов для совместного с патриархом управления церковными делами, о деятельности высших органов церковного управления, о местоблюстителе Патриаршего Престола, епархиальном управлении, приходской жизни и устройству единоверческих приходов. На нем также намечено было выработать постановления о монастырях и монашествующих; о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения.
— Почему собор стал переломным в церковной истории? Какие его решения стали наиболее важными?
— Поместный Собор Российской Православной Церкви, состоявшийся в 1917–1918 годах, явился событием эпохального значения. Он упразднил ущербную синодальную систему церковного управления и восстановил Патриаршество. Собор хронологически совпал с революционными преобразованиями, с крушением Российской Империи. Собор стал актом самоопределения Русской Православной Церкви в новых исторических условиях, Церковь сумела выправить деформации, которые она претерпела в синодальный период, и тем самым обнаружила свою неотмирную природу.
— Главное решение — избрание патриарха Тихона…
— Сначала на Соборе были избраны три кандидата на патриаршество: архиепископ Харьковский Антоний, архиепископ Новгородский Арсений и митрополит Московский Тихон. А 5 ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя состоялось торжественное богослужение. Во время него были изготовлены три бумажных жребия (записки), которые были вложены в ковчежец. После того как он был особым образом опечатан, его вынесли на амвон. Перед чтением Евангелия в храм из Успенского собора прибыла Владимирская икона Божией Матери. Она была помещена рядом с ковчежцем. По окончании Литургии был совершен особый молебен. После чего состоялась церемония вскрытия ковчежца. Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) поднял крышку и благословил схи-
иеромонаха Алексия (Соловьева) вынуть один из жребиев. Старец достал записку,  передал ее владыке Владимиру, и тот, развернув и прочитав, объявил имя избранного: «Тихон, митрополит Московский».
— Почему не было патриарха до 1917 г?
– 16 декабря 1700 г., спустя два месяца после смерти Патриарха Адриана, вышел указ Петра I, в котором содержались предписания относительно организации высшего управления Русской Церкви, а именно — вместо избрания очередного Патриарха назначался местоблюститель Патриаршего престола. По распоряжению Петра I архиепископ Феофан (Прокопович) к февралю 1720 г. разработал «Духовный регламент». Данным документом вместо Патриарха учреждалось «Святейший Духовный Коллегиум», поставленный во главе управления Русской Церкви. На первом же заседания Коллегиума было постановлено переименовать его в Святейший Правительствующий Синод.
Причиной такого решения Петра I стали наследственно-семейные воспоминания его о пережитом при его отце царе Алексее Михайловиче трагическом конфликте царя с патриархом Никоном, именно с заостренной идеологией Никона, глубоко напугавшей тогда всех русских государственников. Петр был враждебно настроен против консервативного духовенства: «О бородачи!», вздыхал он, «отец мой имел дело с одним (разумея Никона), а мне приходится иметь дело с тысячами». По свидетельству Нартова, Петр утверждал: «Богу изволившу исправлять мне гражданство и духовенство, я им обое — государь и патриарх. Они забыли, в самой древности сие было совокупно». Отношения Петра I к Церкви было сложным. Хотя он в своих письмах и указах регулярно цитировал Библию, всячески подчеркивал, что победы даются ему Богом, но при этом не любил монашество, считая «чернецов» лицемерами и притворщиками, препятствовал открытию новых монастырей, а в патриархе видел потенциального соперника по власти и авторитету.
— Какие решения Собора и вехи были воплощены в жизнь? Какие и сегодня остаются актуальными?
— Среди принятых Собором решений следует отметить определения о восстановлении Патриаршества, о привлечении женщин к деятельному участию в церковном служении, о церковном проповедничестве, о братствах ученых монахов, о порядке прославления святых к местному почитанию. Собор принял уставы новой соборной структуры всей Церкви, основанной на началах широкой инициативы и выборности — от Патриарха до самоуправляемых приходов, тем самым показав себя в этом плане «прямым наследником» предсоборных дискуссий начала ХХ века. Без этого Русской Церкви было бы значительно сложнее пережить агрессию атеистического государства. В советское время особое значение имела работа по активизации церковной деятельности мирян и, прежде всего, возрождению приходов, а также создание монашеских братств в миру.
На Соборе была поставлена тема разукрупнения епархий, но Собор по историческим причинам за недостатком времени так и не принял положения об увеличении числа епархий. Этот вопрос был решен уже в XXI веке. Как мы видим, соборные решения не остались мертвой буквой. В настоящее время на сайте Межсоборного присутствия размещены проекты документов «Положения о монастырях и монашествующих», «Профессии, совместимые и не совместимые со священством», «Акафист в молитвенной жизни Церкви».

 

Фотогалерея



Читать все


Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Матушка Мария ― первая игумения Марфо-Мариинского женского монастыря
02.04.2019
Сердечно поздравляем игумению Марию (Пономарёву) со знаменательным юбилеем — 80-летием со дня рождения!
Прихожане храма св.мц. Татианы  поздравили настоятеля с юбилеем
26.03.2019
24 марта 2019 г. отметил свой 50-летний юбилей настоятель храма в честь святой мученицы Татианы протоиерей Максим Романенко.
Руководитель Сестричества милосердия при Успенском храме Владивостока отметила юбилей
18.03.2019
70 лет исполнилось старшей сестре милосердия при Успенском храме Владивостока Т.И. Третьяковой. Для самого сестричества 2019-й год также юбилейный — 4 мая оно отметит 15 лет своей деятельности.
Утвержден текст молитвы на принятие лекарства и врачевания
05.03.2019
Священный Синод заслушал рапорт о подготовке богослужебной комиссией молитвы «перед принятием лекарства» и утвердил ее текст.

Популярное

Состоялось торжественное открытие  I  Международной православной выставки «От покаяния к воскресению России» во Владивостоке
03.04.2019
3 апреля в спортивном комплексе «Динамо» состоялось торжественное открытие I  Международной православной выставки-форума «От покаяния к воскресению России», организованной Выставочным обществом «Уральские Выставки» и Владивостокской епархией...
Митрополит Владимир посетил Школу искусств и гуманитарных наук ДВФУ
23.03.2019
В ходе визита в кампус университета глава митрополии ознакомился с работой кафедры теологии. ДВФУ ― единственный на Дальнем Востоке вуз, где обучают по направлению теология (бакалавриат и магистратура).
Глава Приморской митрополии поздравил настоятельницу Марфо-Мариинского женского монастыря
02.04.2019
2 апреля митрополит Владивостокский и Приморский Владимир совершил благодарственный молебен в храме святого Евсевия Самосатского Марфо-Мариинского женского монастыря по случаю 80-летия настоятельницы обители игумении Марии...

Наверх