Публикации

Великий Покаянный Канон

Дата публикации 18.02.2018   Количество просмотров 4168

Великий покаянный канон читается во всех храмах епархии. Расписание чтения Великого покаянного канона митрополитом Владивостокским и Приморским Вениамином на страничке "Служение митрополита". Епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии, будет читать Канон в Успенском храме Владивостока в 17.30.

В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.

С великим искусством св. Андрей переплетает великие образы – Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь – с исповеданием грехов и раскаянием. События Священной истории явлены как события моей жизни, дела Божии в прошлом как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.

Канон начинается с глубокого личного вопля: С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?

Одним за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу, история первого грехопадения – это моя личная история: Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов… Я потерял божественные дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг…

Итак, в течение четырех вечеров девять песней Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время – история и моей души. Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа – единственная и неповторимая – проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью. Значение и цель Великого канона именно в том и состоит, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.

Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим, например: Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни… — мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии, открывает нам нечто основное в нашей собственной жизни, основное в самом человеке. Мы понимаем, что грех, прежде всего, есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу. Или другими словами, — отказ от жизни для Бога и по-Божьему. И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но которые звучат глубочайшей правдой: Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося.

Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.

Епископ Виссарион (Нечаев)

6 удивительных фактов о каноне Андрея Критского

Великий покаянный канон – бесконечный повод для удивления. А вы знаете, что раньше его читали совсем не в те дни поста, что сейчас? Более того, что с Великим постом его создание вообще не связано? И ещё – вы представляете, сколько длилась церковная служба в VII веке?

1. Великий покаянный канон – не единственное сочинение святого Андрея Критского, ему также принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники. Всего канонов, приписываемых перу святого Андрея Критского – более семидесяти.

2. Святой Андрей Критский был не только проповедником (ему принадлежит целый ряд «слов»-проповедей) и гимнографом, но и мелодом. То есть распевы, на которые исполнялись слова канона, тоже изначально были придуманы им.

3. Святого Андрея Критского считают изобретателем самой формы девятичастного канона – жанра церковной поэзии, своеобразной поэмы-гимна. Как жанр канон пришёл на смену кондаку, который в древности также был многострофной поэмой.

Вообще же богослужения того времени отличались гораздо большей протяжённостью. Так, Великий покаянный канон – отнюдь не самый пространный в творчестве Андрея Критского. И, например, только в том же VII веке, когда святитель начал проповедовать, предположительно сложилась форма Шестопсалмия. До того же во время службы Псалтирь прочитывалась полностью.

4. До XIV столетия на Руси придерживались Студийского Устава, который предписывал петь Великий Покаянный канон на Пятой седмице Великого поста. Иногда канон при этом дробили на части, иногда – он целиком входил в состав воскресной церковной службы. Традиция петь канон частями в первые четыре дня Великого поста предусмотрена в Иерусалимском Уставе.

Когда в XIV веке Русская Церковь перешла на Иерусалимский устав, она восприняла, соответственно, и эту традицию. Традиция читать канон в четверг пятой седмицы имеет позднее происхождение.

5. Изначально же Великий Покаянный Канон вообще не связан со временем и богослужениями Четыредесятницы. Часть исследователей считает, что это сочинение святого Андрея возникло как его предсмертная автобиография, как покаяние за участие в лжесоборе 712 года. Тогда под давлением императора-ересиарха в числе других участников святитель подписал осуждение решений VI Вселенского Собора.

Уже через год император сменился, и все участники собрания принесли покаяние, особо поставив свои подписи под документами Вселенского Собора. Но, видимо, прошлый поступок не давал святому покоя. И тогда он создаёт свою обширную поэму о человеческом покаянии и пути человека к Богу.

6. Части, на которые делится Великий покаянный канон при исполнении на первой седмице Великого поста, по-гречески называются «мефимоны». Однако в русском обиходе это слово часто произносили как «ефимоны». Поездка героя на «ефимоны» описана в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне».

Автор: Дарья Менделеева

Покаянный Великий Канон святого Андрея Критского в четырех литературных версиях

Теги:
Великий пост


Читать все


Новости по теме

Чин утрени четверга 5-й седмицы Великого поста «Стояние Марии Египетской» адаптирован для домашнего чтения
01.04.2020
Чин утрени четверга 5-й седмицы Великого поста «Стояние Марии Египетской» адаптирован для чтения на дому в условиях ограничений, введенных органами государственной власти в рамках режима повышенной готовности для борьбы с
В понедельник первой седмицы поста митрополит Владимир молился за богослужением в Покровском соборе
02.03.2020
2 марта 2020 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир молился за уставным богослужением в Покровском кафедральном соборе.
Митрополит Вениамин совершил утреню Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий
07.04.2018
Владивосток. Вечером 5 апреля 2018 года, в канун пятницы Страстной седмицы, митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин совершил утреню Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа в Покровском
Служение архиереев на Страстной седмице и на Пасху
06.04.2018
Владивосток . 2 апреля 2018 года началась последняя неделя перед Светлой Пасхой Христовой. Страстная седмица считается особой, наиболее значимой в году, поскольку посвящена воспоминаниям о страстях, мучениях Господних. Во всех храмах во время
Крестный ход в Вербное воскресенье в Арсеньеве
02.04.2018
Арсеньев. 1 апреля 2018 года в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим в Арсеньеве  прошел Большой крестный ход – сообщает страничка Арсеньевской епархии в соцсетях . Возглавил Крестный ход епископ
Богослужения Страстной седмицы
02.04.2018
Весь Великий пост верующие готовятся к   Страстной седмице   и   Пасхе . Что Церковь предлагает приходящим в эти дни в храм? О чем она свидетельствует через богослужения, что вспоминает, к чему подводит? Об этом мы говорим c

Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Приморская митрополия и ДВФУ приглашают в магистратуру на программу «Культура Православия и практическая теология»
08.07.2021
Прием абитуриентов на программы магистратуры и бакалавриата продолжается в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). В этом году ДВФУ предлагает для поступления бюджетные места очную программу по направлению «теология». Как
"Донецкая вратарница"
20.05.2021
Документальный фильм «Донецкая вратарница» (автор сценария, режиссер, оператор: Наталья Батраева) был создан в 2018 году с целью рассказа о женском монастыре, находящемся напротив Донецкого аэропорта. Фильм снимался автором в течение

Популярное

Митрополит Владимир совершил утреню с чином Погребения Пресвятой Богородицы в Покровском соборе
29.08.2021
Вечером 29 августа 2021 года в соборе Покрова Божией Матери митрополит Владивостокский и Приморский Владимир совершил утреню с чином Погребения Пресвятой Богородицы. 
Митрополит Владимир совершил всенощное бдение в храме Порт-Артурской иконы Божией Матери в канун престольного праздника
28.08.2021
28 августа 2021 года, в канун Недели 10-й по Пятидесятнице и празднования иконе Пресвятой Богородицы «Порт-Артурская», митрополит Владивостокский и Приморский Владимир совершил всенощное бдение в храме Порт-Артурской иконы Пресвятой Богородицы.

Наверх