Публикации

Выступление митрополита Владивостокского и Приморского Владимира на пленарном заседании регионального этапа XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»

Дата публикации 14.12.2022   Количество просмотров 16505
Выступление митрополита Владивостокского и Приморского Владимира на пленарном заседании регионального этапа XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»

Владивосток. 14 декабря 2022 года митрополит Владивостокский и Приморский Владимир выступил с докладом на пленарном заседании регионального этапа XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» — Рождественских образовательных чтений Приморской митрополии.

Ваши Преосвященства! Досточтимые отцы!
Уважаемые участники Форума! Дорогие братья и сёстры!

Сердечно приветствую всех участников пленарного заседания Рождественских образовательных чтений Приморской митрополии.

Тема, которую предложил Священный Синод нашей Церкви для обсуждения на Рождественских чтениях, весьма обширна по своей проблематике. Но именно в силу этой всеохватности она позволяет говорить о том, что действительно нас волнует.

Мы завершаем очень непростой год, который был наполнен судьбоносными событиями в истории нашего народа и страны. Специальная военная операция на Украине не только до неузнаваемости изменила социально-политическую, экономическую и медийную повестку дня, но и обнажила многие язвы в общественной жизни России, сделала очевидными вызовы, с которыми нам всем необходимо справиться, стала своего рода реперной точкой – точкой отсчёта новой реальности.

Однако мой доклад будет посвящён вовсе не оценке происходящих внешних событий и даже не их историософскому осмыслению. Сегодня я хотел бы поделиться с вами личными наблюдениями, своим видением тех духовных проблем Приморья, которые ярко высветились в последнее время и которые меня, как правящего архиерея, разумеется, не могут не беспокоить. Дай Бог, чтобы мои слова были услышаны и, главное, правильно восприняты всеми неравнодушными людьми.

Поскольку тема Чтений предполагает формулирование глобальных вызовов и духовных ответов на них, предлагаю рассмотреть и волнующие вопросы в таком же соотношении.

I. О материалистичном восприятии жизни и едином на потребу

На протяжении последних десятилетий много было сказано резких слов об обществе потребления. Немало обличений прозвучало в адрес тех, кто в погоне за роскошью и удовольствиями стремится строить свою жизнь на основе стяжания материальных благ и бесконечного повышения уровня комфортности. Но почему-то многим казалось, что всё это не про нас. Всё это, скорее, про сытые и благополучные страны Запада или развитые страны Азии, нежели про россиян, живущих совершенно обычной жизнью и в поте лица добывающих себе хлеб насущный.

Однако данные рассуждения игнорировали самое главное: понятие «общество потребления» – вовсе не про уровень доходов.

Общество потребления – это образ мышления, жизненная философия, ставящая во главу угла удовлетворение материальных запросов и возводящая земное благополучие в абсолютную ценность. При этом важно не то, какой достаток у человека, может ли он позволить себе купить люксовую иномарку или же более дешёвую модель отечественного производства. Первостепенное значение имеет целеполагание само по себе: на что направлены основные усилия человека?

Иными словами, человек даже со скромными, на первый взгляд, доходами может разделять идеологию потребления и быть частью такого общества, если главной целью приложения своих усилий он считает постоянное повышение комфортности, а жизненный успех измеряет достигнутым уровнем благосостояния. Однако «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12, 15), как свидетельствует о том Христос Спаситель. К сожалению, многие в наше время стали забывать эти Божественные слова. Но Господь даёт нам возможность, в том числе через внешние испытания и скорби нынешнего непростого времени, переосмыслить свою жизнь, внести в неё определённые коррективы и исправиться, подвергнув себя нелицеприятному суду совести.

В этом смысле текущие военные события и связанные с ними санкционные ограничения открыли нам весьма неприятную правду о самих себе. Стало очевидно, насколько сильно многие из нас привязаны к комфорту, как болезненно воспринимают любое вторжение в зону своего благополучия. Чтó мы можем наблюдать сегодня?

Комфорт, достаток и безопасность стали фактически «божествами» для современного человека, не готового порою пренебречь собственным удобством, уж не говоря о том, чтобы пожертвовать чем-то ценным ради пользы ближнего. Экономические интересы сподвигли некоторых даже поступиться любовью к Отечеству, о которой ими говорилось столько красивых слова в мирные времена.

Разумеется, легко быть патриотом, гордиться победами предков, когда твоему благополучию и созданному тобою уютному «мирку» ничего не угрожает. Но во времена испытаний требуется нечто гораздо бóльшее, чем просто слова: необходимы народное единство, общественная солидарность, готовность стоять плечом к плечу, с терпением и решимостью переносить трудности ради будущего страны.

Мы все призваны осознать очень важную истину: жизнеспособность и будущее нации зависит не столько от экономического потенциала и уровня материального благосостояния, ибо не одним хлебом живёт человек (Втор. 8, 3), сколько, в первую очередь, от силы духа людей, от способности народа сохранять крепкую веру и беречь историческую память, оставаясь верным культурной и духовной традиции. Если приоритет ценностей выстроится именно таким образом, если правильно будет воспринято единое на потребу (Лк. 10, 42), если мы укрепим наши сердца верой и направим наши усилия для служения Богу живому и истинному (Евр. 9, 14), то остальное, как свидетельствует Спаситель, обязательно приложится (Мф. 6, 33).

Благословение Господне да пребывает с теми, кто, откликаясь на призыв Евангелия искать прежде всего Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33), приходит в храм, прилагает свои усилия для участия в общей литургической молитве о нашей стране, народе и, причащаясь от Единой Чаши, составляет собою Тело Христово – Церковь, Которую Господь приобрёл Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28). Надеюсь, что ваш пример благочестивой жизни и укоренённости в православной духовной традиции вдохновит и многих других людей, обратит к вере сердца тех, кто пока ещё находится вне спасительной ограды церковной.

Наш народ всегда отличала особая духовная жажда правды, поиск Бога, устремлённость к горнему, способность к самопожертвованию и приверженность высоким нравственным идеалам. Названные качества, без сомнения, составляют наш национальный культурный код. Без них мы превратимся из сплочённого народа, осознающего свою историческую целостность и духовную идентичность, в безликий планктон глобального общества потребления, для которого единственным смыслом жизни будет стремление к биологическому комфорту: сытость и благополучие. Да не будет с нами этого!

Конечно, нельзя не сказать с сожалением о том, что нынешние военные события и санкционное давление спровоцировали усугубление имущественного неравенства и увеличили и без того серьёзное расслоение общества по материальному признаку.

Именно поэтому в этих условиях для государственных властей и представителей бизнеса особенно важно осознавать высокую меру своей социальной ответственности, проявлять деятельную заботу о людях, что, безусловно, послужит упрочению общественной солидарности и сплочённости народа. Когда в дом постучалась беда, очень важно чувствовать не только внимание и поддержку окружающих, но и неравнодушное отношение государства.

Проявление социальной ответственности могло бы реализовываться, например, в более активном участии в благотворительных проектах, в адресной помощи нуждающимся и обездоленным, а также, что важно, во всемерной поддержке наших земляков, подъемлющих на себя ратный труд в зоне проведения СВО.

Знаете, когда читаешь в новостях, что самыми оснащёнными и хорошо экипированными подразделениями мобилизованных бойцов оказываются группы, прибывшие из Чеченской Республики, сердце преисполняется смешанными чувствами. С одной стороны, – это радость за тех людей, который сейчас обеспечены всем необходимым, за руководство республики, которое подходит к делу с таким вниманием и заботой, а, с другой стороны, – это чувства горечи и стыда по поводу того, что далеко не во всех регионах ситуация складывается подобным образом. Невольно вспоминаешь слова апостола Павла, свидетельствовавшего о том, что не пекущийся о своих ближних отрёкся от веры и хуже язычника (1 Тим. 5, 8).

Разумеется, никакими разговорами о высоких идеях и принципах недопустимо лицемерно прикрывать отсутствие материальной поддержки тех, кто в ней действительно нуждается. Помощь ближнему – это и есть реальное проявление нашей христианской веры, действующей любовью (Гал. 5, 6).

Русская Православная Церковь здесь стремится быть добрым и достойным примером. Во всех епархиях регулярно организуется сбор денежных средств, лекарств и иной гуманитарной помощи, которая направляется в зону проведения СВО. Наша Владивостокская епархия и другие епархии Приморской митрополии также активно участвуют в этой программе, помогая беженцам и людям, пострадавшим от военных действий, собирают для воинов и мирных жителей тёплые вещи, продукты и медикаменты. Кроме того, наши священники самоотверженно несут пастырское служение в боевых условиях, духовно укрепляя и поддерживая воинов, сражающихся в зоне проведения СВО.

Два дня назад выступая перед депутатами Законодательного собрания Приморского края, я рассказывал о реальных примерах мужества и героизма, которые проявляют наши клирики. Как вы знаете, указом Президента России иерей Сергий Качев, окормляющий десантный гарнизон, который выполняет боевые задачи в рамках СВО, был награждён Орденом Мужества.

Медаль Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть» была вручена помощнику начальника Тихоокеанского высшего военно-морского училища им. С. О. Макарова по работе с верующими военнослужащими – настоятелю храма святого праведного воина Феодора Ушакова г. Владивостока иерею Александру Жилину.

Пользуясь случаем, хотел бы сердечно поблагодарить не только упомянутых священников, но и всех наших клириков, которые, не жалея живота своего, ревностно исполняют пастырский долг и укрепляют военнослужащих не только на поля боя, на передовой – что, конечно, особый подвиг, но и заботятся о духовно-нравственном состоянии воинства, занимаясь просветительской работой в военных учебных заведениях и располагающихся в Приморье военных базах и частях. Пусть Господь благословит ваши самоотверженные труды и сохранит вас в добром здравии на многая лета.

II. К чему приводят опасные игры с духовностью, или о внутренней силе православной традиции

Как уже было сказано ранее, Господь даёт нам испытания прежде всего для исправления, и в этом смысле период трудностей – это уникальное время. Греческое слово «кризис», которое часто используют для обозначения сложностей и проблем, буквально переводится как «суд». Знание этого лингвистического нюанса помогает по-новому взглянуть на себя, на мир вокруг, на происходящие события.

В связи с этим я хотел бы, чтобы мои нынешние слова воспринимались не как суровое обличение неправд, но прежде всего как призыв к честному, внимательному и серьёзному разговору с самими собой. Правда – великая сила в этом мире, и она заключается прежде всего в том, чтобы уметь быть честными перед самими собой, видеть собственные недостатки, не бояться признавать ошибки, сохранять здравомыслие и трезвую оценку своих поступков и движений души.

Сказав о вызове материалистичного понимания жизни и духовном равнодушии, характерном для общества потребления, следует в продолжение этой мысли перейти к другой экзистенциальной опасности, логично вытекающей из данного вызова.

«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может», – писал Жан-Поль Сартр. Сложно не согласиться с великим французским философом. Однако с горечью следует признать, что, по народной мудрости, свято место пусто не бывает. Когда человек изгоняет из сердца Христа, отказывается от живого общения с Ним в Таинствах Церкви, на Его место приходят другие сущности. Внутренне ощущая потребность в духовном, люди начинают прибегать к так называемым альтернативным формам религиозности, которые, как им кажется, более всего соответствуют их представлениям о духовном мире. Вместо того, чтобы черпать воду из чистого Источника воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14), они готовы пить мутную, отравленную воду эзотерики, оккультизма и всякого рода языческих суеверий.

Православному человеку больно было наблюдать ситуацию, сложившуюся в связи с демонтажом поклонного креста на въезде в посёлок Хасан. Установленный по инициативе местных жителей, освящённый крест, к сожалению, по непонятным для всех причинам, несмотря на пройденные согласования с администрацией поселения, был убран со своего места и найден брошенным на участке, отведённом под строительство храма в том же селе. Традиция сооружать памятные кресты – символ победы Христа над смертью и диаволом – существовала испокон веков в нашем народе. Такие кресты устанавливались при въезде и выезде из городов, ими благословляются путники и, в то же время они служат напоминанием о Боге. Жители посёлка Хасан, разумеется, пребывают в глубоком недоумении и скорби от произошедшего поругания святыни, дорогой для каждого православного человека. Надеюсь, что власть имущие разберутся с этим вопиющим случаем и предпримут все необходимые действия для того, чтобы вернуть крест на прежнее место.

Но демонтажом креста, к сожалению, не заканчивается список неприятных совпадений, хотя в мире духовном совпадений не бывает. В том же районе в бухте с говорящим названием «Троица» скульптор-самоучка сооружает огромные статуи славянских языческих божеств. И самое удивительное, что это преподносится в публичном пространстве чуть ли не с восторгом и восхищением. Хочется только спросить: чему тут можно радоваться?

Мы помним, что в преддверии так называемого «евромайдана» на Украине был сломлен также православный поклонный крест в центре Киева. Такими были «первые ласточки» дальнейших трагических событий, которые, к сожалению, и по сей день не закончились.

События на Украине убедительно показали, к чему приводят опасные игры с историей, с духовной культурой. Многие из нас, думаю, видели страшные кадры из Мариуполя, где в штаб-квартирах неонацистских организаций находили языческую символику, литературу и даже идолов Перуна, перед которым совершались языческие обряды. Неужели даже это не станет для нас суровым предостережением? «Когда пойдешь в поход против врагов твоих, берегись всего худого» (Втор. 23, 9), – говорит нам Господь. Что же мы видим сейчас? Случаи с убиранием крестов, созданием идолов в бухте Троица, увлечением инфернальной эзотерикой – всё это очень тревожные симптомы духовного нездоровья нашего общества, вызванного религиозной всеядностью, поскольку ослабленный духовный иммунитет теряет способность распознавать опасности.

Важно осознать, что военные события на Украине не где-то далеко. Они происходят не просто рядом. Главная борьба, как писал Ф. М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы», всегда идёт в душах и сердцах людей. Наши ребята с Приморья сражаются сейчас на передовой и вносят свой важный вклад в победу над неонацизмом, над идеологией ненависти и национального превосходства. Возможно ли успешно вести эту борьбу, если в тылу обращаются к силам, противным тому, ради чего наши воины жертвуют своей жизнью?

Думаю, что за последние месяцы, пытаясь найти ответы на волнующие вопросы, многие успели прочитать книгу святителя Николая (Велимировича) «Война и Библия», в которой сербский иерарх представляет библейский взгляд на причины, цели и возможные исходы военных конфликтов. Вот так он пишет о людях, которые неразборчивы в выборе духовной помощи: «Лишённые какого-либо нравственного и духовного мерила, готовы они в минуту опасности вступить в союз даже с диаволом, лишь бы только в данном конкретном случае одержать победу. Не смотрят они ни на дух, ни на мораль народа»[1]. Но такой союз с богопротивными силами – подчёркивает святитель Николай и приводит соответствующие примеры из Священного Писания – приносит лишь зло. «Божия воля отдаст победу той стороне, которая будет хранить саму чистую и самую крепкую веру в Бога и со всей серьёзностью соблюдать Божий закон»[2], – решительно заключает сербский святитель.

Борьба за духовный суверенитет и духовную самобытность нашего народа невозможна без верности православной традиции. В ней и необходимо черпать силы для победы, а не в набивании на теле татуировок со славянскими и руническими оберегами или в обращении к магическим обрядам, ведуньям и экстрасенсам.

Не будем забывать о том, что наши главные помощники и самые надёжные союзники – это прежде всего Сам Господь и Его великие святые, среди которых было также и немало воинов.

Пусть пример святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, преподобных монахов Александра Пересвета и Андрея Осляби, праведного адмирала Феодора Ушакова и других угодников Божиих, к которым будем обращаться за поддержкой и наставлением в сии непростые времена, вдохновляет нас, ободряет духовно и укрепляет в вере.

III. О внешних «мире и безопасности» (1 Фес. 5, 3) и истинном мире Божием, превосходящем всякое разумение (Фил. 4, 7)

Кто из нас не желает своему Отечеству и народу благополучия, мира и процветания? Это естественное желание и стремление для каждого человека. О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Православная Церковь горячо молится на каждой Литургии. И в эти трудные месяцы мы возносим сугубые прошения ко Господу, дабы Он приклонил к нам Свою милость, обновил в людях любовь и единомыслие, даровал крепкий и необоримый мир.

Однако внешний мир и благоденствие не являются абсолютными ценностями, как это пытаются представить некоторые общественные силы. Важно качество мира. Есть в народе нашем такая поговорка: «Худой мир лучше доброй ссоры». По житейскому разумению, кажется, всё верно. Но едва ли можно применить её к духовной жизни. Внешний мир зыбок, и как бы нам ни твердили вокруг «мир и безопасность», мы понимаем, что пагуба может наступить совершенно внезапно (1 Фес. 5, 3).

Нам часто не дано влиять радикальным образом на внешние обстоятельства, но мы можем приблизить установление мира, если прислушаемся и будем следовать совету преподобного Серафима: «Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи». Если перевести эти слова на понятный современникам язык, то получится, что качество внешнего мира напрямую зависит от нашего внутреннего духовного устроения. Молясь о мире внешнем, Церковь призывает Своих верных чад к обретению прежде всего мира вышнего, который не определяется внешними обстоятельствами и стяжается благодатью Божией в ответ на движение человеческого сердца ко Христу.

Первым же шагом на этом пути должна быть решимость примириться с Богом, отказавшись от греха, готовность искать во всём волю Господа и следовать Его святым заповедям. Посылая Своих учеников на проповедь, Христос наставлял их: «В какой дом войдёте, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится» (Лк. 10, 5–6). Если будем готовы следовать Божией воле, благой, угодной и совершенной (Рим. 12, 2), если пребудет среди нас сей сын мира, то, верю, что Господь не только не оставит нас без Своей милости, но и щедро одарит различными благословениями.

 «Блажен народ, во время благоприятное сбросивший доспехи своих грехов как оружия против Бога. <…> Великая миссия в мире откроется такому народу. И будет он светом для всех остальных наций. И прославит его Господь Бог славой невиданной и благословит его Своим вечным благословением»[3]. Этими вдохновляющими словами святителя Николая Сербского хотел бы закончить своё выступление и пожелать, чтобы дни Рождественского поста, когда мы готовимся торжественно встретить Богомладенца Христа, стали для нас благоприятным временем духовно-нравственного возрастания и совершенствования. Да поможет нам в этом Господь.

Призываю на вас благословение Божие и благодарю за внимание.

*****

[1] Святитель Николай Сербский (Велимирович). Война и Библия / Пер. с серб. С. П. Фонова. М.: Сибирская Благозвонница, 2022. С. 123.

[2] Там же. С. 233.

[3] Там же. С. 284–285.



Читать все


Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Богословский факультет Российского православного университета святого Иоанна Богослова объявляет набор абитуриентов на 2024/ 2025 учебный год
23.04.2024
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Российский православный университет святого Иоанна Богослова объявляет набор абитуриентов на богословский факультет по программам «Богословие, государство,
Митрополит Владимир: «Исторические пути Православия в Приморье тесно переплетены с освоением юга Дальнего Востока России»
03.04.2024
3 апреля 2024 года митрополит Владивостокский и Приморский Владимир выступил с докладом на пленарном заседании научно-практической конференции «Богословие, Церковь в прошлом и настоящем: актуальные вопросы», посвященной 125-летию Владивостокской епархии

Популярное

Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Владивостокской епархии и Банк еды «Русь» провели совместный благотворительный проект
26.03.2024
22-23 марта в магазинах «Пятерочка» прошла благотворительная акция «Корзина доброты» при поддержке Банка еды «Русь» и X5 Group. В акции участвовали прихожане Покровского храма г. Владивостока и храма преподобного Серафима Саровского г. Уссурийска
Состоялось совещание, посвященное организации торжеств, приуроченных к 120-летию явления Порт-Артурской иконы Торжества Пресвятой Богородицы
25.03.2024
Под председательством митрополита Владивостокского и Приморского Владимира состоялось совещание, посвященное организации торжеств, приуроченных к празднованию 120-летия явления Порт-Артурской иконы Торжества Пресвятой Богородицы

Наверх