Новости епархии 2015

Елена Тимошенко: "Воскресная школа – это будущее прихода"

Дата публикации 22.11.2015   Количество просмотров 9145
Елена Тимошенко:

Специалист Епархиального отдела религиозного образования и катехизации, ответственная за сектор воскресных школ, Елена Дмитриевна Тимошенко рассказала о проходящей в епархии Аттестации воскресных школ.

– Елена Дмитриевна, Вы уже рассказывали об аттестации воскресных школ.  Напомните нашим читателям о цели этой работы.

– Цель аттестации – создание единого реестра воскресных школ. В ходе предстоящей аттестации предполагается распределить все воскресные школы по трём типам:

- Центр духовно-нравственного воспитания (как отдельное юридическое лицо);

- Воскресная школа (без юридического лица);

- Воскресная учебно-воспитательная группа.

В связи с выходом нового стандарта требуется привести воскресные школы к единому виду, для чего и проводится данная аттестация. Планируется 8-летняя программа воскресной школы. 2 года – подготовительная ступень и по три года начальная и основная ступени.

 

- Откуда начали аттестационные проверки?

– Мы с членами аттестационной комиссии начали аттестационную проверку с воскресных школ благочиний  IV,  V и  VI округов. Школы, существующие при приходах в этих благочиниях, очень разные,  в первую очередь, по материально-техническим условиям.

 Напомню, что для определения статуса школы необходимо учитывать три критерия: материально-техническое обеспечение (наличие учебных классов, учительской, санузла, библиотеки, доступа к сети Интернет), уровень подготовки педагогического состава и, собственно, содержание преподавания: наличие Программы учебно-воспитательной деятельности, программ по отдельным предметам. При этом программы по вероучительным дисциплинам должны соответствовать новому Стандарту учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) русской православной церкви на территории Российской Федерации.

Полностью соответствуют этим требованиям воскресные школы   храмов святителя  Николая, архиеп. Мир Ликийского и  прп. Серафима Саровского в  г. Уссурийске,  храма Вознесения Господня в г. Спасске - Дальнем. Школы размещаются в новых зданиях, оснащены современным оборудованием, имеют все необходимые учебно-методические материалы для преподавания, высококвалифицированный  педагогический состав. К сожалению, острыми  для некоторых храмов остаются две проблемы – наличие отдельных, приспособленных для занятий и соответствующих  санитарно-гигиеническим нормам помещений, и кадровый состав. Проблемы с помещениями существуют, например, в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Уссурийске, в храме Покрова Пресвятой Богородицы с. Покровка. К сожалению, отсутствие педагогов в нынешнем учебном году стало причиной отказа от прохождения аттестации воскресной школы храма Вознесения Господня в п. Ярославский.

 

– Расскажите о педагогах воскресных школ.

– Аттестация воскресных школ предполагает мониторинг учебно-воспитательной деятельности, связанный с посещением занятий, знакомством с системой преподавания вероучительных дисциплин. Педагог воскресной школы  - особенный: он должен обладать не только высоким интеллектуальным и методическим уровнем, вероучительными знаниями, но и нести в своем сердце огонь веры и желание жертвенного служения Церкви на ниве православного образования.  Уроки, которые мы посетили, оставили самое хорошее впечатление: высокий уровень преподавания, интересные методические находки, использование современных средств обучения.  В условиях близких к подвижническим люди работают (часто просто во славу Божию) с большой любовью к детям и к Богу.

В глубинке всё держится на энтузиазме педагогов, которых удалось найти и привлечь к работе в воскресной школе. Большинство из них работает бесплатно. В основном, это педагоги общеобразовательных школ, имеющие педагогическое образование и навыки работы с детьми. У многих есть второе – богословское – образование, полученное на наших катехизаторских двухгодичных курсах.

– Священники преподают в воскресных школах?

 Очень важно, когда священники преподают в воскресных школах. К сожалению – это единицы. И в этом я вижу проблему. Там, где священник погружён в жизнь школы, там более полноценные и воспитание, и преподавание.

Роль настоятеля – определяющая: от   его отношения к нуждам школы, понимания ее задач зависит во-многом зависит приобщение детей ко Христу, укрепление их в вере и благочестивой  жизни.

 Я хотела бы процитировать доклад Святейшего Патриарха Московского всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании духовенства города Москвы 28 декабря 2012 года: «Хотел бы обратить внимание на самый важный аспект деятельности воскресных школ. Их главной целью является приобщение людей ко Христу, укрепление их в вере и богоугодной жизни, наставление в законе Господнем. Приходские школы … не должны превращаться лишь в места проведения досуга, клубы по интересам, в церковный вариант «дворца пионеров». Необходимо всегда помнить, что их основная задача — привести человека к Богу, способствовать его духовному возрастанию».

Это очень серьезные задачи, и в одиночку, без поддержки и участия в педагогическом процессе священников,  их не решить. Там, где этого не происходит – всё держится только на энтузиазме учителей. Понятно, что у священника множество направлений работы, но воскресная школа – это будущее прихода.

Второй момент – это воспитательный, связанный с тем, что  современная школьная педагогика – женская, тогда как роль мужчины в воспитательном процессе очень важна. Слово священника может оказаться  и более грамотным с вероучительных позиций, и более действенным и авторитетным в процессе духовного воспитания.

Для священника очень важна такая работа – он может наблюдать духовный рост учеников – своих маленьких прихожан.  И ещё одно замечание. В каждой школе  сложились свои  традиции присутствия на Литургии. В некоторых школах ребята сначала участвуют в службе, а затем, после причастия и трапезы приступают к занятиям. В некоторых школах присутствие детей на службе  ограничивают только Символом веры и  евхаристическим  каноном.  Для нас это еще один своеобразный мониторинг: по тому, как дети стоят на службе, с каким отношением они  подходят к исповеди и Причастию,  можно судить,  достигнут ли главный личностный результат – осознает  ли себя наш воспитанник православным христианином.

– Что нового сейчас в обучении в воскресной школе?

– Сейчас Стандарт воскресной школы ориентирован на Федеральный государственный образовательный стандарт общеобразовательной школы. В него вникнуть непросто, необходимо разобраться в разнице между предметными и личностными результатами.  Во главу угла Стандарт ставит личностный рост ученика,  осознающего себя православным христианином, чадом Русской Православной Церкви, и реализующего в своей жизни традиционные православные ценности.

Ученики воскресных школ должны не просто обладать суммой знаний о Ветхом и Новом Завете, истории Церкви. Сколько мы знаем таких детей, у которых со знаниями всё в порядке, но каким он был невоспитанным и бескультурным, таким и остался, только якобы воцерковлённым,  ничего в душе не прибавилось, не изменилось.

Сумма знаний не так важна. Человека можно научить, где найти нужную ему информацию, а цель воспитания, цель работы воскресной школы – научить быть человеком, овладеть навыками добродетельной жизни.  Мы рекомендуем учителям воскресных школ не перегружать детей информацией, а стараться через Библейские сюжеты научить их разбираться в себе и в окружающем мире. Чтобы наши воспитанники не думали, что Евангелие само по себе, а их собственная семья, их собственная жизнь – сама по себе;  научить христоцентричному отношению к себе и миру.

– С какими проблемами сталкиваются учителя воскресных школ?

 Учителям старой формации, имеющим колоссальный богатейший педагогический опыт работы в воскресной школе, которые всю душу вложили в свою школу, имеющие замечательные наработки, элементарно не хватает знаний и умений владения компьютером. В маленьких храмах, воскресных школах учитель может быть один. А объём документации, который необходимо  представить к аттестации, просто огромный. Теперь эти пожилые учителя зачастую отказываются работать, потому что физически не могут подготовить  такой объём документов. Не потому, что не знают как, а потому, что нужна помощь в работе с компьютером, помощь в наборе текста.

Здесь священники могли бы поддержать – и премией, и найти молодых помощников. В этом деле очень часто нужна помощь секретаря: набрать, отформатировать, распечатать. С этим легко могут справиться молодые члены прихода и даже старшеклассники. Может быть, педагог наговорил бы на диктофон, а кто-то расшифровал бы и набрал. Подсказать священникам, что нужно помочь учителям воскресной школы – с этим предложением я собираюсь обратиться к митрополиту Вениамину.

– Что-то уже сделано в этом направлении?

– Видны плоды общения и взаимодействия воскресных школ. Школы друг на друга смотрят и учатся, помогают друг другу разработками.

В некоторых школах работают не просто учителя, а методисты районных методических служб. Они сделали настолько образцовые документы, что там, где есть какая-то пробуксовка, мы показываем им образцы этих подготовленных документов, чтобы они могли вставить свои наработки. То есть теперь у тех, кто не знал, как подступиться к оформлению пакета документов, необходимых для аттестации, есть канва, основа.

– Какие следующие действия по аттестации?

Заканчивается аттестация  воскресных школ благочиний  IV,  V и  VI округов. В середине декабря члены аттестационной комиссии во главе с Владыкой Иннокентием, в присутствии настоятелей храмов, руководителей воскресных школ проведут итоговое заседание, на котором будут подведены итоги проверки. На этом заседании окончательно определится статус школ и будут вручены свидетельства о прохождении аттестации.

А впереди – аттестация I и III благочиний, которая завершится в апреле.

– Спасибо. Божией помощи! Закончить хочется словами великих русских святителей:

«Юность – это время борьбы за искоренение страстей и утверждение добрых расположений». Такое определение мы находим в труде святителя Феофана Затворника «Начертание христианского нравоучения». Борьба эта протекает внутри человека, но может быть и должна быть направлена в сторону укоренения добра в юношах и девушках мудрыми наставниками извне.

Как крик души, звучат слова святителя Игнатия Брянчанинова, адресованные тем, на ком лежит ответственность за воспитание молодёжи:

«Воспитатели и наставники! Доставляйте юношеству хорошие навыки, отвлекайте его, как от великого бедствия, от привычек порочных. Порочные навыки — как оковы на человеке: они лишают его нравственной свободы, насильно держат в смрадном болоте страстей».

«Для погибели человека, – пишет святитель в «Аскетических опытах», – достаточно одного порочного навыка: он будет постоянно открывать вход в душу всем грехам и всем страстям».

Теги:
воскресная школа аттестация Образовательная деятельность


Читать все


Новости по теме

Выступили со спектаклем "Золотой ключик"
25.11.2022
Владивосток. 20 ноября 2022 года, воспитанники Воскресной школы храма Казанской иконы Божией Матери по благословению настоятеля протоиерея Ростислава Мороза, выступили совместно с ребятами из театральной студии
Круглый стол о вызовах трансгуманизма состоялся в рамках Рождественских чтений
25.11.2022
Владивосток . 23 ноября 2022 года в актовом зале епархиального управления состоялся круглый стол "Трансгуманизм как вызов традиционным христианским ценностям". Он был организован миссионерским отделом, Духовным центром и отделом
Спецкурс "Современные проблемы православного богословия" реализует кафедра теологии ДВФУ
23.11.2022
Владивосток . Совет по развитию теологического образования в Приморской митрополии поддержал новый формат привлечения к чтению лекций  в ДВФУ известных богословов и преподавателей ведущих духовных школ Русской Православной Церкви. Так на
Начат курс лекций по деструктологии
10.11.2022
Продолжается обучение священников и преподавателей в рамках проекта «Духовно-нравственное воспитание в молодёжной и подростковой среде». В ноябре 2022 года прошли лекции по деструктологии, проведённые  Силантьевым Романом
Священник прочитал лекцию учителям
07.11.2022
Владивосток . 2 ноября 2022 года в Приморском краевом институте развития образования в рамках повышения квалификации для учителей Приморского края, преподающих ОРКСЭ, состоялась лекция на тему "Основы христианского вероучения". На ней
Подведены итоги регионального этапа международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»
06.11.2022
Владивосток . В рамках работы XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные проблемы современности и духовный выбор человека» состоялось заседание конкурсной комиссии регионального этапа Международного конкурса

Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Межведомственная комиссия решила открыть в Духовном училище Центр подготовки приходских специалистов
30.12.2015
Владивосток. На базе Владивостокского духовного училища в 2016 году будет открыт Центр подготовки приходских  специалистов. Это решение было принято 17 декабря 2015 года на 16-м заседании Межведомственной комиссии при Учебном комитете
Накануне Нового года жители села Амгу приняли Святое Крещение
29.12.2015
Арсеньев - Амгу. Как сообщила пресс-служба Арсеньевской епархии , накануне Нового года жители таёжной глубинки приняли Святое Крещение. Событие стало возможным благодаря миссионерской поездке, которую возглавил епископ Арсеньевский и Дальнегорский

Популярное

В рамках регионального этапа XXXI Международных Рождественских образовательных чтений в ПК ИРО состоялась научно-практическая конференция «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи»
02.11.2022
Владивосток . 1 ноября 2022 года в рамках регионального этапа XXXI Международных Рождественских образовательных чтений: «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» в Приморском краевом институте развития образования ...
Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир и глава города Владивостока К.В. Шестаков обсудили вопросы благоустройства территории Спасо-Преображенского собора
19.11.2022
В ходе рабочего совещания на строительной площадке Спасо-Преображенского кафедрального собора митрополит Владивостокский и Приморский Владимир и глава города Владивостока К.В. Шестаков обсудили благоустройство прилегающей к собору территории

Наверх