Статьи

Научиться со-страдать

05.06.2009

Протоиерей Аркадий Шатов во ВладивостокеВ рамках IX Дальневосточных образовательных чтений, состоявшихся во Владивостоке с 18 по 22 мая, выступил наш гость из столицы, известный многим приморцам по его передачам на радио «Радонеж». Он рассказал о своем опыте социальной деятельности.

Забота о ближнем через церковные таинства

Мы живем в постсоветском обществе, где разрушена (и слава Богу) система социального обеспечения, которая существовала в советское время. Система была государственной и очень часто не решала проблемы, а загоняла их внутрь, выносила за рамки общественного сознания и выдавала желаемое за действительное. Коммунисты и большевики, строя рай на земле, старались прятать случаи, не соответствовавшие этой задаче. Например, людей с ограничениями помещали в дома инвалидов. Наверное, они думали, что страданий не будет. Но страдания существовали, существуют, и им не будет конца до скончания этого мира. Поэтому структура соцпомощи при советской власти была несовершенной, и, кроме всего прочего, она не имела основы.

Люди, которые занимались социальным служением и которые занимаются им сейчас, в большинстве своем не являются христианами и не имеют достаточно сил для того, чтобы осуществлять это служение любви. А социальное служение — это служение любви. Не имеющие сочувствия и сострадания к людям, не могут им и сострадать. Очень часто в соцучреждениях люди становятся жестокими, циничными — и не потому, что они хуже, чем мы сами, не потому, что мы какие-то особенные, а потому, что сама эта система делает их другими. Не имея церковных основ, не участвуя в церковных таинствах, люди не могут быть другими. Бывают, конечно, и исключения среди атеистов, но все-таки вышесказанное является общим правилом.

Молиться о тех, кому помогаем

Христианское служение ближнему должно обязательно совмещаться со служением Богу. И здесь можно использовать опыт католиков. Мы были в гостях в общине святого Эгидия. Там очень хорошо относятся к православным, не пытались обратить нас в свою веру. Мы с ними вопросы веры не обсуждали. Мы не можем с ними служить литургию, не можем вместе молиться, но все-таки можно у них поучиться, как они делают доброе дело. Это, конечно, в укор нам. Потому что мы, имея полноту знания о Боге, имея неискаженную апостольскую веру, не знаем того, что знают они. У них такой принцип служения: они каждый день собираются, чтобы помолиться о тех, кому они помогают, они обязательно участвуют в литургии, обязательно часто причащаются святых Христовых тайн. И у них такая обращенность к Богу, участие в церковных таинствах обязательно сопровождают помощь ближнему. Они не занимаются словесной проповедью и не навязывают свою веру, но сами для себя они считают очень важным сохранять свое общение со Христом и углубляться в духовную жизнь. Чтобы быть ближе ко Христу в Его таинствах, чтобы быть ближе Ему в служении ближнему. И это очень важно, иначе выхолостится то дело, которое мы делаем.

Мы должны, совершая служение ближнему, узнавать в нем Христа. Если мы не знаем Христа в Его таинствах, если мы не знаем слово Божие, если мы не знаем словесные иконы Христа, не знаем Евангелие, то, конечно же, и в ближнем Христа мы не сможем узнать. Это самое главное отличие служения социального христианского от социального служения в государстве. И собираясь вместе идти помочь людям, надо помолиться о них, иначе и нас может настичь «синдром выгорания», когда социальная работа теряет смысл и теряется сама любовь.

Обращение к личности

Другой очень важной стороной является то, что мы должны лечить не болезнь, а человека. Поэтому, сталкиваясь с нуждающимися людьми, с бездомными, с наркозависимыми, с детьми-инвалидами, с больными в больницах, мы должны постараться обязательно увидеть и узнать личность этого человека и своей помощью к нему обращаться именно к этой личности. Не просто найти бездомному жилье, не просто найти тарелку супа голодному (это тоже, конечно, важно и нужно), не просто помочь человеку избавиться от наркотиков, а понять, почему это с ним происходит, почему он стал таким. Наверное, какие-то другие проблемы есть у него, грехи, может, какие-то, может быть, какие-то склонности личности его к этому привели, может быть, дефицит любви в детстве. Для того, чтобы помочь каждому, надо решить проблему каждого, а не какую-то общую. Нельзя, например, принять общую программу реабилитации, нужен контакт с каждой личностью. И в этом тоже состоит отличие социального церковного служения. Для нас душа каждого человека важна так же, как состояние общества. И мы на одного человека можем потратить столько времени и сил, сколько это нужно этому человеку, не экономя времени.

Полюбить страдание

Есть еще одна очень важная тема, о которой нужно сказать. Мы, когда были у отца Иоанна Крестьянкина в Псково-Печерском монастыре, с ним советовались, как нам устроить наше училище сестер милосердия. Он сказал: «Задачей сестры милосердия является помочь больному полюбить свою болезнь». В общем-то странные слова: как это — полюбить свою болезнь? Ее надо лечить, почему ее надо любить? Мне кажется, это очень глубокие слова, я даже не сразу их понял. Как это — полюбить свою болезнь? И сейчас у меня нет ответа на этот вопрос, я не знаю, как это сделать. Это задача, поставленная старцем перед всеми людьми, которые занимаются социальным служением.

Задача при работе с нищи ми — научить нищего полюбить свою нищету. Задача для инвалида — помочь полюбить свою ограниченность. Задача для больного — полюбить страдание и понять его смысл. У владыки Луки есть такая замечательная книга: «Я полюбил страдание». Он понял, как полезно болеть, как полезно быть в заключении, как полезно для человека то, что Бог попускает для нашего спасения. И, конечно, нельзя это делать так: пришел и сказал: ты знаешь, хорошо, что ты заболел, это Бог тебе попускает… это заболевание раком тебе за грехи, Бог призывает тебя к покаянию, ты должен Бога благодарить, что ты умрешь через три месяца… Конечно, это неправильно. Но все-таки надо помочь человеку понять, что страдание в этом мире неизбывно, оно просто перетекает из одного в другое. Страдает младенец, рождающийся на свет, страдает старик, умирающий от болезни, страдает любой человек, не только инвалид, не только нищий. И богатые тоже плачут, как известно. Понять смысл страдания. Если человек понимает это, то тогда легче ему будет переносить страдание. Может быть, это наша самая главная задача.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх