Статьи

В школах вводится новый учебный курс «Духовно-нравственное воспитание»

24.08.2009

В середине июля этого года состоялось совещание по вопросам преподавания в школе основ религиоз- ной культуры и светской этики и введения в Вооруженных силах института воинских и флотских священнослужителей. Сюда были приглашены представители традиционных конфессий. Президент России Дмитрий Медведев предложил вариант преподавания этого предмета, учитывающий позиции как атеистов, так и верующих и не нарушающий Конституцию.

Президент подчеркнул, что государство и конфессии отделены друг от друга, поэтому в школах преподавать духовно-нравственное воспитание будут только светские преподаватели, а ученики и их родители сами выберут, какой из трех курсов изучать в рамках дисциплины. Выбор из трех — это изучение либо истории и основы культуры одной религии (православие, ислам, буддизм, иудаизм), либо истории основных мировых религий, либо курс «Основы светской этики». Президент подчеркнул, что выбор должен совершаться только добровольно и любое принуждение в этой сфере недопустимо.

Учебники будут разрабатываться с привлечением представителей всех основных конфессий, заявил корреспонденту «Газеты» министр образования и науки Андрей Фурсенко. Президент принял такое решение после того, как на его имя поступили обращения от лидеров двух ведущих российских конфессий.

Дмитрий Медведев также подчеркнул, что введение дисциплины будет происходить постепенно, и во всех школах страны она появится не раньше 2012 года. А в течение ближайших трех лет предстоит обкатка предмета в школах 18 регионов. В свою очередь А. Фурсенко рассказал корреспонденту «Газеты», что эти регионы уже выбраны и представляют все федеральные округа. Министр назвал некоторые регионы: Тамбовская и Тверская области, Чувашия и Башкирия, Еврейская автономная область. Эксперимент затронет 12 тыс. школ, или каждую пятую в стране, в которых учатся в общей сложности 256 тыс. школьников.

Также принято решение, что предмет уместится в две школьные четверти. Первые уроки по духовно-нравственному воспитанию по планам Минобрнауки пройдут в школах уже в марте 2010 года, эта дисциплина будет преподаваться на протяжении последней четверти в четвертом классе и пер- вой — в пятом классе. Выбор именно четвертого и пятого классов как стадии для изучения предмета Фурсенко объяснил тем, что в возрасте 10–11 лет, по мнению специалистов, дети наименее конфликтны.

Как рассказал министр, предмет будет разделен на три модуля. В первый войдет история и основа культуры одной из традиционных религий. Второй предназначен для тех школьников, которые хотят изучать историю сразу всех основных мировых конфессий. Третий рассчитан на учеников, не придерживающихся никаких религиозных убеждений, и будет называться «Основы этики». Таким образом, каждый класс будет разбит на группы, а школьники и их родители самостоятельно решат, какой из трех модулей изучать. Как подчеркнул А. Фурсенко, «обучение в рамках одного из этих модулей будет обязательным». «Не может быть такого, что кто-то из учеников будет это время просто прогули- вать», — сказал он.

По каждой теме будут написаны отдельные учебники, к подготовке которых привлекут представителей всех основных конфессий.

Министр также сообщил, что основные финансовые ресурсы будут направлены на переподготовку учителей, для которых проведут вне-очередной курс повышения квалификации. Фурсенко пояснил, что, скорее всего, преподавать новый предмет начнут педагоги гуманитарных предметов, но вполне вероятно, что подключатся учителя естественных наук. По его оценке, нужно будет обеспечить переподготовку более 40 тыс. учителей.

Комментарий

С. В. Суслова, руководитель Лаборатории основ православной культуры ПИППКРО.

— Как известно, по решению президента РФ в 18 регионах страны с весны 2010 г. начнется эксперимент по преподаванию предмета «Духовно-нравственное воспитание». Приморский край пока не входит в число участников эксперимента, но, учитывая пожелание президента, что к 2012 году такой курс должен быть введен повсеместно, мы тоже должны к этому серьезно готовиться. Ключ к успеху — подготовка требуемого количества преподавателей, способных качественно вести такой предмет. Учитывая, что школ в крае порядка шестисот, можно представить себе серьезность задачи.

Протоиерей Ростислав Мороз, председатель отдела религиозного образования Владивостокской епархии Русской Православной Церкви.

— Решение президента о введении предмета «Основы религиозной культуры», или, в редакции министра образования, «Духовно-нравственное воспитание», поистине является историческим. Им положен конец многолетнему спору, быть или не быть в светской школе преподаванию дисциплин, содержащих религиозные компоненты. Спор, конечно, странный, ибо около 90 процентов граждан современной России определяют себя как верующие. Просто такой длительный период тотального атеистического воспитания не мог быть быстро преодолен. Милостью Божией, теперь мы уже не будем спорить, преподавать или не преподавать, но будем определяться, что преподавать и как. Что тоже не будет простым процессом, ибо мнения представителей религиозных конфессий и многих светских чинов- ников от образования не во всем совпадают. Но здесь главное — это начать. Учитывая, что положительного опыта преподавания подобных предметов уже накоплено очень много, он будет востребован и будет распространяться, и сдержать этот процесс не сможет никто. Хотя бы потому, что всегда хочется, «чтобы у меня было не хуже, чем у соседа». Самое главное замечание, которое хочется сделать, это то, что успех или неуспех всего предприятия будет зависеть от того, какое направление будет выбрано магистральным. Что мы хотим больше сделать: просто дать детям основы религиозных знаний или выстроить нормальную систему воспитания. Просто дать основы религиозных знаний — затея пустая и бессмысленная. Это можно сделать и в рамках МХК, истории и т. д. Наши дети и так перегружены информацией. А вот сделать такой предмет основой воспитательной системы школы — дело очень перспективное. Во всяком случае, лучший опыт, который сегодня имеется, выстроен именно так. А это дает надежду.

Анна Здор, зам. заведуюущего кафедрой теологии и религиоведения ДВГУ:

— На самом деле возможности для подготовки преподавателей данного профиля существуют в России уже 15 лет, поскольку ровно столько в государственных вузах действуют факультеты теологии, студенты которых изучают основы духовной культуры. Преподается православная культура, но есть также факультеты исламской и иудейской теологии. Причем государственный образовательный стандарт по теологии предусматривает, наряду с изучением базовых богословских дисциплин, освоение также предметов психолого-педагогического цикла, поэтому выпускникам присваивается двойная квалификация «теолог; преподаватель».

В Дальневосточном государственном университете отделение теологии и религиоведения существует уже одиннадцатый год. Мы всегда стремились к тому, чтобы дать нашим студентам максимально широкую гуманитарную подготовку, которая позволила бы им работать в светских учебных заведения. Окончив университет, они могут преподавать не только основы православной культуры, но и историю религий, и этику, и историю мировой художественной культуры, а также другие дисциплины обществоведческого и культурологического циклов.

Подробную информацию об отделении теологии и религиоведения ДВГУ можно получить на сайте http://teologia.ru или по телефону: (4232) 45-28-82.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх