Статьи

В Ростове-на-Дону найден список Порт-Артурской иконы с автографом автора

02.10.2009

Здравствуйте, уважаемые сотрудники епархиального управления и администраторы сайта Владивостокской епархии!

Я священник Григорий Гриднев, клирик Ростовской-на-Дону епархии, настоятель Сретенского архиерейского подворья, ректор Ростовского миссионерского Духовного училища. По благословению правящего архиерея хочу сообщить вам об обнаружении мною в Сретенском храме г. Ростова-на-Дону авторского оригинала Порт-Артурской иконы. Краткая статья прилагается мною к этому сообщению.

В настоящее время ведется первичная реставрация иконы и составление ее описания специалистами Министерства культуры Ростовской области. Предстоит также и непростая архивная работа по выяснению истории данной иконы, в чем я рассчитываю и на помощь специалистов Владивостокской епархии.

Искренне хочется надеяться, что обнаружение Порт-Артурского образа в год ее первого общецерковного прославления послужит укреплению Православия как на Дальнем Востоке, так и здесь, на южных рубежах Отечества, и станет залогом сотрудничества и братского взаимообщения между нашими епархиями.

С уважением, иерей Григорий, 25 августа 2009 г.

Икона обнаружена в июле этого года в храме во имя Сретения Господня Сретенского архиерейского подворья г. Ростова-на-Дону. Храм расположен в бывшей станице Александровской области Войска Донского (с 1962 г. территория станицы вошла в состав г. Ростова-на-Дону). Станица ведет свою историю с середины XVIII века, и тогда же, в 1766 году, был построен деревянный Сретенский храм. Каменный храм с приделами во имя святителя Николая и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», был построен усердием станичников в 1907–1911 гг.

Каким образом икона оказалась в этом храме — пожертвовал ли ее кто-то из прихожан, была ли она перенесена из других, закрывавшихся в годы гонений хра- мов, — пока не ясно. Известно, что казаки Александровской станицы принимали активное участие в боевых действиях во время Русско-японской войны, а по устным свидетельствам в храме находилась мемориальная доска с именами казаков, погибших в годы войны 1904–1905 гг.

По рассказам старожилов, икона издавна находилась в храме, но в послевоенные годы особого внимания верующих к себе не привлекала. До последнего времени она находилась под оконным проемом правого придела в ряду многих других икон и была обнаружена новым настоятелем храма иереем Григорием Гридневым во время ревизии имущества и икон храма.

Икона находилась в массивном золоченом окладе, как можно предположить, того же времени изготовления, что и сама икона. Состояние иконы весьма удовлетворительное — красочный слой сохранился без записей, по всей видимости, производилась только промывка иконы. По своему изображению и технологии изготовления она точно совпадает с широко известным владивостокским списком. Более выразительными, по сравнению с владивостокским образом, являются изображения лика Богородицы и деталей пейзажа. Не совпадают и размеры этих двух образов. Размеры обнаруженной иконы, в сопоставлении с данными современников, уменьшены (35,4 х 53,6 см), но пропорциональное соотношение сторон точно соответствует сохранившейся фотографии оригинала (0,66). Совпадают с фотографией и прочие детали изображения, за исключением георгиевских крестов в орнаменте обрамления образа. На камне под ногами Богородицы находится автограф автора иконы — киевского живописца П. Штронды — «П. Ш.». По технике исполнения, выразительности и стилистике изображения заметна рука опытного живописца, что вряд ли оставляет сомнение в подлинности авторства этой иконы.

Все это служит свидетельством причастности найденной иконы к истории создания Порт-Артурского образа, что придает ей особую достоверность и духовную значимость.

От редакции: Вопрос об авторстве Порт-Артурской иконы остается противоречивым."Владивостокские епархиальные ведомости"  (1904, № 11, 23 сентября) со ссылкой на "Церковный вестник" написали, что икона Богоматери действительно написана по указаниям и даже отчасти рисунку старца-севастопольца сестрами одного из киевского женских монастырей и была доставлена в Петербург в квартиру адмирала Верховского, который взля на себя труд доставить ее по назначению - в Порт-Артур.

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх