Статьи

Обучая – «не блажить»

05.05.2010

14,59 KbНеобходимо широко взглянуть на проблему содержания образования и проблему православной культуры. Интересно, что преподавать предмет начали, а когда задаешь вопрос: «Что такое православная культура?», на него мало кто может ответить. Некоторые отвечают, что православная культура — это культура нашей Церкви.

Надо сказать, что православной культуре 2 000 лет: она включает и античность, и святоотеческое византийское наследие, и историю русской культуры. Русская культура внесла огромный вклад в православную культуру, но понятие православной культуры шире. Если мы говорим о том, что нам необходим учебник православной культуры в цивилизационном плане, то это крайне сложная задача. Что мы можем сделать? Взять определенные направления для своей деятельности. При этом мы должны понимать, что православная культура — это величайшая культура мира. Дело в том, что с нами чаще всего разговаривают пренебрежительно: «Ну ладно, идите, преподавайте какую-то культуру», не понимая, что культуры лучше, возвышеннее и благороднее, чем православная, в мире просто не было.

Что произошло после падения Римской империи? Ее цивилизацию унаследовала Византия. Куда ушли византийские ученые, богословы, художники, поэты после падения Константинополя? Они отправились в Европу. Европа как бы подпиталась этим богатством. Куда отправились после революции 1917 г. лучшие русские философы? Они стали преподавать в университетах духовно погибающей Европы. Какие мощные импульсы дает православная цивилизация угасающей Европе в моменты катаклизмов!

Нельзя сводить православную культуру к одному предмету. Духовно-нравственный компонент должен присутствовать во всех предметах, и каждый преподаватель на своих занятиях (литературе, истории, химии) найдет это содержание и, основываясь на нем, будет вести учеников ко Христу, к свету, ко спасению. Но в этом случае важно не упустить из виду один момент. Мои многолетние наблюдения говорят о том, что, как только учитель начинает преподавать православную культуру, он становится немножко ненормальным, и это наша беда. Как только человек становится православным, он начинает немножко «блажить». Все новоначальные отличаются слишком большой ревностью о православии. Они что-то придумывают, живут в соответствии со своими домыслами и при этом нам говорят: «Вы неправильно живете, у вас все неправильно: надо делать, как я считаю нужным». К этому нужно подходить очень аккуратно. Я считаю, что преподавателем «Основ православной культуры» должна быть лучшая учительница школы, настоящий профессионал. Педагоги должны быть красивыми, грамотными, радостными, веселыми. А то часто бывает так: платочки оденут, глаза опустят, троечнику пятерку ставят, потому что его жалко. Любовь должна быть строга. Учителя должны давать знания, а ученики должны их воспринимать. Православная школа только тогда станет на ноги, когда она станет элитной школой: когда, как в Тульской гимназии, конкурс будет составлять 18 человек на место.

Не только «как», но и «почему»

В Самарской духовной семинарии много лет работает доктор физико-математических наук Г. А. Калябин, известный математик. Он читает лекции то в Америке, то в Европе. Так вот этот ученый взял Библию, изучил ее и написал книгу «Наука как подтверждение Библейской картины мира». Он установил, что если в науке есть знание, которое на самом деле считается доказанным, то оно никогда не противоречит Священному Писанию. Но, если противоречит, то ищи корень в науке, а не в Священном Писании. Оказывается, если копнешь глубже, то это или гипотеза, или подтасовка, или обман, или просто предположение, то есть все построено на песке. И поэтому, если хочешь проверить, является ли какой-либо факт научным, возьми Библию и сравни — если совпадает, не противоречит Писанию, то можно смело говорить, что факт научный. Поэтому в этом отношении наука не противоречит Библии. Причем все великие открытия на самом деле были сделаны великими людьми, которые указывали на Божественное Откровение. И говоря о происхождении мира и человека, надо быть просто честным. Надо сказать, что есть такая теория — теория эволюции, познакомить с ней, а потом ты сам решай — от обезьяны ты или от Бога. Если ты от обезьяны, то есть от животного мира, то тебя и кормить и поить надо как животное, и растить тебя надо так же. А если ты божественное существо, значит, тебя нужно к Богу вести, следовательно, по-другому воспитывать. Но свой путь человек должен выбрать сам. В православии ведь самое главное — добровольный выбор. Хочешь — постись, хочешь — не постись; хочешь — молись, хочешь не молись, но люди должны знать, зачем им поститься и молиться, почему они должны это делать.

Да, православная культура — это культура великой цивилизации, но детям нужно объяснить, почему люди жили именно так целых две тысячи лет. У нас сейчас едешь по городу и видишь плакат: «Бери от жизни все». Но на этом плакате не написано, что будет дальше, об этом мир умалчивает. Вот апостол Павел говорил: «Все мне в жизни возможно, но не все полезно». И нам нужно брать не все подряд, а только то, что полезно. Поэтому детям надо все время договаривать эти фразы. Неужели наши предки такие глупые были, что посты выдерживали, целомудрие хранили, Богу молились? Почему они так делали, ведь можно поступать и по-другому. Но если будешь поститься, молиться и соблюдать целомудрие — станешь святым. Помните, как в сказке: «Не пей, козленочком станешь»? Не хочешь слушаться — пей, станешь козленочком. Так и детям мы должны говорить: «Не пей, козленочком станешь». Вот тебе путь святости, путь жизни, а вот путь смерти — выбирай. Перед нами всегда две дороги. И дети всегда должны знать: почему надо чтить родителей. Потому, что «будет тебе благо, и долголетен будешь на земле». Хочешь долго жить? Чти отца и мать. Хочешь, чтобы у тебя был сын? Чти отца. Не хочешь? Ну, тогда посмотри, половину кладбища составляют могилы твоих ровесников. Почему? Отца, мать не чтили. Они вышли на улицу, стали чтить кого угодно и превратились в наркоманов, пьяниц. А будешь почитать родителей, значит будешь долго жить и будешь счастлив. В заповеди уже заложено, что будет, если ты будешь ее выполнять, и что будет, если не будешь ее выполнять. Вот о чем должна рассказать православная культура.

По материалам выступления на VII Приморских образовательных чтениях (2007 г.)

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх