Статьи

Быть частью молящейся общины

01.11.2010

Игумен Иннокентий (Ерохин) и Михаил Бочкарников на пленарном заседании в Зале церковных соборовС 11 по 13 октября в Москве состоялся IV международный фестиваль православных СМИ «Вера и Слово». Форум был весьма представительным, что вполне закономерно — предыдущий проходил два года назад. В его работе принимали участие делегаты епархий и метрополий из разных государств, находящихся в юрисдикции Русской Православной Церкви. Это Россия, Украина, Беларусь, Польша и некоторые другие. Владивостокскую епархию по благословению высокопреосвященного архиепископа Вениамина представляли руководитель издательского отдела игумен Иннокентий (Ерохин) и ответственный секретарь газеты «Приморский благовест» М. Н.Бочкарников.

«Очень важно, чтобы главная озабоченность людей сегодня концентрировалась на фундаментальных ценностях, которыми являются духовно-нравственные основы жизни, а для этого вы должны быть частью молящейся общины, лично пережить то, что происходит в момент Евхаристии».

«Необходимо, чтобы на уровне благочиний были профессиональные работники, способные организовать социальную работу, работу в области образования и работу с молодежью».

(из обращения Святейшего Патриарха к участникам форума)

Работа велась в залах храма Христа Спасителя и сразу по нескольким направлениям: печатные СМИ, Интернет, ТВ, радио, управление и администрация. Три дня участники провели в дискуссиях, обсуждая актуальные вопросы, стоящие перед современной православной журналистикой.

Пленарное заседаниеОсобое внимание проблематике церковных СМИ уделил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Выступая пред собравшимися в Зале церковных соборов, Святейший отметил, что главная задача православной журналистики состоит в «рехристианизации нашей культуры» и «заключается в том, чтобы возвещать, ЧТО есть главное в жизни человека». Затем Предстоятель Церкви ответил на вопросы журналистов из регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Многие из вопросов напрямую касались жизни церковной общины, ее насущных проблем. Святейший подробно излагал свое видение той или иной темы. Например, важность организации социальной, молодежной и образовательной работы на местах.

Организатором фестиваля выступил созданный решением Священного Синода 31 марта 2009 года Синодальный информационный отдел. Сокращенно СИНФО. Его председатель, бессменный редактор журнала «Фома» В. Р. Легойда заострил внимание в пленарном заседании на современных вызовах информационного сообщества и реакции на них православных СМИ. «Каждое выступление православных СМИ должно становиться событием Веры — сказал В. Р. Легойда, ведь наша вера — это вера в воплощенное Слово, и поэтому о чем бы мы ни говорили, мы должны говорить о Христе». И пусть «мы не нацелены на коммерческий успех, а многие законы медиабизнеса для нас являются табу», это должно лишь «придавать нам сил искать новые пути и форматы» для повышения интереса к Церкви и церковной тематике.

В рамках фестиваля состоялась презентация православного видео- канала на портале YouTube. Святейший патриарх Кирилл особо заострил внимание на роли новых медиаканалов в жизни церковного сообщества. Это касается блоговой сферы, мобильных приложений и мобильного интернета.

Вместе с тем наряду с новыми технологиями большая роль остается за печатными изданиями. Хотя бы тот факт, что данная секция была самой представительной среди прочих других, свидетельствует о ее роли в жизни церкви. Один из вопросов, задаваемых Святейшему, напрямую касался о необходимости печатных СМИ. На что патриарх ответил однозначно «нужны» и что «современный человек лучше воспринимает информацию через видимые образы, а не через тексты, и в этом смысле информация электронных СМИ и газет в виде фото- и видеоматериалов может быть доступнее».

В рамках направлений прошли мастер-классы, на которых опытные столичные журналисты поделились профессиональными секретами с коллегами из регионов.

Рабочий график был очень и очень плотным. Состоялись встречи с руководителями синодальных отделов. На диалог с православным медиасообществом был специально приглашен спикер Госдумы С. М. Миронов. Зал был переполнен. По вечерам в гостинице проходили журналистские брифинги, где делегаты в простой обстановке за чашечкой кофе могли пообщаться друг с другом и высказать пожелания организаторам фестиваля.

По итогам работы лучшие из лучших были награждены ценными подарками и грамотами.

Главные выступления доступны на православном видеоканале в YouTube. http://www.youtube.com/user/russianchurch

Служебные зарисовки

Нередко во время общения между участниками фестиваля возникали живые яркие дискуссии. Например об информационной открытости приходов и монастырей.

– Вы что, не понимаете, что Церковь – это Тело Христово. Мы не обязаны пускать к себе журналистов. Это наше право.

– Если батюшка не предоставляет информацию журналисту, то последний думает, что священник хочет чего-то скрыть, и будет рыть и копать, пока чего-нибудь не найдет. А это не обязательно будет позитивным. Поэтому лучше не уходить от встречи со СМИ. Сейчас не то время.

– В девяностые годы многие поддер- живали Церковь, потому что Церковь находилась в списке обиженных советской властью. Но сегодня эта особенность из нашей жизни практически ушла, и Церковь уже не воспринимается как кем-то обиженная. Поэтому этот специфический запас, который у нас был, — исчерпан. Мы должны это учитывать в своей деятельности.

А вот так начинался один из мастер-классов на секции «Печатные СМИ».

– Так, чью газету будем сегодня разбирать на мастер-классе, вашу?

– Нет.

– Вашу?

– Нет.

– ? Ну, вот, нашлись смелые люди. По результатам работы профессиональные дизайнеры изготовят новый современный макет издания.

– А можно и нашу газету посмотреть?

– И нам, пожалуйста...

Без грифа «одобрено» издания продаваться не должны

На основании решения Синода Святейший Патриарх Кирилл утвердил Регламент присвоения и отзыва специального грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви». Основная задача грифа — упорядочить и сделать более качественной систему церковного распространения СМИ. С 1 сентября 2011 года в церковной системе распространения должна присутствовать лишь та продукция СМИ (печатная, кино-, видео-, аудио- и др.), которой присвоен гриф Синодального информационного отдела.

Критерии, по которым гриф могут не дать, это искажение православного вероучения, распространение недостоверных и этически недопустимых сведений. В случае отказа в присвоении грифа СИНФО обязательно сообщит заявителям о причинах, и после учета замечаний СМИ может повторно обратиться за получением грифа.

Рецензирование коснется и епархиальных изданий. Они также обязаны подать документы в СИНФО, обязательно приложив документ-одобрение от правящего архиерея.

Открыт новый церковный видеоканал

—Надвигается новый этап в развитии социальных сетей и новый принцип интенет-журналистики. Эпоха простых сайтов — это эпоха зари Интернета. Это не вчерашний, а уже позавчерашний день (из выступлений на фестивале).

Канал будет представлять мнение Русской Православной Церкви по актуальным вопросам современности, освещать служение Святейшего Патриарха и рассказывать о ключевых событиях церковной жизни.

YouTube — самое известное в мире онлайн видеосообщество, которое позволяет находить и просматривать видео, а также обмениваться авторскими роликами. YouTube является форумом, где миллионы людей находят единомышленников, обмениваются информацией и вдохновляют друг друга

 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх