Статьи

Торжество Пресвятой Богородицы (часть 1)

05.01.2004

Воспоминания об изготовлении киота для Порт-Артурской иконы

Порт-Артурская икона Торжество Пресвятой БогородицыОбраз Порт-Артурской иконы Божией Матери является одной из почитаемых святынь Дальнего Востока. Потерянный в начале XX столетия, он был чудесно обретен паломниками Владивостокской епархии в Иерусалиме в 1998 г.

Позднее в столичных мастерских икона была отреставрирована, а по возвращении на берег Тихого Океана мастером из Хабаровска – народным художником России Павлишиным Г. Д. для нее был изготовлен резной киот.

Воспоминаниями об этом и других событиях, относящихся ко времени восстановления иконы, делится его дочь Павлишина Ирина Геннадьевна.

Судьбы чудотворных икон тесно связаны с историей нашей Родины. Они неподвластны человеческой логике, как и судьбы людей. Промысел Божий управляет этими святынями.

Списки с образа Порт-Артурской иконы Божией Матери, именуемой «Торжество Пресвятой Богородицы» хранятся и почитаются во многих православных храмах России. Икона эта, написанная в Киеве, была провезена через многие города, и иконописцы успели снять с нее копии. Мне довелось видеть большой старинный образ Порт-Артурской иконы, привезенный в прошлом году из Кронштадта с группой паломников крестным ходом, он был доставлен все-таки в Порт-Артур через Хабаровск. Есть эти иконы и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Орле. Но то, что Владивостокская икона является именно подлинником, не вызывает сомнений. Она написана настолько живо, как на одном дыхании. Кроме того, на нашей иконе присутствуют те надписи, которых нет на других списках. Это надпись в самой верхней части: «да будет едино стадо и един пастырь». А также элементы одежд Архангелов Михаила и Гавриила, которые на всех других иконах изменены или упрощены.

В свое время в Хабаровск в храм Александра Невского была привезена небольшая старинная литография Порт-Артурского образа, и наш батюшка протоиерей Сергий Мещереков благословил сделать икону красками для нашего прихода.

Киот Порт-Артурской иконы Пресвятой БогородицыМы с отцом начали подбирать хорошо просушенную доску. У себя на складе он нашел крышку от ящика со снарядами времен I Мировой войны (снарядов уже не было, а в ящике он хранил камни). На этой доске мы и решили писать образ Богородицы. Рисунок с литографии был увеличен по клеточкам, чтобы не отступать от оригинала даже в самых мельчайших деталях и ничего не внести от себя.

Часть надписи по периметру иконы на литографии невозможно было разглядеть, и мне пришлось поехать во Владивосток (к тому времени подлинник был уже отреставрирован). Там я смогла посмотреть и восполнить все необходимое. Запомнилось, что в тот день пришли помолиться и почитать акафист множество людей. Еще не был составлен акафист «Порт-Артурской», и читали «Державной».

Когда список с иконы был готов, отец решил дополнить его «одеждой» - узорчатой рамкой из серебра, украшенной жемчугом и ювелирными камнями. У отца было какое-то количество крупных волынских топазов с затопленной ныне шахты на Украине. Это большие, яркие, сверкающие граненые камни, удивительные по своему розоватому оттенку. Кажется, они Самим Богом предназначены были для украшения иконы Богородицы. С этим согласилась вся наша семья. Позднее такие же камни пошли на украшение Владивостокской иконы, только в гораздо больших количествах и более крупных размеров.

Когда мой отец был во Владивостоке, он также был потрясен дивным по красоте и силе образом. Но икона стояла в то время на специальной подставке и без украшений. Встав на колени перед образом, отец молился, просив благословения на изготовление киота. Так ему Бог на душу положил. Получив благословение священников, отец начал постепенно осуществлять задуманное. К работе были привлечены специалисты разных областей: и столяры для изготовления киота более 4-х метров высотой, и ювелиры, чтобы сделать узорчатое обрамление в виде серебряных листьев и цветов. Гнутая крученая проволока в течение нескольких месяцев кропотливо выкладывалась в предварительно нарисованный орнамент. На тончайшие проволоки нанизывался жемчуг. Камни вплетались в узор, образуя розетки в виде крестов.

В нижней части киота, под самой иконой, отец поместил уникальную по сложности исполнения флорентийскую мозаику. Ее он делал несколько месяцев своими руками из различных пород поделочного камня. На ней изображена бухта «Золотой Рог» со стоящими на рейде кораблями. Среди них и подводная лодка – символ современного морского флота, и героический крейсер «Варяг» - как память о событиях I Мировой войны. Мозаика эта состоит из сотен мельчайших деталей, подобранных, выпиленных и подогнанных друг к другу по цвету и рисунку. В конце работы с мозаикой толстый четырехгранный осколок стекла вонзился отцу в рабочий палец чуть ли не до кости. Пришлось отложить инструмент. А на следующий день оказалось, что рана затянулась, так что следа почти не осталось и отец смог продолжить работу. Надо было клеить, шлифовать и полировать мозаику. А когда киот был окончательно собран, по улице мимо мастерской отца прошел духовой оркестр, который (сам того не подозревая) исполнил «Варяг» для Божией Матери. В этот день был городской праздник в Хабаровске. Отец все время говорил о душевном подъеме, радости, которые он испытывал во время работы.

Папа часто называет Порт-Артурскую икону еще и «Богородицей на мечах». Она попирает ногами два самурайских кривых меча. И это говорит о том, что она обещает заступление и победу православному воинству.

Богородица, кажется, обращается ко всем нам, жителям Владивостока, Хабаровска, Магадана, всего Дальнего Востока: «Люди, обретите веру! Ходите в церковь православную! Исповедуйтесь, причащайтесь Святых Христовых Таин, и Сама Божия Матерь заступится и спасет Вас!»

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх