Статьи
Раскол XVII века. Старообрядцы, поповцы, беспоповцы...
01.04.2014
В течение трёх дней во Владивостоке с рабочим визитом находился гость из Москвы проректор ПСГТУ священник Георгий Ореханов. Он прочитал студентам ДВФУ курс лекций по истории старообрядчества в России. Его лекции дали в концентрированном виде довольно полную картину старообрядческой жизни.
Отец Георгий шутит о себе, что, наверно, другого такого клирика в нашей Церкви больше нет, потому что ему пришлось защитить четыре диссертации — две кандидатские и две докторские — до сих пор богословские диссертации не признаются государством. Интереснейшая монография о. Георгия Ореханова «Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой: причины конфликта и его восприятие со- временниками», изданная ПСГТУ в 2010 году, — это докторская диссертация, после защиты которой он стал доктором церковной истории.
20 лет отец Георгий читает в ПСГТУ курс «История Русской Православной Церкви синодального периода», охватывающий XVIII, XIX и начало ХХ века. В рамках этого курса было несколько лекций, посвящённых теме старо- обрядчества, но о. Георгий с радостью принял предложение ДВФУ их расширить и прочитать о старо- обрядцах спецкурс, потому что эта тема очень важна и актуальна сегодня для нашей церковной истории.
Старообрядчество возникло в 1667 году, когда на соборе 1667 года были произнесены отлучения, проклятия и анафематизмы против всех, кто не принимает утверждённых собором книжных исправлений — так называемые «клятвы Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года».
На протяжении всего синодального периода эти клятвы были одним из основных камней преткновения в отношениях между старообрядчеством и Русской Православной Церковью и правительством. Эти клятвы в 1971 году формально были сняты Синодом и Патриархом. А в XVIII и XIX веках эти клятвы были кровоточащей раной. Достаточно неожиданно церковный собор принял решение бороться с раскольниками «градскими казнениями», прибегнув к помощи государственных репрессий.
«Двенадцать статей» царевны Софьи — закон Московского государства, изданный 7 апреля 1685 года, определил различные степени наказания для старообрядцев и их пособников: начиная от смертной казни (для тех, кто не отказывался от своих убеждений) до пыток, заточения в монастыри, битья батогами, лишения имущества. На основании этих статей вплоть до воцарения императора Петра I были репрессированы тысячи старообрядцев.
До 1905 года русские старообрядцы, сами себя именовавшие также староверами, в официальных правительственных документах, как правило, именовались раскольниками. Уже очень рано, фактически в конце XVII века, в старообрядческой среде стали формироваться различные направления, толки, из которых следует выделить две группы, – это поповцы и беспоповцы. Для обеих групп уже в XVII веке проявились те качества, которые вообще характерны для русской религиозности. Коротко их можно сформулировать так: страстность, радикализм, максимализм, в значительной степени религиозный формализм и чувство превосходства своей веры.
Разделение на поповцев и беспоповцев выраженно проявилось во второй половине XVIII века. На протяжении всего синодального периода и в советское время и до сего дня поповцы и беспоповцы вели между собой непрерывные дискуссии на тему о том, возможно ли вообще в современной церкви священство и совершение церковных таинств. Это разделение не было оформлено.
До разделения поповцев и беспоповцев, пока в беспоповской среде не появилось учение о духовном антихристе, старообрядцы обеих ветвей на протяжении всей первой половины XVIII века занимались поисками архиерея, который, с их точки зрения, обязательно должен был существовать и который жил в каких-нибудь Брянских лесах или в Палестине или даже в Японии, оставаясь верен древлеправославной вере. Эти поиски привели к появлению совершенно замечательных старообрядческих сочинений, например, старообрядческой легенды об Опоньском царстве. Якобы один из старообрядцев совершил путешествие в Опоньское царство, то есть в Японию, и нашёл там четырёх архиереев, которые остались верны древлеправославной вере. Обзор этого сочинения, которое, конечно же, потом оказалось подложным, есть в книге П. И. Мельникова-Печерского «Очерки поповщины».
Старообрядцы всегда были весьма богаты.
Не принимая причастия от Никоновской церкви и понимая, что старого мира, освящённого ещё до Никоновых «новин», уже не остаётся, и постепенно убедившись, что древних архиереев им не найти, поповцы пришли к выводу, что у них есть только один способ воспроизводства — принимать «беглых» священнослужителей официальной церкви, которые по разным причинам переходили к старообрядцам.
На протяжении всего синодального периода отношение государственной власти к старообрядцам в значительной степени зависело от личности того, кто возглавлял империю. Петра I старообрядцы очень быстро признали антихристом. За введение нового календаря, который старообрядцы принимать не хотели, – перенесение начала года с сентября на январь и введение европейской эры календаря от Рождества Христова в 1700 году, а также принятие на себя именования «Отец Отечества» (титула древнеримских императоров). Для старообрядцев это именование присуще только патриарху, а патриаршество Пётр тоже упразднил.
В 1714 году Пётр узаконил старообрядцев, но возложил на них двойной подушный оклад. При условии, что старообрядцы признают себя таковыми, их легализовали. На 1716 год в раскол записалась 191 тысяча человек, что составляло менее 2% населения.
В Петровском законодательстве были нормы противодействия тайным раскольникам: штрафы за небытие на исповеди, обязательное посещение храма в праздники, запрет совершать требы вне храма и т. д.
та борьба с тайными раскольниками нашла отражение в Духовном регламенте, в котором прямо указывается, что нет лучшего способа для определения раскольника, чем информация о том, ходит ли он в храм, исповедуется ли и причащается ли. В своей борьбе с тайными раскольниками Пётр I совершил, возможно, катастрофический шаг, оказавший пагубное влияние на всю русскую церковную жизнь в дальнейшем: Пётр издал предписание о том, что каждый православный христианин в империи должен раз в год причащаться и о факте причастия получать справку — официальный документ. Причём эта норма касалась в первую очередь государственных чиновников и военнослужащих.
Император Николай I со второй половины 20-х годов XIX века заметно ужесточил законодательство в отношении старообрядцев: их общины, их браки стали считаться незаконными, а дети незаконнорождёнными. Старообрядцы в этот период стали чрезвычайно богаты, поэтому правительство очень активно использовало и экономические меры борьбы с ними.
В эпоху Александра II вновь происходит некоторая либерализация, гражданские права раскольников расширяются, они получают возможность занимать общественные должности. Для правительства вопрос о раскольничьих браках был настоящей головной болью. Признать старообрядческие браки означало просто легализовать старообрядчество в Российской империи и сделать его очень привлекательным, а не признавать — иметь экономические проблемы с передачей наследства старообрядцами. Правительство впервые за всё время существования раскола (более 200 лет к тому моменту) признаёт браки старообрядцев законными, а детей, рождённых в таких браках, законными наследниками имущества их отцов. Так закон 1874 года создаёт прецедент существования на территории Российской империи гражданского брака, то есть такой формы регистрации брака, которая не является церковной.
Император Александр III относился к старообрядцам весьма благосклонно. Убедившись, что репрессии Николая I по отношению к старообрядцам ни к чему не привели, правительство постепенно становится по отношению к ним всё либеральнее.
В своей лекции протоиерей Георгий Ореханов рассказал о том откуда у старообрядцев взялись архиереи (а они всё-таки взялись). Ключевым в этом является 1846 год — год, когда после перехода в старообрядчество митрополита Боснийского Амвросия возникла Белокриницкая иерархия.
Учение о духовном антихристе, созданное беспоповцами, — это очень важный старообрядческий концепт и новая необъятная тема.
Меню раздела
Мы в соцсетях
Статьи раздела
- Нахимовцы приходят в храм
- В Духовном центре готовятся к встрече абитуриентов
- Доброе слово для спасительной вести
- Приморские учителя прошли по Канавке Богородицы в Дивеево
- Архиерейская поездка по приходам Хасанского района
- Полет свободный... Служба в небе и на земле
- Бог или медицина? Кто сегодня дарует исцеление?
- Во главе островного братства
- Грани человеческого подвига
- «Основы светской этики» или «Основы православной культуры»?
- «Подарок от кота Боба. Как уличный кот помог человеку полюбить Рождество»
- Когда открываются помышления сердец, или Некоторые размышления о подвиге новомучеников и исповедников Российских
- Не причинять вреда ребенку
- За «Словом» последовало «Благое дело»
- Почему мощи святителя Николая находятся в Италии
- Будут в обители яблони цвести
- Что для нас Пасха?
- «Кто захочет спасти детей, у того всё получится»
- В. Р. Легойда: Есть вещи, к которым художник должен подходить с особым тактом и вниманием
- Не все свято, что про монаха снято