Статьи

Встреча с протоиерем Олегом Стеняевым

09.04.2004

Первого апреля в зале Духовно-просветительского центра храма3,98 Kb Казанской иконы Божией Матери г. Владивостока в рамках семинара «Религия в современном российском обществе» состоялась встреча православных горожан с руководителем московского Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий протоиерем Олегом Стеняевым. Речь шла о грехопадении, о движении рода человеческого к своему спасению, о том, каким должно быть подлинное покаяние и что такое спасение в православном понимании.

По окончании встречи отец Олег ответил на вопросы прихожан.

Ниже приводятся некоторые фрагменты его выступления:

О совершенстве, нашем спасении и чувстве вины.

Понять, что такое совершенство в человеческом смысле можно, но когда Господь призывает «Будьте совершенны, как совершен Отец Ваш Небесный», то в этих словах уже звучит призыв к обожению. Т.е. такому соединению с благодатию Божией, когда уже не мы живем, а в нас живет Христос. Христос меняет наш мир, благодать попаляет наши греховные склоннности, делает нас другими людьми.

Когда-то, когда я впервые читал библию, то в третьей книге Ездры нашел следующие слова: «Спасается людей как капля против волны». Прочитав, я испугался. Но, далее в Откровении Иоанна Богослова я нашел другие слова. Там сказано: «и видел я людей в белоснежных одеждах, с пальмовыми ветвями в руках, золотыми венцами на головах, эти люди были из всех народов, племен и языков и их было число, которое никто не мог сосчитать, великое множество». Ветхий Завет – это время закона и только немногие могли надеяться на спасение. Новый завет – это время благодати. А «Благодать и истина, сказано в Евангелие, – через Иисуса Христа». В Новом Завете говорится уже о великом множестве людей.

Не бойтесь чувства вины. Это здоровое будничное состояние души - быть недовольным собою. Хуже, когда человек доволен собою, когда человек говорит о себе: «Я богат и ни в чем не нуждаюсь», а не знает, что он нищ, слеп и наг. Это состояние прелести и самодовольства. Но самая страшная прелесть, как гласит «Добротолюбие», это когда человеку начинает казаться, что он справился со своими грехами.

С чего лучше начинать разговор о Боге с неверующими людьми, с детьми?

О Боге по разному начинают разговоры. Очень опасно, когда мы всем подряд стремимся проповедовать с каким-то комсомольским задором, всем начинаем говорить о Боге. Надоедать. Этого не надо делать. В Книге Притч сказано: «Пусть источники из твоего колодца не растекаются по улицам города». А Господь говорил: «Не мечите бисер перед свиньями». Это очень опасно, в том числе и для нас. Если мы пострадаем за исповедание веры, то это пойдет нам на пользу, а человеку мы можем навредить, подтолкнуть его на богохульство. Т. е. все надо делать разумно и соразмерно. Также и с детьми. Старайтесь с ними больше беседовать по Священному Писанию, потому что мы очень часто говорим с ними о чем угодно: о Роне Хаббарде, о Давиде Берге, о сайентологах, о кришнаитах, а Писание так и не открываем. Мы должны дорожить Словом Божиим. Каждая наша лекция должна быть проповедью Слова Божия. Не думайте братья и сестры, что всегда так будет: что включаете радиоприемник и там радио Радонеж – однажды вы включите приемник и там ничего не услышите. Не думайте, что так всегда будет, что вы приходите в православную лавку и там покупаете книги и иконы, - однажды вы придете а там рядом с лавкой костер разожгут из церковных книг. Не думайте, что всегда в храмах будут службы, однажды вы придете – а службы там нет или служат другие люди. Дорожите именно настоящим временем. Пророк Амос говорит: «Наступят времена и люди будут ходить от моря до моря и искать слова Божия и не найдут его». Пока есть возможность копите духовный хлеб, собирайте книги.

Естественные начала жизни

Мы, православные, должны четко осознавать, что есть пять естественных начал жизни, созданных Богом. Бог создал личность, Бог создал семью, Бог создал разные национальности (разделил Господь языки), Бог учредил царство (Бога бойся, царя чти.), Господь создал Святую Церковь свою (и врата ада не одолеют ее). Вот естественные границы ответственности, очерченные рукою Бога. Промыслительно по воле Божией мы рождаемся в той или иной семье, принадлежим тому или иному народу, живем в том или ином государстве, исповедуем ту или иную религиозную традицию.

Дьявол не является творцом и пытается извратить естественные начала жизни. Он использует принцип плюрализма или безразличия. Что такое плюрализм в жизни церкви? Это ересь. Что такое плюрализм в жизни государства? В Евангелии сказано: «Если царство разделится в самом себе, оно не устоит», - это гражданская война. Плюрализм в жизни нации – это геноцид не только против малых, но и против великих народов. Что такое плюрализм в семейной жизни? разврат, блуд, извращение, а что такое плюрализм в жизни личности? Это шизофрения. Если мы хотим иметь цельного человека, мы должны его воспитывать в семье, чтобы он ратовал за нормальную семейную жизнь, он должен быть национально самоопределившимся человеком, он должен быть государственником по лучшим устремлениям своей души. Он должен быть воцерковленным. Вот тогда у нас будет цельный человек, способный нести ответственность за свои поступки.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх