Статьи

Духовность и образование

14.05.2004

Речь министра образования РФ Филиппова В. М. на XII Международных Образовательных Рождественских чтениях.

Сегодня с полным основанием можно сделать вывод о том, что образовательные чтения стали и для всех нас школой, где мы приобщаемся к тысячелетнему опыту Православия, православной культуры, когда переосмысляем для себя высшие ценности человеческого бытия - те ценности, которые и должны быть в основании системы образования, венчать ее в качестве главных целей.

В этом учебном году российская система образования насчитывает 40 миллионов 386 тысяч человек (тех, кто учится и тех, кто учит, работает в системе образования).

Социальный заказ государства

За прошедший год в стране произошло событие, имеющее важнейшее значение. Школа законодательно наконец-то возвращена на государственный уровень в самом главном – в финансировании заработной платы и обеспечении учебных расходов школы.

Периоды расцвета или упадка духовной жизни общества всегда были связаны с возрастанием или умалением роли воспитания в государстве, ведь воспитывать значит определять судьбу нации.

На Одиннадцатых Рождественских чтениях Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мертвенной, а труд ее безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам лишь некоторую сумму знаний. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью: самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству». «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» – документ, проект которого широко обсуждался в российском обществе, в том числе и участниками Рождественских чтений, и который определил долгосрочную государственную стратегию в образовании. Этот важнейший государственный документ в качестве основополагающей цели сформулировал социальный заказ государства на воспитание человека. В доктрине однозначно сказано «воспитание человека трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины. Государство в сфере образования обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности с учетом отечественного опыта и традиций».

О целях, методах и средствах

Для решения задач воспитания мы, педагоги, прежде всего должны ясно понимать и помнить, каковы основные цели, методы и средства воспитания. В русской педагогике цель воспитания всегда определялась однозначно. Как учит известный педагог, подвижник Глинской пустыни Порфирий, богатые средства воспитания должны противодействовать растлению человеческой природы, искоренять недостатки, облагораживать нравы и чувства, пробуждать силы духа настолько, насколько это требуется для служения государству и обществу. Прямая цель воспитания, как он писал, - научить воспитуемого не только знать неизменные в веках нравственные нормы, но исполнять их постоянно в своей жизни. Как часто мы говорим о поиске новых форм и методов воспитания, и в этих поисках смотрим в сторону других народов, других стран.

Вот слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов».

Основой русской педагогики всегда было воспитание на примере христианских идеалов. О нравственном влиянии на людей этих идеалов Федор Михайлович Достоевский писал: «Идеалы русского народа сильны и святы. Они-то и спасли его в века мучений. Они срослись с его душой и наградили ее навеки честностью, искренностью и широким всеоткрытым умом. … Исторические идеалы русского народа – это Александр Невский и преподобный Сергий Радонежский, Тихон Задонский и Амвросий Оптинский».

Его Святейшество, патриарх Московский и всея Руси отметил, какую роль в формировании личности человека издавна играла на Руси житийная литература. Чтение житий считалось непременной обязанностью каждого человека. Жития раскрывали высшие нравственные идеалы, расширяли кругозор, помогали понять окружающий мир, взаимодействие между людьми, вводили в атмосферу подвижнического духа, учили различать истинность и ложность, добро и зло.

В новой школьной программе больше времени для факультативных занятий по выбору ученика, и в этой связи есть больше возможностей для изучения и житийной литературы.

Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский в своем исследовании «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства» выдвинул краеугольное положение русской истории: политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Ключевский показал, что есть имена, которые выступили за границы времени, когда жили их носители. Это произошло потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что превратилось в народную идею, стало практически заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие люди становятся для грядущих поколений путеводителями, и люди целые века благоговейно почитают их память и стараются следовать их примеру.

Важно, чтобы вся учебно-педагогическая литература по истории, литературе, да и по естественным наукам основывалась на духовно-нравственных принципах отечественной педагогики.

Примеры высоконравственной жизни воодушевляют молодежь

Итоги всероссийского конкурса сочинений «Долг служения Отечеству» ярко показывают, как великие примеры высоконравственной, самоотверженной жизни воодушевляют нашу молодежь и как искренне, беззаветно любит Россию наше молодое поколение.

Николай Дмитрук, учащийся 11 класса средней школы Кемеровской области пишет: «Пора пришла крепко задуматься мне, что я, листочек зеленый, могу сделать для своего родного дерева. Мое поколение взрослеет поздно, и тому есть свои причины. Но ратный дух предков живет и в нем, и любовь к родной земле тоже крепка. Возможно ли зеленому листочку не служить родному дереву? И хотя моя Отчизна почти 60 лет живет без войны, но желающих отведать богатств ее не становится меньше. Святой долг защиты Отечества и поныне стоит перед моими современниками. Если будет счастлива земля русская, буду счастлив и я. Николай Дмитрук. Кемерово».

Нравственная почва

Говоря о нравственных идеалах, мы должны помнить слова великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «Современная педагогика выросла исключительно на православной почве». Недаром министр народного просвещения Александр Семенович Ишков в своем известном труде «Рассуждения о любви к Отечеству» еще в 1824 г. писал: «Народ российский всегда был крепок языком и верой. Язык делал его единомысленным, вера – единодушным».

О дошкольном воспитании

Министерству образования России за последние годы удалось существенно укрепить систему дошкольного образования. Пересмотрена, приведена в соответствие с современными достижениями педагогики и медицины его программа. Однако все мы должны понимать, что определяющая роль здесь принадлежит семье.

«Обыкновенно первые начатки воспитания дети получают в недрах семейства. По свойству родителей раскрываются в детях добрые и худые стороны. Родители служат для них первым примером, оттого-то общественное воспитание не всегда достигает своей цели. В обществе больше всего проявляется то, что уже было подготовлено в детстве. Если дети с молоком матери будут напитаны христианскими правилами, одушевлены добром, то они принесут и своему семейству, и обществу в целом плод благородного и самоотверженного служения», - так писал глинский подвижник Порфирий в своей статье о воспитании детей.

Учитель – центральное звено в системе воспитания и образования

Но, очевидно, одна из главных задач сегодня – это задача духовно-нравственного воспитания самих учителей. Ведь самая прочная основа для жизни общества и государства определяется деятельностью учителя. Учительство – один из труднейших видов служения Отечеству, своему народу. Учителю поручена высокая миссия. Но чтобы заложить в души учеников высокие принципы учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах, иначе деятельность его будет бесплодной. Неслучайно Амвросий Медиоланский говорит: «Или не учи, или нравами учи». Ведь устные наставления, не подтвержденные примерами, сами по себе безжизненны и не доходят до сердца. Дети скорее чувствуют подлинный образ мысли своих наставников и родителей, чем изучают преподаваемые им правила жизни. Учитель – центральное звено в системе воспитания и образования. Учитель связует память поколений.

И с 1 сентября этого года будут внесены существенные изменения в подготовку учителей в педагогических высших учебных заведениях.

О школьной форме

Учитель должен понимать, что в деле воспитания мелочей нет. Российские педагоги уделяли внимание таким вопросам, как внешний облик, как учеников, так и самого учителя. Ведь, по словам министра народного просвещения, графа Сергея Уварова в 1837 году, «одежда еще в глубокой древности считалась одним из отличительных признаков нравственных качеств человека. Костюмы – вещи бездушные, но сильно действуют на душу. Строгая одежда формирует чистоту нравов, и легкомысленные костюмы приводят, наоборот, к легкомыслию и страстям тех, кто их носит».

Не следует и нам оставлять без внимания то, в какой одежде наши ученики и учителя приходят в учебное заведение. По закону, вопросы о введении школьной формы находятся в компетенции наших общеобразовательных учебных заведений, т.е. школ. Чтобы избежать сейчас безнравственного соревнования среди учащихся в одежде, родительским комитетам и общественности в целом надо своевременно рассматривать и решать вопросы о возвращении к школьной форме.

Программа патриотического воспитания

Министерством образования Российской Федерации разработана и постановлением правительства принята как государственная программа – «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленная на создание системы «патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, к своему народу и готовности к его защите».

В этом году Министерством образования поддержана инициатива историко-патриотического общества Александра Невского об учреждении за вклад в духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи стипендии имени педагога-нравоучителя схиархимандрита Иоанна (Маслова), труды которого признаны Федеральным экспертным советом Министерства образования учебными пособиями для всех общеобразовательных школ Российской Федерации по духовно-нравственному воспитанию.

О Глинских чтениях

Мощный духовный потенциал нашего учительства выявили и проводимые как в Москве, так и во многих регионах России, Глинские чтения. Они стали центром консолидации и соработничества учителей, духовенства, политиков, ученых в осмыслении педагогических проблем современности в свете традиции отечественной педагогики, выработке способов решения острых сегодняшних проблем.

Сотрудничество Школы и Церкви

Но, в конечном счете, решающее значение для обеспечения счастливого и здорового детства имеет нравственная атмосфера в обществе.

Мы стремимся к тому, чтобы вместе с Русской Православной Церковью кардинально повысить воспитательный потенциал в нашем обществе в целом. Верю, что в 2004 году мы сумеем значительно усилить наше взаимодействие – взаимодействие Церкви и государственных органов управления образованием. В декабре незадолго до Рождественских чтений в Правительстве России обсуждались конкретные шаги, направленные на укрепление правовой базы деятельности Церкви в образовательной сфере. Предложения на этот счет разработаны нами в сотрудничестве с представителями Московского Патриархата Русской Православной Церкви и получили поддержку и одобрение. На их основе будут разработаны новые нормативно-правовые акты, закрепляющие возможности такого сотрудничества школы, российской системы образования в целом и Русской Православной Церкви.

Поэтому мы рассчитываем на принципиально новые возможности развития нашего сотрудничества с РПЦ. Во всяком случае, мы должны активно продолжать линию на практическую реализацию доступности предмета «Основы православной культуры» для российских школьников, несмотря на организационные преграды некоторых чиновников.

Заключение

В заключение хочу отметить, что всегда важно знать, чем определяется результат нашей работы. По словам основателя земских и приходских школ Константина Дмитриевича Победоносцева, «результаты образования определяются тем, какова душа и нравственные качества учеников». И нам нельзя сводить оценку школы, высших учебных заведений, техникумов только к оценке результатов обучения. Сейчас мы со всей непреложностью убеждаемся в том, что там, где новые социально-экономические, государственно-политические идеи и институты удается основать на фундаменте наших российских традиций, дело обновления решительно идет вперед, находит понимание и поддержку у огромного большинства наших соотечественников. Нравственной и творческой основой остаются и должны быть лучшие отечественные традиции, прежде всего то историческое наследие, которое создано и развивается при ведущей роли Русской Православной Церкви.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх