Статьи

Патриотизм возродится верой

02.12.2016

В Приморской митрополии прошли творческие встречи с писателем Виктором Николаевым (г.Москва) — лауреатом Патриаршей премии по литературе и премии Союза писателей России «Честь имею», автором книг «Живы́й в помощи» и других, участником боевых действий в Афганистане и на Кавказе, кавалером ордена Красной Звезды. 

Во Владивостоке  участникам встречи  литератора представил викарий епархии епископ Уссурийский Иннокентий. По инициативе миссионерского отдела в актовом зале Епархиального управления собрались священники, педагоги, специалисты епархиальных учреждений, студенты Владивостокского Духовного центра подготовки церковных специалистов, представители общественности.
— Я благодарен владыке Иннокентию за приглашение на эту творческую встречу, — отметил В. Н. Николаев. — Потому что многое из того, о чем пойдет разговор, касается лиц духовных и тех, кто планирует в ближайшем будущем принять сан, а также тех мирян, кому небезразличны духовные вопросы. 
 
БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ
Виктор Николаевич сразу предложил аудитории общение в формате беседы — о жизни, о семье, о патриотизме. 
Сегодня подобные встречи у писателя проходят регулярно, география их широка — от Калининграда до Сахалина. Состав аудитории на таких встречах бывает самый различный.Православная общественность хорошо знает писателя по таким произведениям как «БезОтцовщина», «Из рода в род», «Время подумать о главном», а первой его книгой стали записки афганца, опубликованные под названием «Живый в помощи» (1999 г.).
— Все мои литературные истории так или иначе основаны на непростых судьбах, драматичных испытаниях и связаны с темой семьи и, конечно, с патриотизмом…
Во многом писателю помогает личный опыт. Родился он в 1958 году в Восточно-Казахстанской области; срочную службу проходил в Московском военном округе в г. Вышний Волочёк, после чего поступил в Курганское высшее военно-политическое авиационное училище, которое окончил в 1981 году. «Боевым крещением» для курсанта III курса и его сокурсников стало участие в операции по нейтрализации бунта, учиненного призывниками с Кавказа.
— Эшелон с призывниками устроил бунт под Челябинском, тогда трагически погибли несколько проводников и проводниц поезда. Опасный состав был направлен в Курган, где нас, молодых курсантов, подняли по боевой тревоге и поставили задачу смирить бунтовщиков. Этот эпизод описан мною в книге «Живый в помощи», город Курган там назван Сибирском…
 
СИЛА МОЛИТВЫ
В дальнейшем с Кавказом, Афганистаном и горячими точками в жизни Виктора Николаевича будет связано немало моментов. 
В 1987–1988 годах он служил в Афганистане в должности начальника поисково-десантной группы; позднее выполнял задачи в Сумгаите, Степанакерте, Карабахе. Писатель отмечает, что подобные жизненные испытания сопровождались в его судьбе духовным откровением. Вот один из примеров.
— Жена находилась от меня за тысячи километров, но в тот момент, когда наш вертолет сбили, у нее екнуло сердце, она почувствовала необъяснимую тревогу. Было 3 января 1988 года… Группа десантников оказалась блокирована моджахедами на высоте 3500 метров, в районе Гордеза — города на востоке Афганистана, который использовался как операционная база ограниченного контингента наших войск. В группе из 22 десантников шестеро уже были убиты, остальные — раненые. К ним на выручку прилетел наш вертолет, завис на высоте 10 метров, был сброшен трос, мы подняли десантников на борт и вернулись на базу. Но уже при заходе на посадку, на высоте 50 метров наш вертолет был подбит ракетой «Стингер», упал на минное поле и там подорвался. В кабине вертолета я находился у носового пулемета, взрывом меня отбросило назад, к остальным, была сильнейшая контузия, летный шлем пробило в двух местах…
Тогда писатель и его супруга еще не были крещены, но В. Николаев убежден, что вера передалась им в тот час, словно бы «по наследству» — возможно, молитвами верующих родственников из их рода:
— Во всяком случае, моя жена, некрещеная, в храм не ходившая, в ту самую минуту, во время взрыва, находясь за тысячи километров от меня, вдруг начала читать молитву! Ее женское сердце забилось в тревоге, и тут же сопереживающая душа ее интуитивно находит нужные слова — почти те самые, из которых сложена молитва «Отче наш». Под эту ее молитву я, вывалившись из горящего вертолета, продолжал ползать по минному полю, на котором через каждые полтора метра таилась смертельная опасность… В тот момент Господь смилостивился, из Афганистана Виктор вернулся живым.
 
СЕМЕЙНЫЕ СКРЕПЫ
Позже судьба преподнесет новое испытание — придется делать серьезную операцию на головном мозге. Причем врачи говорили, что даже после операции жить Виктору останется несколько месяцев и в сознание он, скорее всего, уже не вернется. 
Супруга, переборов страхи, дала согласие на операцию мужа, и во время нее молилась, читала тот самый 90-й Псалом «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится…» («Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится»).
— А шестилетняя наша дочка достала картонную иконку, прижала к груди — так просидела долгие восемь часов, пока операция шла. Убежден, молитвой за сродников укрепляется любовь в семьях. Молитва и любовь моей собственной семьи не единожды подарили мне жизнь!
 
ВОЗРОЖДЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА
Еще через пару лет Виктор Николаевич стал служить алтарником в Казанском храме в Коломенском (Южный административный округ Москвы). Попутно начала складываться первая книга, посвященная подвигу и мужеству ветеранов боевых действий в Афганистане. 
Об ее издании автор молился перед иконой св. апостола Иоанна Богослова. И вскоре о.Алексий (Просвирин), бывший в ту пору настоятелем Иоанно-Богословского храма в Барнауле и занимавшийся взаимодействием с Вооруженными Силами РФ, узнает о рукописи молодого московского автора и помогает найти средства для ее публикации. За прошедшие с тех пор пятнадцать лет книга «Живый в помощи» выдержала порядка двух десятков переизданий, общий тираж приближается к 1 млн экземпляров.
Каким же образом книга, воспевающая подвиг и патриотизм, смогла найти своего читателя в наше время, когда в ходу зачастую оказываются совсем иные, противоположные ценности, включая толерантность и мультикультурность?
Для патриота характерны привязанность к месту рождения и жительства, желание сохранять культурные особенности своей родины, наконец готовность ради нее пожертвовать своими интересами и, если придется, то и жизнью.
С другой стороны, прогресс средств коммуникации позволяет современному человеку не привязываться к родным местам.
— Трагедия нашей страны в том, что после революционных событий 1917 года было сделано всё, чтобы жители России забыли свою веру, свои корни, а с ними — и своих прадедов. Сегодня всё это сказывается, большинство молодых семей очень плохо представляют себе свою родословную. А ведь в этом и берет корни патриотизм. За что человек готов отдать жизнь, что готов отстаивать? Свой род, свои ценности, в первую очередь, духовные!
Поэтому возрождение в народе религиозного чувства, наблюдаемое сегодня, будет способствовать и возрождению такого основополагающего социального чувства, как патриотизм.
Обращаясь к семинаристам, В. Н. Николаев подчеркнул:
— Вам, будущим пастырям, важно суметь расставить перед молодым поколением нравственные и духовные ориентиры. Важно, чтобы общество понимало, что золотая молодежь — это не детки толстосумов, чьи души разъедены богатством и возродиться смогут разве что через скорби.
Настоящая золотая молодежь — это патриоты, такие как Женя Родионов, готовые даже перед лицом угроз, во что бы то ни стало отстаивать свою веру и свои ценности…

Сегодня В.Н.Николаев готовит к изданию новую книгу рассказов, один из них будет называться «Волки» — он о человеке, который был осужден в сталинские времена и сослан в Сибирь прокладывать «узкокалейку». Стоял лютый мороз. Заключенный совершает побег, но, оказавшись один в тайге, понимает, что вот-вот замерзнет. Последней спичкой он разжигает костер. Но тут приближается новая напасть — волки. Пересиливая страх, заключенный пробует говорить с голодными зверями о своей злой судьбе. И происходит удивительное: волки начинают его слушать, а потом… отводят на охотничью заимку — избушку в тайге, где человек смог переждать холода!

- Каков главный посыл этой истории? Даже зверь может понять, когда к нему относятся по-человечески. Почему же мы, люди, продолжаем вести себя как звери, так и не можем друг друга понять? Самое же главное, что нужно понять: что у каждого в жизни будет свое испытание, и каждому предстоит держать ответ — за страну, за народ, за паству, за свое дело и за свою семью. Искренне желаю, чтобы ваша фамилия, ваш род, ваш дом укреплялись и чтобы ваши наследники радовали вас! Это и будет ваш личный вклад в возрождение патриотизма.

 
 
 

 


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх