Статьи

Священник Спасской земли

07.06.2017

В устной памяти жителей села Никитовки Спасского района сохранилось предание о том, что в кровавые годы гражданской войны на их земле был казнён священник. Местные старожилы знали от своих бабушек место, где совершилось это злодеяние. Недавно, видимо Промыслом Божиим, открылось не только имя священника, но и факты его биографии и обстоятельства гибели.
 
Посылка из Америки
Год назад в Спасский краеведческий музей позвонила из США Тамара Монтгомери. Женщина говорила по-русски. Она сообщила, что у неё есть информация о священнике, который в 20-е годы прошлого столетия служил в здешних местах и был убит. Музей этими данными заинтересовался, и спустя какое-то время пришла посылка с восемью машинописными томами воспоминаний жены и сына расстрелянного в деревне Никитовка священника Павла Лазарева.
Архив был передан приходу храма Вознесения Господня с. Спасского, где его с благодарностью приняли и изучили. На его основе писатель и историк Александр Михайлович Бачурин составил краткий биографический очерк об отце Павле Лазареве.
 
Приходской священник
Священник Павел Андреевич Лазарев родился в г. Колывани на Оби 19 ноября 1877 года.
В 1897 году окончил Томскую ветеринарно-фельдшерскую школу. В 1900—1903 гг. проходил военную службу. После увольнения в запас в 1904—1905 гг. управлял хором Николаевской церкви в Уссурийске.
В 1907 году в Хабаровске сочетался браком с Клавдией Николаевной Синцовой. У супругов родились дети: Лев, Женя, Варвара и Милитина.
В 1910 году помогал организовать хор и устраивать Богослужения в Южно-Уссурийском Богородице-Рождественском женском монастыре. 
В 1911 году служил псаломщиком в селе Многоудобное.
В начале 1912 года в Успенском кафедральном соборе г. Владивостока архиепископом Евсевием был рукоположен в сан диакона. Служил при храме села Раковка. 
В марте 1915 года на Седанке в домовой архиерейской церкви был рукоположен во священника. 
В августе 1917 года был переведён в Покровскую церковь села Антоновка.
Согласно рапорту священника Павла Вотчинского 2 июня 1919 был убит красноармейцами за деревней Никтовка.
* * *
Родственники боялись, что после государственного переворота их живущему в глухой деревне брату-священнику может грозить опасность. Но напрасно братья звали его в Спасск, где семья Лазаревых имела дом. Отец Павел не бросил паству. Он учил деревенских детей. Помогал, чем мог, крестьянам, за что его очень любили. В годы войны крестьяне обнищали. Отец Павел помог организовать потребительский кооператив в деревнях Афанасьевка, Глуховка, Антоновка и Никитовка. Только так крестьяне смогли улучшить своё положение.
Часто отец Павел говорил супруге: «Какая пустая, бесплодная жизнь наша была в городе. Я только сейчас живу полной жизнью, здесь каждый цветок, каждая травка напоминает мне о Боге. Природа так убедительно говорит о величии Творца».
 
Погиб, но не отрёкся
Падение самодержавия, революционные события, а затем гражданская смута и военная интервенция наложили отпечаток на весь уклад бывшей царской империи. С падением Царя начались гонения на Христову Церковь, монашествующих, священников и архипастырей.
С наступлением весны 1919-го противоборство враждующих лагерей чётко определилось: в городе — войска белогвардейцев, чехословаков, американцев, японцев, китайцев, румын, французов и пр., в таёжных деревнях — партизаны. В деревне Никитовка (60 вёрст до Спасска) объявились партизанские отряды командиров Гурко, Морозова, Алёшечкина, Топоркова под общим командованием А. П. Баранова.
Одновременно в округе бесчинствовала банда бывшего каторжника Песецкого, за которым числилось много кровавых преступлений. Заступником у крестьян был один отец Павел.
Однажды Песецкий заявился во время Божественной литургии в церковь и принялся оскорблять Иисуса Христа, глумиться над святынями.
Отец Павел вышел из алтаря и заявил Песецкому:
— Господь Спаситель велик и вечен в свете Истины Его, и благо тому, кто пойдёт по Его пути, но горе тому, кто заблудился в безумии своём.
Песецкий не посмел при народе увести с собой отца Павла.
В июне 1919 года глухой ночью вломились в дом священника девять вооружённых людей во главе с Гурко, который приказал батюшке следовать за ними. Отец Павел помолился, надел наперсный Крест и вошёл в спальню проститься и благословить детей. Жена Клавдия Николаевна окаменела от ужаса. Благословив её, он сказал: «Не горюй! Молись Царице Небесной. Она не оставит вас».
Его увели, супруга рванулась следом, но штыки преградили ей дорогу.
Убивать отца Павла в Антоновке, на земле его прихода, бандиты не решились, а повезли в деревню Никитовку. Там потребовали в праздник Троицы отречься от Христа и публично признать, что он сознательно обманывал народ. Священник отказался. Его вывели за деревню и расстреляли, смертельно раненого оставили умирать. Это случилось 2 июня 1919 г. Ему было всего сорок два года. Тело его было тайно захоронено в лесу.
 
Чудом спасённая
Татьяна, бывшая служанка в доме священника, уговорила Клавдию Николаевну уехать в Спасск и дала слово, что как только найдут тело батюшки, ей сообщат. Крестьяне Антоновки нашли место его захоронения, выкопали тело и положили в гроб, о чём и сообщили вдове.
Вернувшись в Антоновку, Клавдия Николаевна побоялась останавливаться в своём доме и ночевала у Татьяны, на краю села. Ночью к ним ворвался бандит Гурко и с ним насильно мобилизованные из другого села крестьяне. Восемь вооружённых винтовками человек отвели её в ночную тайгу.
Клавдию Николаевну поставили на колени у заранее выкопанной ямы, наполненной водой от ночного ливня. Она молилась Господу, готовясь к смерти и мысленно прощаясь с детьми.
Стрелять в супругу священника крестьяне отказались: «Не дело это. Расстреляли отца, и мать убить? С кем сироты останутся?».
Пошли препирательства, от Гурко потребовали ордер на расстрел. Его не оказалось, и это спасло Клавдию Николаевну. Злодей согласился её отпустить, но предупредил, что если она ещё здесь появится, изрубит её на куски.
Не разбирая дороги, Клавдия Николаевна бросилась бежать. На другой день тело отца Павла сожгли бойцы отряда Гурко.
 
Последний долг
Прихожане решили отдать последний долг своему настоятелю: заказать заупокойную Литургию в Шмаковском мужском Свято-Троицком Николаевском монастыре, который находился в 30-ти верстах от Антоновки. Дорога туда идёт через лес. Двадцать женщин Покровского прихода из Антоновки, хоронясь от бандитов, партизан, шаек хунхузов, пешком добрались в обитель на Уссури. В монастыре помолились об упокоении любимого батюшки и с миром вернулись домой.
 
Семья
Братья отца Павла в гражданской войне воевали на стороне Белой Армии. Старший Пётр Андреевич работал во Временном Правительстве Меркулова и Дитерихса (1921—1922). Сын отца Павла Лев учился в Спасской школе, а в 1921 г. он поступил в Каппелевскую 1-ю стрелковую бригаду полковника Глудкина, квартировавшую в Спасске. В 1922 г. сыновья учились в Хабаровском кадетском корпусе им. графа Муравьёва-Амурского на Русском острове, там же работала и их мать. В 1922 г. кадетские корпуса перебазировались в Шанхай, в котором пробыли два года, затем их принял в свою страну югославский король Александр I.
 
Духовное наследие
«Я ясно вижу, — говорил о. Павел, что задача людей не переделывать государственный строй, а работать над человеческой личностью. Самому быть лучше и за Истину Христову идти даже на страдания. Только выстраданные убеждения могут иметь силу примера.
Христианам нужно быть апостолами Просвещения — вот наше назначение. Будем следовать по пути святых Апостолов Господа Иисуса Христа, которые не делали заговоров, не основывали ни тайных, ни явных политических обществ, а распространяли Учение своего Божественного Учителя. Если общество не поколеблется в вере в Спасителя, тогда оно пойдёт к совершенству».
По материалам публикации еженедельника «Спасск» № 11 (1527), а также сведений из Российского Государственного Исторического Архива Дальнего Востока


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх