Статьи

Поседевшие годы

13.12.2004

- Учись Аня "понимать" машину, если шофера убьют, придется самой за руль сесть. А на войне, мало уметь крутить баранку, нужно особую шоферскую интуицию иметь, иначе не выжить, - поучал будущую радистку инструктор по вождению в военном училище связистов.

К счастью, было в ней это самое шоферское чутье, оно и помогло на полуторке доехать до Берлина. А еще она всегда была с Богом – молитвы: «Отче Наш» и «За Отечество» знала с детства и шептала на военных дорогах беспрестанно.

Радистки «Кэт» не получилось.

Не думала, не гадала двадцатилетняя девушка, что когда-нибудь будет получать знания в военном училище связи. Со школьных лет мечтала стать врачом. И дорога в Пензенский медицинский институт была открыта. Десятилетку окончила без троек. А их, детдомовских, с хорошим аттестатом зачисляли в институт без экзаменов, на полное государственное обеспечение; и общежитие бесплатно и питание. Но следом за выпускным балом пришла война и сломала все планы.

После училища Анне присвоили звание сержанта и направили на Ленинградский фронт, которым командовал маршал Жуков. Шел 1942 год.

Связистов в дивизии оказалось вдосталь, а вот в водителях нуждались позарез. Девяти вновь прибывшим радистам предложили показать свое умение в вождении. Отобрали шестерых, в том числе и Анну Костыреву (ныне Рябову). Так она стала военным шофером.

Служила Анна в артиллерии. Возила с поля боя раненых, донесения в штаб, разведчиков в тыл врача. Доставляла снаряды, питание и одежду на передовую. Ездила по дороге жизни. Вывозила из окружения женщин и детей.

Однажды по пути к штабу, куда она спешила с важным пакетом, услышала крики о помощи на русском языке, а в нескольких метрах от дороги, возле вырытой снарядом воронки, немецкого солдата на мотоцикле. Остановилась. Фашист был мертв. А на дне воронки лежал раненый майор советской армии. Анна сбросила с мотоцикла убитого и спустилась на нем в яму. С трудом привязала к мотоциклу уже потерявшего сознание офицера, вывезла его из «капкана» и доставила в госпиталь.

В штаб она припозднилась, но ее не наказали. Человека спасла.

Много натерпелась страха Анна на дорогах войны. Однажды привезла в «нашу» деревню троих разведчиков, а там оказались немцы. Усиленно молясь, она разогнала машину, сбила фашистов и вывезла разведчиков к своим.

Бог хранил отважную девушку. В сентябре 44- го Анна с грузом приехала в отряд, который находился в окружении. Бойцы удивлялись: «Как проехала?» Больше 300 человек укрывались в окопах. Там же лежали двое убитых. Они пытались принести воды, так как была выпита последняя капля. Речка находилась рядом между нашими и немцами, но командир запретил ходить за водой, грозил расстрелять без суда.

Анна отдала бойцам всю воду, которая хранилась для машины. Но ее не хватило на всех. И тогда она уговорила санитарку сходить к реке. Они взяли десятилитровые бидоны и поползли. Доползли, напились и попытались подняться. Перед ними стоял немец. Анна зашептала «Отче Наш..»

Вдруг он закричал по-немецки:

- Дети, не стреляйте, я тоже отец. Быстрее набирайте воду и уходите.

Вдали показались фашисты, и они поползли назад. По полстакана досталось всем.

- Кто ходил за водой, – строго спросил командир. Приказ был нарушен.

Все молчали. Командир повторил вопрос.

- Мы ходили. Стреляйте. Бог нас рассудит.

Вошел замполит и спросил, что случилось. Выяснив, записал фамилии и сказал:

- Медаль «За Отвагу».

Анна подумала - Бог спас. А когда ехала в этот отряд, молилась: «Господи, ну куда же они делись? Приведи меня к ним». И Бог привел и защитил. Она осталась цела и невредима.

Отчаянного водителя знали многие. Где бы она ни появилась, кричали:

- Как дела, Колесо.

Это прозвище она получила, за свою постоянную присказку:

- Меняю колесо.

Девушка, как бы не забарахлила машина, чинила ее сама, а на все вопросы и предложения помощи, отвечала:

- Сама справлюсь, просто пробила колесо.

Ее хитрость скоро распознали и дали ей соответствующее прозвище.

За всю войну никто не видел Анну плачущей. Когда в Польше снайпер прострелил ей бедро, она лишь стонала, пока вытаскивали пулю и перебинтовали. Сразу после процедуры, села в машину и повезла бойцов на передовую. Когда отлеживаться, если в машине ждут восемнадцать человек!? Затем было осколочное ранение в голову, и его она перенесла на «ногах». В госпитале лежала лишь раз, с тифом.

И вдруг командир увидел горошины слез на ее щеках.

- Анна, ты что, я никогда не видел тебя плачущей. Радоваться надо, домой едешь! Конец страданиям.

- Да, некуда ей ехать. Детдомовская она. Отца убили кулаки. Затем подожгли их дом. Мать вывела из пламени детей, а сама вернулась за кошкой и погибла. Родственников, она растеряла. Года три ей было, когда в детский дом увезли. Не знает до какой станции выписывать проездные документы, вот и расплакалась, - объяснил начальник штаба.

Анну и еще двоих девчонок-сирот оставили в Берлине. Там она пробыла до 1949 года. Работала при штабе. По вечерам помогала местным жителям разбирать завалы, чистить город. Вместе ходили в церковь. Многие немцы ей говорили, что не хотели войны, мужчины утверждали, что выполняли приказ Гитлера. Она простила их. И сама усердно просила Господа отпустить ее грехи.

В сердце песня, на груди медали

С гордо поднятой головой, в погонах лейтенанта, в медалях и знаках отличия в 1949 году ходила она по Москве. Ей льстило внимание прохожих. С ней заговаривали на улицах, расспрашивали о войне. А сегодня сердце Анны Ильиничны Рябовой невольно наполняется горечью. Когда идет она по улицам Находки 9 Мая и на груди два ордена Отечественной войны 1 и 2 степени, медали: «За отвагу», «За боевые заслуги», «Ленина», «Жукова», «Сталина», «Победы над Германией», почетный знак «50 лет Находки» и другие, никто даже не посмотрит в ее сторону. Проходят равнодушные школьники и их родители. Зачастую в автобус не помогут войти, а это ей непросто, дает о себе знать ранение в ногу. Но эта боль пустяк по сравнению с болью от людского равнодушия. Трудно мириться с черствостью человеку, всю жизнь прожившему для людей.

И сегодня Анна Ильинична помогает нуждающимся. Постоянно бывает в обществе инвалидов, соберет подержанные вещи и спешит к малоимущим. Частая гостья она и в доме Малютки при детской больнице №2. И гостинцы приносит и песнями радует.

Хорошо знаком жителям Находки глубокий, проникновенный голос Анны Ильиничны Рябовой. Поет она сызмальства. В детском доме занималась в танцевальном и вокальном кружках, научилась играть на гитаре. Песня "шагает" с ней по жизни, и здорово выручает в «ненастные» времена, бывало, затянет русскую – и вон с души печаль. Долгие годы Анна Ильинична пела в хоре ветеранов, сейчас выступает с вокальным ансамблем клуба «Фронтовичка». Они дают концерты в воинских частях, в Доме-интернате для одиноких пожилых людей, на общегородских мероприятиях. Ей одной позволено петь мужскую песню-шофера. Заслужила.

Кстати, она по сей день водит машину. Правда рядом, обязательно находится одна из двоих дочерей.

Сегодня частенько война к ней возвращается во снах, особенно когда ноют раны, ломит ногу и руку, беспокоят осколки, снятся бои и те, кто был рядом в те трудные годы. А днем, она больше любит вспоминать встречу с однополчанами в Волгограде. Было это в 1985 году.

…Рейс из Приморья по метеоусловиям задерживался. Прямо из аэропорта приехали в дом культуры, там уже шел концерт, между номерами делились воспоминаниями ветераны. И вдруг ее пригласили на сцену. Следом поднялись трое мужчин. Ведущая спросила, не знает ли она кого-нибудь из них. Анна Ильинична ответила отрицательно. Тогда ведущая стала рассказывать о том, как на войне девушка-водитель на мотоцикле из воронки вывезла раненого. Один из мужчин заплакал. Они обнялись. Спасенный сказал, что безуспешно искал ее долгие годы, ведь он не знал ни имени, на фамилии, только слышал, как ей крикнули вслед:

- Где пакет, Колесо!

И решил, что ее фамилия либо Колесова, либо Коляскина. Но ему отвечали, что в артиллерийской 78 дивизии не было такой. И только когда он приехал на эту встречу, узнал ее по фотографии.

Открылся занавес. На сцене была импровизированная воронка. Артистка цирка на мотоцикле вывозила из нее «раненного». Зал аплодировал.

- Я желаю людям жить дружно, не раня друг друга равнодушием. И чтобы никогда не было войны, такой страшной, как была. Сколько погибло, сколько пострадало… А сколько гибнет сейчас. Без войны, как на линии фронта. Я всякий раз в молитве прошу Господа, чтобы он образумил людей! Молюсь, чтобы люди были добрее. Пусть Новый год принесет мир, и успокоение в ваши души, - пожелала Анна Ильинична Рябова.

Мария МУЗЫКА.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх